издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Что нам стоит парк построить

Проект реставрации парка «единственной от Урала до Тихого океана усадьбы» – дома иркутского городского головы Владимира Платоновича Сукачёва – вызвал настоящий ажиотаж не только среди специалистов-архитекторов, но и у представителей законодательной и исполнительной власти региона. Вероятно, на руку разработчикам плана сыграл и эффект новизны: такая публичная презентация в Иркутске проходила впервые. Содержание её настолько понравилось депутату Заксобрания области Сергею Курилову, что он тут же решил пролоббировать увеличение финансирования этого проекта, напомнив вице-премьеру регионального правительства Владимиру Дорофееву, что «деньги-то у вас есть».

В создании проекта реставрации парка усадьбы Сукачёва, выполненного мастерской «Традиция», участвовали архитекторы, биологи, дендрологи, поэтому план получился очень масштабным. 

Разработчикам хотелось максимально восстановить вид той территории, что была создана в 19 веке при Владимире Сукачёве. Но так как информации о том, что и как было в парке во времена Сукачёва, у авторов проекта не хватало (все предыдущие исследователи тоже ссылались на недостаток данных для реконструкции), они взялись изучать семейный альбом городского головы. Просмотрели десятки фотографий с запечатлёнными на них Владимиром Платоновичем, его женой, детьми, посетителями парка, ученицами школы для девочек, находящейся на территории усадьбы, и по второстепенным деталям старых изображений – деревьям на заднем фоне, тропинкам, разным видам ограждений – восстановили картину парка. 

– Вот школа для девочек, которая расположена вдоль улицы Советской, – рассказывала главный архитектор проекта реставрации парка усадьбы Татьяна Гусева, указывая на чёрно-белое здание, изображённое на старинной отсканированной фотографии. – Кадр даёт нам возможность увидеть посадки деревьев, а за забором – плотную берёзовую рощу с симпатичным названием Пупыристая заимка. Вот зимние фото: толпа народа на снежной тропе. Тут можно проследить существование тропинок и разглядеть смешанную аллею сзади. 

Следующий кадр – Владимир Сукачёв с женой в окружении людей. Однако внимание исследователей привлекли не люди, а укутанное в ткань дерево на заднем фоне –  оно позволило предположить, что в парке к традиционным сибирским подсаживались теплолюбивые растения. А «самой информационной» фотографией археологами было признано изображение с ученицами школы для девочек в белых платьишках: при внимательном рассмотрении среди берёз позади девчоночьей толпы прослеживается некое сооружение, в котором была опознана карусель. 

– Так, по крупицам выуживая информацию, мы получали представление о том, как это всё было, – сказала Татьяна Гусева. 

«Гулятельный» парк

В Иркутске будет не только восстановлен парк при усадьбе Сукачёва, но и создан памятник иркутскому градоначальнику

Чтобы представить, как это всё будет, разработчики нарисовали чертежи с подробной разметкой будущих объектов, сделали изображения предполагаемых площадок парка и даже создали две виртуальных видеопанорамы территории. Если выйдет действительно то, что планируется, будет здорово. 

Территорию усадьбы площадью три с лишним гектара планируют разделить на две основные зоны – музейную и парковую. В первой будут ещё шесть подзон: входная, административная, учебно-просветительская – это там, где расположена школа для девочек, музыкально-игровая – раньше там во время праздников играл духовой оркестр, экспозиционная – для выставок на свежем воздухе, и территория для гуляний. По планам разработчиков в будущем там можно будет кататься на старинных велосипедах или даже в каретах. Вообще парк усадьбы Сукачёва  изначально был «гулятельным», то есть задумывался как доступный для широкой публики, – и проектировщики опирались именно на эту идею. 

Попасть в парк можно будет с шести сторон: будет организовано три въезда для машин (плюс три небольших парковки рядом с ними) и три пешеходных прохода. Причём один из этих проходов планируется со стороны областного загса, от него в сторону музейного комплекса будет вести новая аллея, которую предлагают создать разработчики. 

– Дать возможность молодожёнам пройти куда-то пешком, а не совершать традиционные поездки до вечного огня – это большое дело,  – оценил Сергей Курилов. – Я думаю, если бы мы захотели спросить мнение народа об этой идее и вышли бы с таким вопросом на остановку, любой человек поддержал бы её. 

В парке будут восстановлены четыре исторические аллеи: Берёзовая, Лиственничная, Смешанная и Центральная, их вымостят красной дресвой. Все остальные аллеи будут покрыты серой дресвой, а допроектированные для организации кольцевого движения по парку пешеходные тропинки засыплют песчаным покрытием. 

– У меня чисто бытовой вопрос, – поинтересовался Владимир Дорофеев. – Вот вы пришли в парк на шпильках – это покрытие позволяет там ходить? Я не для себя стараюсь, – тут же развеял он возникшие сомнения. 

– На шпильках – не знаю, а вот на каблуках по дресве вполне можно – проверено, – кивнула Татьяна Гусева. 

Розарий в Сибири 

Вот так, по задумке проектировщиков,
будет выглядеть одна из аллей парка

– Сейчас по сравнению с 1992 годом мы наблюдаем стремительную деградацию парка: например, 102 исторических, то есть сопоставимых по возрасту с усадьбой деревьев, с тех пор было утрачено, – констатировала руководитель группы дендрологов, замдиректора по инновациям Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН Татьяна Пензина. 

«Тем не менее мы имеем очень хорошую структуру для будущей реставрации парка», – отметила она: сейчас на его территории растут 495 деревьев и 370 кустарников, из них 146 исторических растительных объектов. В перспективе, по её словам, в парке будут разбиты мини-сады из крушины, бузины, сирени и рябины и воссозданы исторические уголки – «дальневосточный сад» и «западный сад».

– Сукачёву отовсюду привозили семена растений и саженцы, у него ведь одно из университетских образований было биологическим и он любил экспериментировать, высаживать эти растения в своём парке, – пояснила Пензина. 

А ещё в парке появится розарий – оказывается, иркутский голова безумно любил розы. Для обслуживания такого обилия растительности будут нужны шесть–восемь штатных садовников, подсчитали разработчики.  

Кроме того, планируется закрыть с помощью растений «проблемные участки», то есть современные здания, расположенные вокруг усадьбы и «агрессивно вторгающиеся в смысл исторического места и в его фитоклимат». 

«Я люблю тебя, Нади»

Стоить всё это удовольствие, по предварительным подсчётам, будет 63 млн. рублей, сообщил заместитель директора Центра по сохранению историко-культурного наследия региона Андрей Самбуров. 

– На сегодня у нас только один источник финансирования – это бюджет Иркутской области, – пояснил он. – В этом году в рамках подготовки к юбилею города планируется выделить на первый этап реконструкции 8 миллионов рублей, однако окончательно вопросы денег будут решены на майской сессии Заксобрания. При наличии финансирования полностью все работы можно будет выполнить в течение трёх с половиной лет.

Видно было, что презентация довольно сильно впечатлила присутствующих. Обрести рядом с центром города такой исторический мини-парк, вероятно, хотели бы многие из иркутян. На волне впечатления от услышанного Сергей Курилов не стал церемониться и с ходу заявил:

– Очевидно, объёмы финансирования, предусмотренные на этот год, не очень достаточны для скорейшей реализации проекта. Видимо, нас поэтому и пригласили. Ложка-то к обеду дорога, и если мы всё будем делать веками, то следа своей деятельности не оставим. Я думаю, работы по реставрации могут быть профинансированы за счёт совершенно неожиданных правительственных доходов, о  которых мы все знаем и ожидаем. Деньги-то у вас есть, – загадочно закончил он, обращаясь к Владимиру Дорофееву. 

Последний предпочёл на эту тему не распространяться, зато выразил уверенность, что к реализации проекта надо привлекать и бизнес, который «понятно, что по 20 миллионов не выделит, но наверняка поучаствовать захочет».

Таким меценатам со стороны директор музея-усадьбы Елена Зубрий хотела бы доверить создание памятника Надежде и Владимиру Сукачёвым. 

– Есть фотография, когда они сидят в креслах, такие красивые, удивительные! – рассказала она. – И подлинная записка сохранилась, когда Владимир Платонович изъясняется Надежде Владимировне в любви: «Я люблю тебя, Нади», – пишет он на четырёх языках. Мы хотим поставить такой памятник: на скамье сидят двое этих людей, и один другому передаёт записку. Это будет рождение новой традиции, ведь влюблённые эту записку затрут «на счастье» через месяц! 

По словам руководителя службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Виталия Барышникова, стартовые работы в парке, вне зависимости от объёма дополнительно привлечённых средств, начнутся уже через несколько недель, в конце  мая. 

– Конечно, первое, что хотелось бы сделать, – огородить периметр парка, чтобы ограничить доступ всякой неорганизованно шатающейся публики типа алкашей, – сказал он. – А дальше будем работать на территории, которая сегодня эксплуатируется музеем, чтобы не «размазывать» деньги по парку. 

Проектировщики пообещали, что вне зависимости от того, насколько растянется реставрация в итоге, первые её результаты можно увидеть уже в сентябре, когда Иркутск будет праздновать своё 350-летие.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры