издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Идём по брусчатке лет на 200 назад»

У Иркутска появился уникальный шанс – сохранить фундамент Московских триумфальных ворот. Если будет принято совместное решение властей и владельца территории, то небольшой участок на улице Декабрьских событий в районе от Нижней набережной до улицы Рабочей может стать музейным экспонатом прямо под открытым небом. Достаточно залить это место высокопрочным стеклом, и в городе появится необычный памятник – рядом с новыми Московскими триумфальными воротами кусочек подлинного фундамента старых ворот и брусчатка 1939 года. Если решения не будет, город получит ещё одну автостоянку или газон.

«В Иркутске найдено основание фундамента Московских триумфальных ворот» – эта новость в середине июля облетела все СМИ. Археологи, обследовавшие участок прокладки теплотрассы 5-го коллектора на улице Декабрьских событий на территории от Нижней набережной до улицы Рабочей, вскрыли мостовую 1939 года и некое сооружение, сложенное речными валунами и галькой. Вскоре стало понятно: это западная часть фундамента Московских триумфальных ворот, которые были заложены 200 лет назад, в 1811 году, и разрушены в 1928 году из-за обветшания. Так рядом со строящимися новыми воротами были открыты остатки старых. 

«Вбивали, вероятно, бревном»

– Это уникальный фундамент, – рассказывает археолог Центра по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области Виталий Краснощёков. – Сооружение, естественно, без всякого бетонирования, без опалубки. По периметру толщина его полтора метра. Мы предполагаем, что вначале рылась канава, а потом в неё забутовывали речные валуны и гальку с суглинком. Вбивали, вероятно, бревном, подвешенным через блок, – некоторые валуны даже лопнули. 200 лет прошло, а разобрать такой фундамент и сейчас очень затруднительно. 

Длина западной стены – семь метров. На верхней части забутовки были найдены следы извести; археологи предположили, что когда-то на основании из валунов лежали песчаниковые блоки, а уже на них – кирпичная кладка. Современность внесла свои коррективы: полностью откопать фундамент было нельзя. Часть западной опоры и восточная, вероятно, находятся под бетонным фундаментом близ перекрёстка улиц Декабрьских событий и Нижней набережной. Работы в июле велись очень быстро. «А что там фотографировать? Там бульдозер уже всё ровняет», – разочарованно произнёс редакционный фотограф, опоздавший к раскопкам буквально на день-два. Фундамента западной части ворот уже нет: едва археологи «отработали» её, как на их место снова пришли строители – теплотрасса ждать не могла. 

Тогда казалось, что фундамент Московских триумфальных ворот навсегда останется только на фотографиях в архивах учёных. Но в августе всё изменилось. Мы стоим на той самой мостовой 1939 года, построенной по постановлению Иркутского горсовета. Рядом археологи раскапывают какое-то сооружение из речных булыжников. Им снова удалось обнаружить фундамент Московских триумфальных ворот, теперь – при обследовании территории зоны благоустройства здания Байкальского банка. Только сейчас, конечно, это другая их часть. У Иркутска появился ещё один шанс сохранить этот кусочек фундамента и каменной мостовой. 

«Рота юнкеровъ Иркутск …»

Виталий Краснощёков: «Ни одного соизмеримого объекта
вот в таком интересном разрезе в Иркутске нет»

«Что уникального в этом месте? Ну, фундамент, и всё», – провоцирую я Виталия Краснощёкова, понимая, что это далеко не всё. «Мы ведём более-менее последовательные работы на этом месте с 2004 года, семь лет! – отвечает он. – С того самого момента, когда началось строительство здания Байкальского банка Сбербанка РФ». Объект археологического наследия на пустыре между улицами Декабрьских событий, Нижней набережной и общежитием педагогической академии в своё время назвали «Усть-Ушаковка». 

– Временной разброс находок здесь очень широкий, – говорит археолог. – Есть стояночные комплексы мезолита, 9 тысяч лет назад, есть – среднего неолита, а это около 5 тысяч лет назад, и палеометалла – около 2-3 тысяч лет. А есть интересные материальные остатки современного города 18–20 веков. Нельзя сказать, что на всём временном отрезке – от 9 тысяч лет до первой трети 20 века – территория была обитаема. Были перерывы, конечно, но интересно то, что практически все этапы существования города представлены – с первых его моментов до современности. 

Краснощёков уверен: «Усть-Ушаковка» – пример хорошего сотрудничества заказчиков и археологов. У учёных был интереснейший опыт последовательного изучения объекта на протяжении семи лет. Всё начиналось с первых шурфов по заказу Сбербанка, когда была обнаружена стоянка каменного века; потом занялись благоустройством территории и стало ясно, что стоянка может распространяться и на нынешнюю площадь раскопок. А затем появилась возможность копать и в зоне теплотрассы. Сплошного залегания, конечно, не было: горожане век за веком строились, обживались, ездили, слои проваливались из-за землетрясений, и часто более поздние отложения попадали к древним. Так там иногда и соседствуют предметы, которым девять тысяч лет, и те, что отметили 200-летие. «Все семь лет тут было над чем работать», – говорит археолог. 

Да и само место, его роль в городской среде были очень интересными. Ядро Иркутска располагалось, конечно, не здесь. Жили наши предки там, где был острог, в районе нынешнего Вечного огня, у Спасской церкви. А здесь археологи обнаружили следы культурного возделывания почв, земледелия. «Место очень удобное, первая терраса, а дальше идёт луговая пойма, которая заливалась водой и была пригодна только для выпаса скота, – говорит археолог. – А здесь самое место для земледелия. Как мы на это вышли? Владимирская церковь рядом – капитальное строение, да и другие капитальные здания. Их никогда не построят на зыбкой почве». 

В отчётах археологов есть сухая фраза: «материальные остатки города». Но за этим – монеты, женские украшения, крестики, пуговицы, пули… В 2007-м среди прочего здесь нашли три деньги и полушку 1748 года, «денгу» 1768 года («монета сибирская», с вензелем Екатерины II на реверсе). Археологи хранят кусок слюды в жестяной оправе, когда-то это было окошко. Есть и стеклянные и гагатовые бусины, и 8-фунтовое пушечное ядро, и пуля, выпущенная из японской винтовки «Арисака». Обнаружили они и металлическую печать, на аверсе которой был герб Российской империи – двуглавый орёл, а по краю надпись: «РОТА ЮНКЕРОВЪ ИРКУТСК. ПЬХ. ЮНКЕРСК. УЧИЛИЩА». В 2009 году на завершающем этапе строительства здания Сбербанка археологи обследовали котлован, и открылись остатки православного погребения. Есть версия, что это часть прихрамового погоста Владимирской церкви. Ведь в 90-х по Декабрьских событий в створе улицы Польских повстанцев уже находили разрозненные фрагменты скелетов с этого погоста. А летом 2009-го группа исследователей – археологов под руководством Натальи Бердниковой – проводила спасательные работы на северной части некрополя (это южная оконечность строившегося тогда здания). 

И когда экскаватор вскрыл бетонную автодорогу, ведущую к общежитию пединститута, на глубине около метра появилась та самая каменная мостовая 1939 года, ниже были находки, датируемые серединой 18-го – первой третью 20 века. Здесь же были обнаружены более древние предметы – отщепы, пластины, пластины с ретушью, нуклеусы, скребки. За всё время раскопок были найдены и неразорвавшийся снаряд калибра 120 мм (как полагают археологи, остался он тут после событий 1917–1919 годов), и новые слюдяные окошки с отверстиями для крепления, и фрагменты тиглей, в которых плавили железо. При раскопках этим летом среди находок были «денга» 1748 года, пять копеек 1763 года, чернильный пузырёк, эмалевый нательный крестик из бронзы, бусины, керамика, кусочки печных изразцов. Почти по всей вскрытой площади по улице Декабрьских событий шёл горизонт битого красного кирпича с известковым раствором – вероятно, это следы разрушенных в 20-е годы прошлого века Московских триумфальных ворот и других строений. Обо всём этом можно было бы рассказывать часами. Но как бы было здорово, если бы можно было привести экскурсию на то самое место и показать: «Вот здесь были Московские триумфальные ворота!». 

Ворота, брусчатка, стоянка

Фундамент Московских триумфальных ворот и через 200 лет разобрать трудно – на века делали

Когда археологи завершат свою работу, на их место придут экскаваторы. Засыплют всё землёй. Если до этого времени не будет принято никакого решения, мы навсегда потеряем шанс увидеть когда-нибудь хотя бы часть подлинных Московских триумфальных ворот. На том месте, где мог бы быть уникальный, единственный в городе музейный экспонат, появится автостоянка или газон. А ведь можно было бы совместить эти две функции, уверен руководитель службы по охране культурного наследия Иркутской области Виталий Барышников. Существуют современные технологии, когда раскопанный археологический объект заливают высокопрочным стеклом, которое способно выдерживать даже вес автомобиля. 

– Да есть масса вариантов, как сделать этот участок и удобным для владельца, и интересным для горожан, – считает и Виталий Краснощёков. – Я как житель города хотел бы, чтобы можно было прийти и посмотреть своими глазами на небольшой кусочек старого Иркутска. Нынешним летом исполнилось 200 лет с того времени, как эти ворота были заложены, было бы символично сделать такой подарок к 350-летию. Ни одного соизмеримого объекта вот в таком интересном разрезе в Иркутске нет. Это само по себе уникально: объект 200-летней давности мирно соседствует с объектом 1939 года. Представляете, приходим на обычную стоянку или газон и идём по брусчатке лет на 200 назад.

В своё время Сбербанк РФ обещал вложить средства в строительство новых Триумфальных ворот и облагородить место, где располагались старые. Поскольку площадка, где находится археологический объект, принадлежит банку, то именно у него появляется шанс сделать то, что пока не удавалось в городе ни одному предприятию, – соорудить единственный в Иркутске памятник археологическому объекту. Если бы власти региона обратились с такой просьбой к Сбербанку, возможно, проект мог бы стать реальным. Пока же в пресс-службе Байкальского банка Сбербанка РФ «Иркутскому репортёру» заявили, что «принципиальное решение» как по вопросу финансирования постройки новых ворот, так и по вопросу сохранения археологического объекта принимает Москва. «А такого решения пока нет», – прокомментировала ситуацию сотрудник пресс-службы Ольга Ретинская. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры