издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Время собирать урожай

Областная власть продолжает смотреть в будущее с оптимизмом

  • Автор: Владимир ДЁМИН

Август 2011 года останется в памяти многих жителей области как период довольно напряжённого ожидания: последний месяц перед крупномасштабным празднованием 350-летия Иркутска, последний месяц перед началом избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы VI созыва, а также срок исполнения множества более или менее мрачных пророчеств по поводу ухода губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева со своего поста. Иркутские «кассандры» в очередной раз ошиблись: Мезенцев остался в Иркутске – продолжать начатое и начинать новые долгосрочные проекты.

Немного статистики

Результаты работы областного правительства за последние два года (то есть именно в тот период, когда его формированием занимался действующий губернатор) в области встречают настороженно и часто критикуют, но есть вещи объективные, которые оспорить невозможно. Итак, в августе 2011 года стало известно, что государственный долг области последовательно снижался до отметок 5,8 млрд. рублей, 5,6 млрд. и в конце месяца достиг уровня 5,2 млрд., а ведь не так давно он достигал 14,2 млрд. Областной бюджет тремя выплатами погасил около 1,3 млрд. рублей кредитов, полученных из федерального бюджета, и часть облигаций областного займа. Новость за последнее время стала довольно привычной, как и повышение кредитного рейтинга региона, и всё же следует помнить, что деньги не поступают в бюджет области с печатного станка – за каждой выплатой стоит напряжённая работа министерства финансов, налоговых органов и профильных министерств, которые постепенно наводят порядок в своих отраслях. 

Министр лесного комплекса Николай Пенюшкин, например, работает в своей должности только с мая 2011 года и едва ли может поставить достижения отрасли себе в заслугу – но достижения эти впечатляют. В первом полугодии 2011 года налоговые поступления отрасли в областной бюджет выросли на 86% (почти в два раза!) и достигли размера 760 млн. рублей. При этом министр признаёт, что беспорядка хватает: из 1800 имеющихся в области предприятий не зарегистрировано в официальном порядке каждое шестое, из числа зарегистрированных каждое седьмое явно «химичит» с отчётностью и налогами. Репутация лесной отрасли, оборот которой в первой половине текущего года вырос на 22% и достиг размера 20,9 млрд. рублей (почти треть расходной части областного бюджета), такова, что даже погружённые в тему журналисты уверены: большая часть идущих в лесное хозяйство инвестиций – китайские, а предприятия, работающие в нём, так или иначе криминализированы. 

Отдадим должное министру: его такие вопросы не удивляют и не пугают – он прямо говорит, что справиться с проблемой можно только объединив усилия областных властей, муниципалитетов и правоохранительных структур. Есть, впрочем, и ещё одна сторона проблемы: можно – гласно или негласно, зависит от остроты проблемы – поощрить крупный лесной бизнес, и он постепенно наведёт свой порядок, устранив и фирмы-однодневки, занимающиеся хищнической добычей сырья, и иностранных конкурентов, к которым по определению доверия меньше. Справится ли потом правительство с набравшими силу гигантами – вот в чём вопрос. Ситуация с поставкой нефтепродуктов говорит о том, что работать с двумя-тремя крупными структурами нисколько не проще: не имея конкурентов, гиганты бизнеса (причём любого) становятся неповоротливы и приобретают способность игнорировать сигналы, идущие от потребителей. В августе правительству пришлось в очередной раз вмешиваться в ситуацию на рынке топлива, в результате чего в область поступили и были распределены между независимыми операторами 8 тысяч тонн бензина. 

Это было очень своевременно, поскольку в августе сначала в семи, а к концу месяца в двенадцати районах началась уборочная кампания. Урожайность зерновых в 2010 году в разных выступлениях министра сельского хозяйства Александра Кириленко колебалась от 17,9 до 20,1 центнера с гектара, однако и по нижней границе область выходила на третье место среди регионов Сибирского федерального округа. В нынешнем году, похоже, повторить достижение не удастся: средняя  урожайность составляет 17,3 центнера, и это меньше, чем в аналогичный период прошлого года. В целом итоги года должны быть для отрасли если не с прибылью, то хотя бы повторением прошлогоднего результата. С одной стороны, аграрии, независимо от размеров хозяйства, жалуются (как всегда) на климат, дороговизну техники, рост тарифов и нехватку поддержки со стороны правительства. С другой – в первом полугодии  сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств было произведено на 11,1 млрд. рублей, посевные площади увеличены на 36 тысяч гектаров, идёт расширение и реконструкция животноводческих комплексов. 

Ещё одним подтверждением того, что по итогам года следует ожидать положительных новостей, стало заявление министра финансов Алексея Зезули: в области впервые за многие годы остановился рост кредиторской задолженности муниципальных образований. Нельзя не отметить, что произошло это на отметке 5,4 млрд. (именно столько муниципалитеты задолжали) и есть надежда, что правительству удастся списать 2 млрд. и реструктурировать ещё 1,7 млрд. рублей. Бюджеты большинства муниципалитетов в первом полугодии были исполнены с профицитом (дефицит зафиксирован только в 11 случаях). Правда, успех был достигнут в основном за счёт роста финансовой помощи из бюджета области: она выросла на 16%, собственные доходы муниципалитетов – на 4,7%. 

Диалог или конфликт?

Судя по отставке министра здравоохранения Гайдара Гайдарова, губернатор вряд ли считает правительство области окончательно сформированным, а запущенные процессы – развивающимися в автоматическом режиме. Особенно пристальное внимание выпадет на долю двух министров – жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Петра Воронина и строительства и дорожного хозяйства Александра Орешкова. У первого хозяйство большое, проблемное, но все трудности давно известны и даже пресловутая проблема «северного завоза» уже сведена к рутинной технической операции. В самом начале августа стало известно, что государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предоставит Иркутской области финансовую поддержку для проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья – 664,54 млн. рублей, к которым областной бюджет добавит 300 млн. из собственных средств. В «человеческом измерении» этот почти миллиард означает, что жилищные условия улучшат более 15,7 тысячи человек, 62 аварийных дома расселят, а 149 отремонтируют. О том, что средства программы не «пилят» и не пускают «налево», может свидетельствовать такой независимый источник, как общественная приёмная лидера «Единой России» Владимира Путина – сотрудники приёмной не без удивления отмечают, что количество жалоб на жилищные условия постепенно сокращается. 

Несмотря на то что ситуация с подготовкой к зиме из года в год улучшается – к середине августа были готовы к пуску 72% муниципальных теплоисточников вместо 67% в 2010 году на ту же дату, а в конце месяца 78% вместо 70%, – министр нашёл причины для критики действий мэров Слюдянского, Балаганского и Нижнеилимского районов. К концу месяца стало известно, что Слюдянскому району на подготовку к зиме выделили дополнительно 30 млн. рублей. Вроде бы немного, но гарантий, что и этой суммы хватит, нет никаких. Спустя пару дней, во время выездного заседания правительства, состоявшегося в Тайшете, министр пополнил список отстающих: Братск, Усолье-Сибирское, Нижне-

илимский, Усть-Кутский и Усть-Илимский районы накопили большие долги за энергоресурсы; в Бодайбинском, Киренском, Катангском, Слюдянском и Усть-Удинском районах не реализуются инвестиционные проекты по созданию опорных предприятий. Причём по поводу второй группы районов министр особо оговорился, что задержка происходит из-за непринятия административных решений, то есть по вине глав местных администраций. Губернатор поручил разбираться с проблемами отстающих мэров председателю Ассоциации глав муниципальных образований Иркутской области Вадиму Семёнову, мэру Черемхова. 

Едва ли общественная организация, каковой является ассоциация, сможет каким-то образом существенно повлиять на работу мэров. Если уж на мэров не смогли повлиять правительство и перспектива оказаться неготовыми к зиме в канун выборов в Госдуму, то увещевания и советы коллег по работе точно не проймут. Однако нетрудно объяснить поведение губернатора: если уж мэры создали объединение, чтобы коллективно влиять на решения исполнительной власти региона, то пусть те же мэры разбираются с соратниками, чья неэффективная работа снижает политический вес организации.

Месяц завершился совершенно фантастической акцией по покраске одного из деревянных домов, в которой приняли участие Дмитрий Мезенцев, Виктор Кондрашов и Александр Орешков. Если для мэра этот намёк, по-видимому, заключался в том, что ему надо активнее привлекать домо-владельцев к процессу подготовки города к юбилею, то для министра строительства и дорожного хозяйства Александра Орешкова это тревожный сигнал. Министр мог бы, наверное, и без губернатора заняться покраской, укладкой асфальта и прочими строительно-ремонтными мероприятиями. 

В августе фамилия министра звучала довольно часто: то он открывает конкурс на звание лучшего штукатура, то принимает участие в проверке готовности юбилейных объектов. Перед министром стоит чудовищная по объёму задача – в течение всего четырёх лет реализовать программу «Стимулирование развития жилищного строительства в Иркутской области на 2011–2015 годы» и обеспечить возведение в области 5,1 млн. квадратных метров жилья. Задача разделена на четыре основных раздела: стимулирование строительства малоэтажного жилья (с финансированием в 5 млрд. рублей), развитие индустрии строительных материалов (9 млрд. рублей), завершение разработки документов территориального планирования и подготовка кадров для строительной отрасли. Даже если вычесть из задачи, стоящей перед министром, завершение строительства юбилейных объектов и перспективу превращения штаба по подготовке к юбилею в постоянно работающий орган, на каждом из разделов программы можно без труда сломать доселе успешную карьеру. А в сумме они выглядят достойными включения в школьную программу в качестве «тринадцатого подвига Геракла». 

При этом надо учитывать, что часть из двенадцати предыдущих до сих пор не выполнена: строительные площадки и прилегающие к ним улицы – несмотря на проведение соответствующего конкурса между строительными организациями – выглядят похлеще конюшен царя Авгия. А ремонт проезжей части даже там, где нет проблем с ремонтом систем водо– и теплоснабжения, так же далёк от завершения, как срок исполнения наказания для дочерей царя Даная. Особенно тягостным становится впечатление от текста программы в тот момент, когда выясняется, что каждый из миллиона квадратных метров жилья, построенных в регионе в ближайшие пять лет, должен быть доступен для «большинства населения области». Министр осторожно не назвал цену квадрата, и это совершенно правильно: большинству населения доступны суммы столь скромные, что ни один застройщик работать за такие деньги не станет, даже если его очень попросить. Тот самый штаб, который Дмитрий Мезенцев предложил не распускать, отчасти сможет облегчить работу министерства строительства и дорожного хозяйства. Уж кто-кто, а руководство саморегулируемой организации и Союза строителей не может пожаловаться на недостаток внимания со стороны губернатора – встречи с правительством стали регулярными, любые проблемы можно обсудить едва ли не в считанные часы после возникновения. И всё, что требуется от строителей, – выполнить взятые на себя (добровольно взятые!) обязательства. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры