издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Выдающиеся доходы

Минфин не включил рост налога на прибыль в бюджет 2012 года

  • Автор: ЮЛИЯ ПЕРЕЛОМОВА, АНГЕЛИНА САЛОМАТОВА

Всего на 3,5 млрд. рублей вырастут доходы бюджета региона в 2012 году по сравнению с этим годом. Минфин счёл ненужным учитывать в областной казне на 2012 год 11-миллиардный рост поступлений налога на прибыль, который УФНС назвала «выдающимся как никогда». Финансисты и налоговики посчитали эти деньги разовыми. Между тем Контрольно-счётная палата Иркутской области заявила, что правительство в очередной раз сформировало бюджет с заниженными доходами и расходами, не учтя даже рост на 5,7% индекса потребительских цен. «Никогда специально минфин и правительство не занижали доходов», – парировал министр финансов Алексей Зезуля.

Нулевое чтение главного финансового документа области на 2012 год состоялось в минувший вторник на парламентском комитете по бюджету. Доходы областной казны минфин определил в 73,5 млрд. рублей, расходы – в 76,6 млрд. рублей. Дефицит 5%. Увеличение доходов, как налоговых, так и неналоговых, по сравнению с прошлым годом – не более 3,5 млрд. рублей. Министр финансов Алексей Зезуля назвал такой вариант бюджета «сбалансированным и консервативным». 

Однако около двух недель назад Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области озвучило объёмы доходов с января по сентябрь 2011 года. Оказалось, что только по налогу на прибыль рост составил 11 млрд. рублей. Ряд экспертов полагают, что разумно учесть хотя бы часть этих средств в бюджете 2012 года. Но, как пояснил во вторник Алексей Зезуля, минфин как раз этого делать не будет, так как рост по налогу на прибыль будет «незначительным». 

Глава КСП Ирина Морохоева осведомилась, на чём основаны такие консервативные прогнозы  минфина, и  напомнила, что для формирования карты доходов обычно используется индекс промышленного производства. Если взглянуть на данные Иркстата, то индекс за январь–сентябрь 2011 года вырос на 8,2% по отношению к декабрю 2010 года. Однако Алексей Зезуля заявил, что минфин не считает возможным в сложившихся условиях ориентироваться на индексы, а потому прогноз был сделан исходя из данных, предоставленных самими плательщиками, а именно 25 крупными предприятиями. Естественно, те никакого роста налога на прибыль не показали. И вовсе заявили, что платежи в 2012 году по отношению к прогнозу этого года уменьшат более чем на 2 млрд. рублей. Напомним, что в 2009 году областные финансисты заложили такие доходы бюджета–2010, которые к концу года совсем не совпали с фактическими, увеличившись на 8 млрд. рублей. Формируя бюджет 2011 года, Алексей Зезуля и тогда призывал коллег быть «консервативными» и рассчитывать на прирост налоговых и неналоговых доходов только в сумме 2,9 млрд. рублей. По факту оказалось, что рост к утверждённым доходам составил за девять месяцев 14,6 млрд. рублей.  

Заместитель руководителя УФНС России по Иркутской области Елена Журавлёва назвала 2011 год «выдающимся как никогда» по налогу на прибыль. Кроме разовой сделки по продаже «Газпрому» имущества банкрота «РУСИА-Петролеум», принёсшей в бюджет 1,3 млрд. рублей, основные деньги поступили от добывающих предприятий, которые до отмены с июля 2011 года понижающего коэффициента таможенной ставки на вывоз углеводородов заработали неплохо. В УФНС заявили, как в песне: «Не повторяется такое никогда», а ещё: таких налогов они не ожидали. УФНС присоединилось к мнению минфина о консервативном подходе к формированию доходов, сославшись на «кризис и банки». Но даже в консервативном варианте налоговики дают 29,2 млрд. рублей доходов по налогу на прибыль, а минфин – только 26,3. 

Глава КСП Ирина Морохоева не сдавалась. Она заявила, что в числе показателей, которые влияют на мнение федерального Минфина, есть и «многократное уточнение налоговых и неналоговых доходов». Иркутская область, по мнению главы КСП, как раз этим и отличается: сначала принимается заниженный объём доходов, а потом в течение года он корректируется. КСП считает рост доходов на 3,5 млрд. рублей слишком низким и не отражающим реальной картины. 

Зато Минфин РФ отмечает «рост доходного потенциала» региона и увеличение практических поступлений доходов по сравнению с другими субъектами. Отсюда – падает дотация на сбалансированность. «В настоящее время мы можем рассчитывать на объём дотаций в 2,6 миллиарда рублей, – заявил Зезуля. – А к 2013 году – 1,4 миллиарда рублей, к 2014 году – 300 миллионов рублей. К 2015 году Иркутская область перестаёт быть дотационным субъектом». Получается парадоксальная ситуация, о которой КСП говорит несколько лет: Минфин считает Иркутскую область субъектом с положительной налоговой динамикой и снижает дотации, а по факту региональный минфин всё время «зажимает» доходы. «Никогда специально минфин и правительство не занижали доходов», – заученно ответил Алексей Зезуля на вопросы депутатов.

Ирина Морохоева обратила внимание и на расходы. По данным Росстата, сводный индекс потребительских цен по отношению к декабрю 2010 года вырос на 5,7%. Глава КСП напомнила, что 13 октября губернатором был утверждён прогноз социально-экономического развития Иркутской области, где в числе других фигурировал и этот показатель. Однако КСП не заметила в новом бюджете роста расходов, связанных с этим индексом. Аудиторы, кстати, удивились, как это работа над бюджетом 2012 года уже вовсю шла, а прогноз социально-экономического развития появился позже, хотя всё должно быть наоборот. 

Министр заметил, что темпы роста расходов к доходам составляют примерно 129% к 1%. В два раза в этом бюджете, или на 2,5 млрд. рублей, должны быть увеличены расходы на дорожные нужды, поскольку формируется дорожный фонд. На тот случай, если в 2012 году состоится передача муниципальных учреждений здравоохранения на областной уровень, в резерве лежат ещё 5,7 млрд. рублей. Второй запас, который тоже пока застыл мёртвым грузом, – это прогнозируемый рост на 11% расходов на коммунальные услуги. Минфин ожидает, что в связи с федеральной заморозкой тарифов эти деньги можно будет высвободить. 1,1 млрд. рублей финансисты просто оставят в резерве. 

Около 700 млн. рублей – дополнительные расходы «на социальное обеспечение», куда входят такие проекты, как материнский капитал, льготы для семей с детьми. Однако пока правительство, похоже, зажало деньги даже для любимой «Единой России». Под угрозой срыва проведение конкурса муниципальных проектов, который при поддержке губернатора Дмитрия Мезенцева организовали фракция «Единой России» и «Общероссийский народный фронт». По масштабной задумке авторов, каждый муниципалитет первого уровня, которых в области насчитывается более 470, должен получить деньги на решение какой-либо насущной проблемы. На реализацию проектов хотели потратить 600 миллионов рублей, соответствующих изменений в бюджете этого года ждали ещё на сентябрьской сессии ЗС. Однако после отчёта министра финансов депутатам стало понятно, что денег в этом году они не увидели, не предполагается их выделение и в следующем. Депутаты-единороссы призвали министра решить проблему, ведь постановление о проведении конкурса муниципальных проектов было подписано Мезенцевым. Но Алексей Зезуля остался непреклонен и сообщил, что в базовый вариант бюджета 2012 года эти расходы включены не будут.  

Пока за бортом бюджета остались и дети, родившиеся весом около 500 граммов. Депутат Наталья Протопопова напомнила министру финансов, что с 2012 года Россия переходит на мировые стандарты регистрации недоношенных новорождённых и предполагается, что врачи должны бороться за жизнь человека, появившегося на свет с экстремально низкой массой тела от 500 граммов. При том, что выхаживание одного такого ребёнка обходится дорого, примерно в миллион рублей, говорит Протопопова, оно не может финансироваться за счёт обязательного медицинского страхования. Депутат попросила вспомнить договорённости трёхлетней давности о выделении 25 миллионов на выхаживание недоношенных детей. Такая  статья расходов, возможно, появится в бюджете, по крайней мере, министр обещал рассмотреть этот вопрос. 

Председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова вспомнила, что к концу года в Иркутске введут в эксплуатацию несколько крупных спортивных объектов, а это значит, что необходимо предусмотреть средства на их содержание. В частности, внимания требуют Ледовый дворец и комплекс «Байкал-Арена», ранее называвшийся «Империей спорта». Чиновники признались, что пока о выделении средств на эксплуатацию строящегося Ледового дворца речь не идёт, однако уже сейчас в министерстве физической культуры, спорта и молодёжной политики выделены ставки для пяти специалистов, которые примут участие во вводе объекта в эксплуатацию. 

С дворцом депутатам всё было понятно, но вот «Байкал-Арена» заставила в очередной раз задуматься. По словам Сергея Курилова, в софинансирование данного федерального объекта было вложено немало областных средств, но сейчас не понятно, какую пользу это принесёт региону. По словам министра физической культуры, спорта и молодёжной политики Игоря Иванова, вопрос обсуждался на федеральном уровне и, скорее всего, для иркутских спортсменов будет предусмотрена льготная арендная плата за тренировки в этом комплексе. Пока же мяч находится на стороне поля Минспорта РФ: ведомство должно определить орган, который будет управлять комплексом, а также размер аренды. 

Официальное внесение бюджета 2012 года в парламент планируется 25 октября. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры