издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Градостроительные амбиции

Иркутская область вырабатывает новые подходы в деле сохранения памятников

– В зале установилась не характерная для такой высокопрофессиональной аудитории бюрократическая тишина, – пошутил губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, открывая десятый Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры, который проходил в зале драмтеатра имени Охлопкова. – Это нормальное состояние органов охраны памятников, – ответил заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев. И оказался прав. По крайней мере, работа съезда была очень профессиональной, без лишнего шума и пустого сотрясания воздуха.

В основном обсуждали проект новой редакции основного Федерального закона «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Документ, кроме всего прочего,  содержит перечень полномочий органов госвласти и органов местного самоуправления в сфере охраны объектов культурного наследия, определяет цели и объекты историко-культурной экспертизы, устанавливает порядок разграничения собственности на объекты культурного наследия, в том числе объекты археологии.

– Мы за то, чтобы предоставить регионам самые широкие полномочия, – заверил Григорий Ивлиев. – Вопрос в том, смогут ли специалисты на местах обеспечить соблюдение закона? 

По мнению Дмитрия Мезенцева, в последние два года Иркутская область  демонстрирует не только желание соблюдать законы, но и способность вырабатывать новые тренды в деле сохранения памятников. А губернатор на примере исторического квартала ещё раз доказал: кто не рискует, тот не пьёт шампанского.  

– Два года назад к нам приезжал министр культуры России Александр Авдеев, – рассказал глава региона делегатам съезда, которые собрались в Иркутск из разных регионов России. – И я рискнул и повёл его туда, где сегодня красуется «Иркутская слобода». Тогда министр культуры региона Вера Кутищева тянула меня за рукав и в  ужасе шептала: «Что же вы делаете, зачем вы ведёте федерального министра на помойку?!» К счастью, министр меня понял и поверил. А ведь всего два года оставалось, могли не успеть. 

Успели. Теперь в правительстве говорят о реконструкции ещё четырёх кварталов, они будут подешевле и попроще, но «проект уже не отложить». А ещё регион готов быть инициатором разработки программы по сохранению деревянного зодчества как одной из основ развития новой градостроительной философии. В соразработчики можно взять  Томск, Вологду и другие  города, сохранившие деревянное зодчество. Эти новые амбиции также были обозначены на съезде.

Наконец, сам факт проведения в Иркутске юбилейного съезда органов охраны памятников не случаен и вызвал «добрую зависть у коллег из Бурятии», как сообщил делегатам Дмитрий Мезенцев. Даром что у соседей «юбилейная медаль больше». Ну а про то, что мы не всё успели закончить, что  при строительстве исторических домов не удалось состарить кирпич, в конце концов, про то, что Иркутск – единственный город, где триумфальные  ворота стоят не над дорогой, а над рекой, мы и сами знаем. Может быть, в этом есть глубокий символизм и сермяжная правда, намёк на наш  особый путь. Вроде как «большому кораблю – большое плавание».

Днём Григорий Ивлиев проделал свой путь по новым историческим местам Иркутска. Замминистра прошёлся по только что построенной набережной от Московских ворот  до отреставрированного Спасского храма. Дольше всего он задержался у фундамента исторических Московских ворот, внимательно рассмотрел брусчатку прошлого века. Теперь, конечно, трудно представить, что когда-то на этом месте наши предки выращивали пшеницу, но археологи говорят, что так оно и было. Более того, здесь найдены артефакты тысячелетней давности, и для учёных это самые ценные находки. На зиму раскопки закроют лёгкой конструкцией, предохраняющей их от влаги, а в будущем году планируется закрыть это место сверхпрочным стеклом. 

Осмотрев восстановленные фрески Спасской церкви, Григорий Ивлиев отправился в «Иркутскую слободу», чтобы своими глазами увидеть, что же было сделано за два года. Роль экскурсовода взял на себя губернатор. По его словам, «с этим кварталом он пережил горькое время, и часто казалось, что вот-вот появится на спине второй рюкзак под названием «Провал «Иркутской слободы»; один уже есть, он называется «Провал выборов мэра Иркутска». Но первым человеком, который попробовал пиво, сваренное в пивном ресторанчике исторического квартала, оказался замминистра культуры РФ, и стало понятно, что никакого рюкзака не будет.

– Это мужественный шаг – показать сделанную работу профессионалам, – оценил  открытость федеральный чиновник. – Даже если мы по закону гостеприимства о чём-то не скажем, все наши замечания останутся в анналах. Мы  замечаем не только достижения, но и ошибки. 

Вечером Дмитрия Мезенцева и Григория Ивлиева ждала встреча с иркутской интеллигенцией и деятелями искусства. Она состоялась в ещё одном «юбилейном» объекте – Доме музыки Дениса Мацуева,  открывала её министр культуры региона Вера Кутищева. Начали сразу о деньгах. Несмотря на то, что финансирование отрасли  увеличено в 1,5 раза, не считая строительства новой библиотеки имени Молчанова-Сибирского, модернизировать «культуру» пока никто не  собирается. «А жаль, потому что  слово нам нравится, если подразумевать под модернизацией вливание финансовых средств в отрасль», – посетовала Вера Кутищева. 

Дмитрий Мезенцев признал, что министр культуры защищает интересы своего ведомства как никто, даром что женщина. Но разговор всё же увёл  в более высокие сферы и посетовал на то, что власти не хватает диалога с людьми,  которые могут ей сказать правду в глаза. 

– К сожалению, большинство молодых людей считают деньги главным мерилом успеха. А помните, как говорил король из кинофильма «Золушка»: «Связи связями, но надо же и совесть иметь»? Может быть, нам в «Сером доме» развесить таблички с этой надписью? – задал губернатор риторический вопрос залу. Зал ничего не ответил. Вместо него слово взял Григорий Ивлиев, который, кстати говоря, в тот день имел первое публичное выступление в новой должности. Ещё несколько дней назад г-н Ивлиев был председателем Комитета по культуре Государственной Думы. 

По мнению новоназначенного замминистра, многие проблемы связаны с тем, что нет запроса на культуру из масс. «Ведь интеллектуальная элита не может транслировать свой запрос в массы», – обратился к залу Григорий Ивлиев. Но зал снова промолчал, хотя тут как раз есть о чём поспорить. Тем более что следом  были приведены цифры, явно указывающие на то, что массы тянутся к прекрасному.  По данным Минкультуры РФ, только 12% детей занимаются в школах искусств, а хотят заниматься 47%. 

О сложных отношениях с народом, в том числе и творческим людом, замминистра более подробно рассказал, отвечая на вопрос руководителя Театра пилигримов Владимира Соколова, который поинтересовался, есть ли у правительства стратегическая программа поддержки отечественного искусства.

–  Понимаете, с тех пор, как в 1990-е годы  рухнула цензура, у нас очень хорошие отношения с авторами, – сказал Григорий Ивлиев. – Но все очень боятся ущемить свободу творчества излишним  администрированием. Считается, что художник сам знает, что ему делать. Сейчас уже становится ясно, что такая программа нужна, но это дело будущего. А пока такие вопросы, как ваш, в Москве ещё не заданы… 

– Формально нас могли бы сюда вообще не приглашать, – взял слово главный редактор «Восточно-Сибирской правды» Александр Гимельштейн. – СМИ теперь отнесены к органам связи, при том что социальный запрос  на качественную журналистику остаётся, как остаётся и критика в наш адрес. По-моему, это странное решение, и я критикую партию и правительство за него. 

Григорий Ивлиев признал, что тут нечего сказать в ответ, остаётся только передать стенограмму премьер-министру. 

– Воевать со СМИ очень сложно, – добавил он. – Нам нужно сделать так, чтобы культура  и СМИ не противостояли,  а сотрудничали. 

В ходе  встречи Григорий Ивлиев  неожиданно заявил, что вообще-то Иркутская область скромничает и показывает не все свои достижения. Он имел в виду региональную программу «50 модельных сельских  клубов»,  действительно успешно реализуемую в Приангарье.  Вообще-то клубов оказалось не 50, а 100, в этом  призналась Вера Кутищева. Оказывается, у неё есть салфетка, на которой губернатор синим по белому написал  поручение разработать программу, там речь идёт о ста клубах. Григорий Ивлиев  одобрил «могучий  механизм софинансирования», заложенный в программу, обещал поднять её на федеральный уровень и распространить опыт Иркутской области на всю страну.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры