издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Дорогая Елена Сергеевна» по-прежнему не даёт ответа

  • Автор: Елизавета Остапчук, Мария Шишканова, студентки ИРКПО

Родители сегодняшних школьников помнят пьесу драматурга Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», которая в 80-е годы прошлого века наделала много шума и была поставлена на сценах театров, в которых молодые смелые режиссёры готовы были рискнуть своей карьерой ради того, чтобы честно поговорить со зрителями о той школе, которую чиновники от образования замечать не хотели.

В Иркутске спектакль о Елене Сергеевне и её «заблудившихся» учениках тоже имел оглушительный успех, но и в Прибайкалье постановка не получила продолжительной жизни. В начале горбачёвской перестройки о пьесе вспомнил великий советский режиссёр Эльдар Рязанов, который снял художественный фильм с актрисой Мариной Нееловой в главной роли. Возобновились спектакли в стране. Перелетела пьеса и за рубеж. В течение последних десяти лет она была поставлена почти во всех европейских странах, а также в Америке и Канаде.

Летом 2011 года спектакль «Дорогая Елена Сергеевна», поставленный в Иркутском региональном колледже педагогического образования, удивил театральную общественность Сибири на новом молодёжном театральном фестивале в Томске и Неделе экспериментального театра в Омске. Педагог Ольга Эристави и студенты специальности «сценическая деятельность» выступили как единый творческий коллектив. Актёрам удалось рассказать современную историю про амбициозных старшеклассников, которые пришли на день рождения учительницы, чтобы подменить результаты ЕГЭ. Те же герои пьесы – Володя, Паша, Ляля, Витя – в сегодняшних условиях понимают, что путёвка в жизнь и учёба в вузе на бюджетной основе зависят от баллов, набранных во время сдачи единого государственного экзамена. 

Времена, конечно, бывают разные – политически благоприятные или экономически нестабильные. Но перед каждым молодым поколением стоит проблема выбора. Не только профессии, карьеры, но и цены за возможное благополучие. Можно ли пожертвовать дружбой, уважением к себе, любовью ради выгоды? Пьеса ни в прошлом столетии, ни в XXI веке не даёт ответы на вечные вопросы. Зато она в большинстве случаев заставляет задуматься. «Не все зрители в школах города, где мы показываем спектакль, реагируют адекватно, – рассказывает руководитель театра и исполнительница роли Елены Сергеевны Ольга Эристави. – Нас очень удивила реакция ребят в одной из школ, когда во время выступления по залу летали пластиковые бутылки, звучали громкий смех и даже нецензурные реплики. Наша актриса тогда заметила: «Целый зал наших персонажей». Но очень важно дать повод поразмышлять зрителям и, конечно, школьникам. И многие всё же размышляют. После спектакля в некоторых школах ребята писали сочинения на тему выбора во взрослой жизни. Были после выступления и звонки с благодарностью». 

В родном колледже спектакль прошёл осенью перед текущей аттестацией. Актёры «выложились» в последний раз и решили положить спектакль «на полку».

– Какова основная проблема этого спектакля именно сегодня? – поинтересовались мы у Ольги Эристави.

– Затронут спектр проблем: взаимоотношения школьников между собой, с родителями, учителями, обществом. Но самый большой вопрос в спектакле – вопрос цены достижения цели. Каждый идёт к цели по своей лестнице: кто-то приносит в жертву себя, кто-то жертвует другими.

– На сцене наравне со студентами-актёрами работает педагог. Является ли это особенностью эмоционального взаимодействия между учителем и учеником?

– С одной стороны, роль учителя возрастная. С другой стороны, любой учебный театр – площадка для эксперимента. В данном случае эксперимент был направлен на выстраивание взаимоотношений студентов с педагогом на сцене. Задача заключалась и в том, чтобы каждому актёру дать возможность проявить личные качества, не «задавить авторитетом».

– На какую возрастную аудиторию вы работали в школах? И на какую реакцию рассчитывали? 

– В разных школах разное количество ребят. Мы принимали в нашем колледже параллели восьмых, десятых классов, и то они не все входили в зал на 60 человек. Поэтому на каждую школу мы работали по три-четыре спектакля. Что касается реакции, мы надеялись, что молодые люди будут думать. Мы не даём никаких рецептов, у нас даже открытый финал: в конце непонятно, умерла героиня или осталась жива. Мы не даём расшифровку. Размышляйте сами, принимайте любую собственную версию. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры