издательская группа
Восточно-Сибирская правда

За легендой

  • Автор: Дарья ЛОБАНОВА, Любовь БУТЕНКО

По следам золота Колчака отправились студенты и преподаватели Иркутского регионального колледжа педагогического образования. Экспедиция проходила с 23 по 25 октября. Целью исследователей была бухта Берёзовая, где, предположительно, на расстоянии семисот метров от берега был затоплен вагон с золотом императорской России.

Путешествие проходило по заповедному участку Кругобайкальской железной дороги, «Золотой пряжке стального пояса России».  До середины 20 столетия эта дорога входила в состав Транссибирской магистрали, однако после запуска Иркутской ГЭС, когда было затоплено водохранилище, под водой скрылась Иркутск-Байкальская железнодорожная ветка. КБЖД превратилась в тупиковую, потеряв стратегическое и экономическое  значение.

Сегодня Кругобайкальская железная дорога, западная её часть от станции Байкал до станции Слюдянка – это грандиозный комплексный историко-культурный, инженерноландшафтный памятник федерального значения, заповедный участок действующей железнодорожной ветки в составе Восточно-Сибирской железной дороги. Здесь, практически без утрат, сохранились памятники инженерного искусства вековой давности: 39 тоннелей, каждый из которых индивидуален по своей архитектуре, и 16 отдельно стоящих галерей; около 470 водопропускных (искусственных) сооружений – виадуков, мостов, труб; порядка 280 отдельных и комплексных подпорных стенок различного назначения.

Пунктом назначения экспедиционной группы была станция Хвойная (Уланово). Она находится на 98-м километре КБЖД. Возникла в первый период освоения и имела стандартный состав необходимых построек для обслуживания поездов и пассажиров. Во второй период пассажирское здание переместили на 150 метров, расширили пути. Хвойная – единственная из станций, которую после превращения участка в тупиковый ликвидировали. Сегодня тут разместилась туристическая база ВСЖД «Хвойная».

Именно здесь, недалеко от базы, на сотом километре, находится бухта Берёзовая. 

Пунктом назначения экспедиции стала станция Хвойная

В этих местах история живёт во всём: в каждом камне, в каждом листочке, в каждой травинке, в каждом архитектурном со-оружении,  в каждом ударе байкальской волны о берег. Кажется, сам плеск волн рассказывает нам о том, что происходило здесь почти целый век назад, нашёптывает нам мифы, связанные с этими местами. Байкал хранит все свои тайны в глубине вод. И ту тайну, ради которой мы проделали это увлекательное путешествие, – тайну пропавшего золота императорской России.

Во время гражданской войны в этих местах был подорван состав, возможно перевозивший часть золотовалютного резерва Российской империи. О пропавшем золоте ходят разные легенды. Кто-то считает, что оно было вывезено чехами; есть версия, что золотой запас осел в банках США.

Одна из теорий говорит, что часть колчаковского золота люди адмирала пытались провезти в поезде через Байкал, укладывая на замёрзшем льду озера рельсы. Однако лёд не выдержал, и сокровище пошло на дно. Когда в прошлом году один из подводных аппаратов «Мир» нашёл на дне Байкала старый вагон времён гражданской войны, о золоте Колчака снова вспомнили.

Время стирает следы истории почти столетней давности, и нам остаётся лишь гадать, какой из мифов о колчаковском золоте соответствует действительности. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры