издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Человек в своей жизни ищет что-то прекрасное»

Ученик лицея-интерната № 1 Александр Калмынин не так давно стал настоящей звездой, выдержав серьёзный напор внимания журналистов. Это и неудивительно, ведь он первым из иркутских школьников завоевал золотую медаль на Китайской национальной олимпиаде по математике. Есть у него и другие успехи: в седьмом классе он участвовал во Всероссийской олимпиаде школьников наравне с девятиклассниками, а в десятом получил бронзовую медаль на Международной олимпиаде в Румынии.

Но назвать его узким специалистом язык не повернётся: по всем остальным предметам Александр учится хорошо, к тому же состязался с другими школьниками в литературе. Сам он считает, что человек всегда стремится к чему-то прекрасному, которое есть даже в формулах и теоремах, но при этом ни в коем случае не «обходится одним видом прекрасного».

Солнечный класс, доска с чертежом и старшеклассник, аккуратно выводящий на ней мелком решение какой-то задачи… Внешне обычный урок математики в рядовой школе, если бы не две детали. Первая – планшетный компьютер в руках учителя, что очень непривычно для того, кто окончил школу десять лет назад. И вторая – всего лишь три ученика, один из которых время от времени разливает по миниатюрным чашечкам экзотический чай. «Нет, у нас так занятия не всегда проходят, – усмехается в ответ на недоумённый взгляд журналиста учитель математики лицея-интерната № 1 Николай Штыков. – Вернее, в таком составе всегда, но человек из Китая приехал, и мы решили это чайной церемонией отметить». 

Лента Мёбиуса, знакомая с детства

«Человек», о котором идёт речь, – одиннадцатиклассник Александр Калмынин, завоевавший золотую медаль на Китайской национальной школьной олимпиаде по математике. Его, в команде с четверыми москвичами и жителем Санкт-Петербурга  состязавшегося с 254 школьниками из КНР, на интернет-форумах уже называют «умничкой» и «вообще молодцом». И вполне заслуженно: он первым из иркутских школьников добился столь высокого результата на олимпиаде в Китае, считающейся одной из самых сложных в мире. Впрочем, в его символической копилке есть и другие, не менее ценные победы.

Что, наверное, и неудивительно, учитывая наследственность Александра. Он родился в Улан-Удэ в семье двух выпускников математического факультета. «Наверное, у меня есть определённая профессиональная культура ещё с рождения, мне уже в детстве рассказывали про ленту Мёбиуса и показывали, что такое корень из двух»,  – рассказывает герой статьи. Однако математиком, по его собственному признанию, он становиться не собирался – до пятого класса ему гораздо больше нравился русский язык. Но, как это часто бывает, в какой-то момент жизнь распорядилась по-другому – не смог принять участие в олимпиаде по гуманитарному предмету («то ли её не было, то ли проболел»), и кто-то предложил: «Иди на математику, у тебя решать задачи тоже хорошо получается». «Я там был не очень успешен: занял второе место на районной олимпиаде и десятое на «городе», – скромничает наш собеседник. Тем не менее в следующем году он начал еженедельно ходить на занятия в общественную организацию «Малая академия». Там и раскрыли талант будущего победителя Китайской национальной олимпиады, так что в седьмом классе Александр Калмынин перешёл на учёбу в лицей-интернат № 1.   

С девятиклассниками наравне 

Решение сложных задач отнимает у Александра Калмынина меньше часа, ещё полчаса уходит на оформление

«Такого уровня, если под уровнем понимать способность школьника при определённой подготовке получить диплом всероссийской предметной олимпиады, ребят было всего несколько», – подчёркивает Николай Штыков, который занимается подготовкой Саши уже пять лет. Во многом благодаря его наставничеству Александр стал единственным семиклассником, принявшим участие во Всероссийской олимпиаде школьников по математике. Причём состязался он с девятиклассниками: по правилам на региональный и заключительный этапы «России» допускают только их и тех, кто учится в девятых, десятых и одиннадцатых классах. «У меня было второе место на областной олимпиаде, потом получил диплом третьей степени на зональной, а на всероссийской я провалился, что и неудивительно», – вспоминает он сам. 

В восьмом классе Саша стал победителем математической олимпиады имени Леонарда Эйлера, а со следующего года он участвовал во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников. С этого момента в его активе появились два первых места на «области» и один призёрский диплом на «России». «В десятом классе я пытался пробиться на международную олимпиаду, но, к сожалению, вылетел на последнем этапе – не очень хорошо написал всероссийскую», – добавляет иркутский школьник. Правда, год назад он участвовал в олимпиаде в Румынии, на которой получил бронзовую медаль. «Это серьёзно, ведь до него там не выступал никто из наших земляков», – отмечает Николай Штыков. 

А пару недель назад едва ли не все иркутские СМИ написали о последнем достижении его подопечного: Александр Калмынин, выступавший в составе команды из России, завоевал «золото» на Китайской национальной олимпиаде по математике, которая проходила в Сиане с 5 по 10 января 2012 года. При этом он набрал практически 99 баллов из 126 возможных. И заодно стал первым иркутянином, добившимся столь высокого результата.

«То ли быстро пишу, то ли быстро соображаю»

На вопрос о том, что для этого нужно, Николай Штыков отвечает просто: «Системная подготовка». «Её основой являются специальные подборки задач по четырём большим разделам математики: алгебре, комбинаторике, теории чисел и геометрии, – добавляет он. – В каждом из них есть свои небольшие разделы и свои наборы идей – всего несколько сотен, если грубо прикинуть. Все их нужно отработать на заданиях разного уровня сложности, от простых, где достаточно одной лишь логики, до весьма сложных, решение которых со всеми вычислениями и промежуточными действиями занимает полтора-два часа». У Александра решение сложных задач, требующих многостраничных расчётов, по его собственным словам, отнимает меньше часа, ещё полчаса уходит на оформление. «Но я то ли быстро пишу, то ли быстро соображаю, потому что на зимних сборах мне говорили, что столько времени – это слишком мало», – пожимает он плечами. 

Быстро писать и соображать приходится по три-четыре раза в неделю на занятиях и в перерыве между ними, когда нужно решать серии из шести–десяти задач. И задания дают явно не из лёгких, например: «В группе из n человек некоторые двое имеют одинаковое число знакомых, а также имеют общего знакомого или общего незнакомого. Для каких значений n это возможно?». Решать подобные задачи приходится ежедневно. «Если я отдыхаю, то могу обычно где-то ближе к вечеру час позаниматься, а если плотно готовлюсь, то в день до шести часов уходит – сплошная математика вместо уроков», – рассказывает Александр Калмынин. 

Однако специалистом в одной только «царице наук» его не назовёшь – на счету нашего героя есть недавнее четвёртое место в областной олимпиаде по литературе. «Человек в своей жизни всегда ищет что-то прекрасное, – философски замечает Саша. – Безусловно, оно есть в формулах или теоремах, даже в чертеже, который мы только что чертили на занятии. Но если обходиться только одним типом чего-то прекрасного, то ты будешь крайне зашоренным человеком, а это не очень хорошо». И говорит это со знанием дела: в свободное время Александр читает немало художественной литературы, а заодно играет на электрогитаре. Услышав это, нельзя не поинтересоваться, как он относится к тяжёлой музыке, на что тут же следует ответ: «Смотря что понимать под тяжёлой… Металл я не люблю, а вот панк – да». 

«Выбор у меня велик»

Видимо, в силу своей разно-сторонности одиннадцатиклассник ещё окончательно не определился со своим будущим и пока не выбрал университет, в который он будет поступать. «Выбор университетов у меня велик», – замечает он, и, учитывая его достижения, не-

скромно эта фраза не звучит. Так что пока наш герой предпочитает не загадывать что-либо наперёд. «Может быть, определяться я буду в последний момент», – завершает он нашу беседу. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное
Adblock
detector