издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Упал – отжался

«Что будет с рублём?» – сегодня самый популярный вопрос среди банкиров и аналитиков. Ещё больше он волнует обывателей, для которых падение отечественной валюты на фоне роста котировок доллара и евро, похоже, главный сигнал об ухудшении экономической ситуации. Хотя очередей в обменных пунктах не наблюдается, специалисты не спешат с прогнозами и говорят только, что причины происходящих валютных ралли надо искать в экономиках европейских стран. Производители товаров и участники розничной торговли в регионе последствий этих глобальных процессов на себе пока также не почувствовали. Разобраться в причинах и последствиях ослабления рубля решили Татьяна ПОСТНИКОВА и Ангелина САЛОМАТОВА.

Нехорошая неделя

Резкое снижение курса рубля стало самым обсуждаемым событием конца прошлой и начала этой недели. Если в двадцатых числах мая стоимость доллара и евро держалась в середине валютного коридора, то с 23 по 31 мая начала быстро двигаться к его верхней границе. Так, в течение пяти дней, с 30 мая по 5 июня, курс доллара относительно рубля в общей сложности вырос с 32,08 до 34,03 рубля за доллар. Максимальный скачок курса наблюдался 2 июня, когда доллар подорожал на 82 копейки. Похожую динамику показывал в это время и евро, который с 30 мая по 5 июня подорожал на 2 рубля (с 40,24 до 42,24 рубля за евро, максимальный прирост – 87 копеек). В итоге с марта по май рубль подешевел почти на 15% по отношению к доллару, по отношению к евро – на 8%.

Впрочем, несмотря на устойчивую тенденцию по снижению, никаких курсовых рекордов иностранные валюты так и не побили. Исторический максимум, к которому доллар и евро подобрались в феврале 2009 года, достигнув отметки 36,42 и 46,83 рубля соответственно, остался непоколебимым. Более того, уже 6 июня рубль начал укреплять свои позиции, подорожав относительно доллара на 83,9 копейки, относительно евро – на 73,9 копейки. Но общей напряжённости в финансовом секторе это не сняло, так как в рамках валютного коридора стоимость доллара и евро по-прежнему находилась у его верхней границы, 5 июня достигнув значения в 37,73 рубля, а 6 июня снизившись до 36,93 рубля, при том, что верхняя граница коридора находится на значении 38,15 рубля. Всё это время Центральный банк РФ (ЦБ РФ) интенсивно накачивал национальную финансовую систему ликвидностью. 

По словам начальника отдела аналитики FOREX CLUB Андрея Диргина, всего на эти цели было потрачено порядка 4 млрд. долларов США. Только 4 июня регулятор потратил более 180 млн. долларов США на поддержание курса рубля. По данным ЦБ РФ, чем ближе были границы валютного коридора, тем больше они продавали валюты. В итоге все эти меры дали эффект и курс рубля пошёл вверх.

Однако уверенности в завтрашнем дне экспертам, следящим за российским банковским сектором, это не прибавило. В первую очередь потому, что цены на нефть, от которых напрямую зависит курс российской валюты, все эти дни плавно продолжали падать, ещё на прошлой неделе опустившись ниже психологической отметки в 100 долларов за баррель. В итоге 6 июня нефть марки Brent подешевела до 98,12 доллара за баррель. Глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев, который только в прошлую пятницу официально прокомментировал ситуацию на российском валютном рынке, заявил: «Самое неприятное для нас – что эта тенденция очень устойчивая». И напомнил, что ещё три месяца назад нефть стоила почти 127 долларов за баррель.

– Каждый день нефть падает всё ниже, – сказал Игнатьев на совместной пресс-конференции с председателем Сбербанка РФ Германом Грефом, которая прошла в прошлую пятницу в Москве. – Поэтому возникает ожидание, что текущий счёт платёжного баланса России ухудшится. Отсюда участники рынка делают вывод, что рубль должен слабеть, и в преддверии его возможного будущего ослабления производят соответствующие действия.

Ситуация высокой неопределённости

Говоря о причинах резких колебаний валютных курсов, банкиры и аналитики единодушно отсылают к проблемам в европейской экономике. «То, что происходит на валютном рынке, имеет только одну причину, причём внешнюю. А именно: ситуация в Европе», – констатировал Сергей Игнатьев. Он также подчеркнул, что кризисные явления в Европе довольно быстро усиливаются. При этом европейские политики до сих пор не представили внятную программу действий по преодолению всех трудностей. Как следствие, по словам главы ЦБ РФ, ожидается ухудшение ситуации не только в финансовой сфере, но и в реальном секторе экономики. Что означает падение спроса на товары и услуги, в том числе на сырьё. Снижение стоимости нефти привело к распродажам на российском валютном рынке, во время которых инвесторы избавлялись от всей «сырьевой» валюты. «Тем не менее при нынешней стоимости нефти справедливая цена рубля составляет 28 за доллар», – считает Андрей Диргин.

При этом опасаться, что нефть продолжит падение, по мнению директора Центра маркетинговой стратегии и исследований банка «ВТБ24» Дмитрия Лепетикова, не стоит. «Нефть – очень значимый товар в мире. А чем товар более значимый, тем он более компромиссный. Понятно, что потребителям лучше, чтобы она стоила дешевле, а производителям – дороже. Но работать себе в убыток никто не будет, так что опасаться каких-то серьёзных колебаний не стоит. Поэтому скачки цен на нефть – это больше психологический и биржевой эффект», – объяснил он.

В остальном собеседники «Конкурента» сходятся во мнении, что, несмотря на общий благоприятный фон в российской экономике, прогнозировать что-то довольно сложно. «Ситуация неопределённая. Сказать, что да, я точно знаю, что будет через месяц, два, три, было бы достаточно безответственно. Сейчас можно только предполагать сценарии развития ситуации на рынке», – сказал Дмитрий Лепетиков.

Пока же представители банковского сектора просят всех сохранять спокойствие, не хвататься за кошельки и не бежать в обменный пункт. Судя по отсутствию очередей в обменных пунктах, население этот призыв услышало. По словам управляющего банком «ВТБ24» в Иркутске Владимира Чернышёва, всплеска валютообменных операций в последние дни не наблюдалось. «Увеличение по ним у нас было перед выборами, тогда многие наши клиенты среагировали и купили валюту», – сказал он. О том, что на рынке всё спокойно, говорят представители и других иркутских банков. 

Специалисты объясняют, что, в общем, такое поведение более чем оправданно. По словам Дмитрия Лепетикова, покупать валюту сейчас, на пике курса, не логично, сейчас можно только жалеть, что не сделал этого раньше. «В принципе, купля-продажа иностранной валюты с целью заработка – это уже прошлый век, потому как очень высоки риски, что реально вы не заработаете, потому что курс возьмёт и пойдёт в другую сторону», – объяснил он.

Но повод для беспокойства в этой ситуации у экономистов всё-таки есть. По словам Германа Грефа, любое искусственное вмешательство в экономические процессы  всегда идёт за счёт какой-то части экономики. «Любое вмешательство ЦБ РФ в курсы валют приводит к ослаблению конкурентоспособности наших экспортно ориентированных компаний, доля которых в ВВП страны составляет свыше 50%. Когда вы запираете курс, вы сразу создаёте условия для банкротства этих компаний. Так как их издержки не уменьшаются, а цена производимых товаров падает», – объяснил он.

Без паники 

Резкие колебания на валютном рынке, признают эксперты, не вызвали ажиотажа среди жителей Иркутской области. Они не только оставили при себе рубли и не стали спешно  обменивать их на иностранную валюту, но и с прохладцей отнеслись к покупке импортных товаров, цены на которые с ростом курса доллара должны подняться. «Рубль падает не в последнюю неделю, – напоминает аналитик представительства ЗАО «Финам» в Иркутске Константин Тютрин, – и в первую очередь из-за этого дорожает весь импорт: бытовая техника, автомобили, а также отдых за рубежом». Однако, как отмечают иркутские продавцы дорогих товаров долгосрочного использования, роста потребительской активности пока так и не случилось и, скорее всего, в ближайший месяц не предвидится: сказывается период отпусков и наметившееся укрепление курса рубля. 

«По моим наблюдениям, нашего покупателя вообще не волнует ситуация на валютном рынке, к нам приходят тогда, когда просто нужна новая бытовая техника, – говорит администратор магазина «Эконом» Наталья Уварова. – По крайней мере, никакого ажиотажа не наблюдается, торговля идёт в обычном ритме». Но состояние мировой экономики, говорят в магазине, на иркутянах всё-таки сказывается: в январе 2009 года, в разгар кризиса, с прилавков смели ЖК-телевизоры, и почти полгода их было невозможно купить. Тогда ситуация нормализовалась лишь к концу года. «Сейчас спрос на технику традиционно ниже, люди уезжают в отпуска, меньше смотрят телевизор и пользуются Интернетом, – говорят в сети компьютерных центров «ДНС». – В первую волну кризиса повышенного спроса тоже не наблюдалось: люди предпочитали не тратить деньги, а если и вкладывать, то в недвижимость, а не в технику. Наши покупатели активнее пользовались кредитами, предпочитая наличные оставлять себе. Прогнозов по ценам мы не делаем: пока они держатся на прежнем уровне, посмотрим, что будет дальше».   

Потребительские цены пока тоже в норме. По словам начальника отдела защиты прав потребителей администрации Иркутска Виктора Низовцева, на этой неделе ценник на основные продукты питания вырос приблизительно на 1%. «Связь цен с ростом курса доллара есть, но косвенная: очевидно, что может ускориться инфляция. Наш департамент отслеживает ситуацию на потребительском рынке города, в том числе цены на основные продукты питания. Пока значимых изменений не зафиксировано, но мы не обольщаемся на этот счёт. Кроме того, чтобы просмотреть связь с курсом доллара, мы должны дождаться, пока пройдёт неделя и появятся результаты очередного мониторинга цен. По субъективным прикидкам, цены «тронулись», но это закономерный процесс», – говорит Виктор Низовцев.  

Розничные цены на лекарства, 70% которых в российских аптеках импортные, остаются без изменений. Генеральный директор сети аптек «Авиценна» Татьяна Мунина поясняет, что высокая конкуренция и жёсткое государственное регулирование не дают поднять цены даже при желании. Стоимость лекарств из списка жизненно необходимых регулируется Минздравом, поставщики регистрируют её с определённой периодичностью, которую вряд ли будут пересматривать из-за колебаний на валютном рынке, отмечает Мунина. Регулируются и цены на детское питание, продающееся в аптеках. Цена товаров со свободным ценообразованием периодически меняется, но в ближайшие месяцы, прогнозирует генеральный директор «Авиценны», она останется стабильной. 

Однако это благополучие оказывается лишь видимым. «Если медикаменты и другие товары завозят из-за рубежа, то, как правило, контракт-ная цена устанавливается на год, и маловероятно, что в течение года она будет пересматриваться. Вспомним 2008 год, первую волну кризиса. Оптовики работали себе в убыток, стоимость лекарств выросла, но повышать цены они не могли, и в итоге инфляция вылилась на январь–март», – говорит Татьяна Мунина.  

Автомобилисты Иркутской области, как и покупатели валюты или бытовой техники, тоже оставались спокойны, не заметив скачка доллара. Цены на топливо на снижение стоимости нефти и падение курса рубля пока никак не отреагировали. Заместитель директора иркутского представительства «Крайснефти» Денис Кекки объясняет: «Сезонное повышение цен на топливо, связанное с посевной кампанией, уже прошло, поэтому ожидать скачка цен на заправках не приходится. А подобные ситуации на валютном рынке происходят редко, и проследить прямую зависимость с ценами на нефтепродукты сложно. Падение стоимости барреля нефти тоже вряд ли отразится на рынке нефтепродуктов в Иркутской области: определённые запасы были закуплены по прежней высокой цене, и пока они не будут выработаны, рано говорить о каких-либо изменениях».

В долгосрочной перспективе, прогнозирует аналитик «Финама» Константин Тютрин, доллар начнёт плавное снижение «в район 30 рублей» к сентябрю. «Пока форс-мажорных обстоятельств мы не наблюдаем, происходят естественные процессы. Клиентам мы советуем, если они держат доллар, продавать его и фиксировать прибыль. Мы не видим дальнейшего потенциала ослабления рубля».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры