издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Наш ответ госкорпорации

Иркутские политики подготовили предложения в законопроект о развитии Сибири и Дальнего Востока

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Предложения по совершенствованию законопроекта «О развитии Сибири и Дальнего Востока» обсудили участники дискуссии, развернувшейся в минувший четверг на площадке Законодательного Собрания Иркутской области. На бумаге реакция местного истеблишмента получилась более мягкой, чем публичные высказывания. Пожелания выглядели неоднородными: муниципалитеты забросили удочки и предложили свои инвестиционные проекты в качестве приоритетных, а областные законодатели и чиновники попытались увести Государственную компанию развития Сибири и Дальнего Востока от выраженной сырьевой направленности.

ПИП или не ПИП

Иркутская область в обсуждении нашумевшего законопроекта «О развитии Сибири и Дальнего Востока» пошла дальше соседей: пакет предложений, сформированный органами областного и муниципального уровней власти, планируют направить в федеральный центр уже на этой неделе. В отличие от соседних регионов, Иркутская область первой собрала предложения и выступила с официальной точкой зрения на создание новой структуры. Как выяснилось, на бумаге пожелания региона выглядят скромнее, чем на словах.

Некоторые из муниципалитетов, в которых недавно возмущались наделением госкомпании широкими полномочиями, и вовсе заявили, что не имеют концептуальных претензий к законопроекту, а лишь довели информацию о своих насущных потребностях и пожеланиях к включению в список приоритетных инвестиционных проектов (ПИП). Администрация Саянска в предложениях по совершенствованию законопроекта напомнила, что 90% промышленного производства приходится на долю ОАО «Саянскхимпласт», а развитие города связано с созданием центра газовой химии на Саянском промышленном узле. 

В Усолье-Сибирском, напоминает городская администрация, уже реализуются или планируются к воплощению 14 инвестиционных проектов, среди которых на слуху реконструкция «Усольехимпрома», создание производства поликристаллического кремния и моносилана, а также менее «раскрученные» – по инновационному производству препаратов для лечения онкологических заболеваний, строительных материалов нового поколения, жидкого кислорода и других. Несколько замечаний поступили также от Братска и Нижнеилимского района. Остальные территории области решили вообще ничего не предлагать.

Однако, как подчёркивают эксперты правительства Иркутской области, какие из начинаний смогут попасть в список приоритетных инновационных проектов, решать региону не придётся и их расположение будет зависеть исключительно от воли госкорпорации. Кроме того, считают в областном правительстве, бесполезно предлагать федеральному центру и пожелания по направленности производств и уровню передела выпускаемой продукции. 

«Вряд ли те предложения, которые мы сформируем, будут рассмотрены на уровне геополитики. Скорее всего, начнётся борьба между субъектами за размещение мощностей на своих территориях, будут рассматриваться инструменты регионального льготирования и налоговых преференций. А сможем ли мы участвовать в процессе принятия решений, выбирать не нам, потому что назначение генерального директора и наблюдательного совета компании – прерогатива федеральная, а никак не субъектовая», – констатировал заместитель министра экономического развития и промышленности Иркутской области Руслан Ким. 

«Изъятие из правового регулирования»

«В условиях полной непрозрачности схемы определения приоритетов происходит изъятие территории из общего правового регулирования, в том числе антимонопольного, налогового, природоресурсного, трудового. По-видимому, будет осуществляться произвольное принятие решений и всё сведётся к тому, что каждый инвестиционный проект будет индивидуально и субъективно оцениваться на предмет его включения в это правовое поле. В такой ситуации не может идти речь ни о каком соотношении с законодательством», – говорит директор Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского Алексей Петров. 

С правовым аспектом темы участники круглого стола оказались согласны, но ни от одного из официальных органов всё же не поступило предложения с отказом от такого механизма управления территорией. Более того, правительство Иркутской области предложило открыть в област-ном центре филиал госкомпании «в целях координации реализации крупных инфраструктурных проектов», а председатель местного молодёжного парламента Андрей Фоменко пошёл ещё дальше и озвучил инициативу перемещения штаб-квартиры корпорации из Владивостока в Иркутск, потому что он находится «посередине». 

Минэкономразвития Иркутской области и комитет по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания региона предложили внести ряд поправок, чтобы смягчить неприятное впечатление от законопроекта, которое моментально распространилось среди общественности, и добавить ему «человечности». В правительстве Иркутской области предполагают, что в законопроект нужно включить положения о предоставлении льготного ипотечного кредитования, оплаты проезда к месту отдыха и освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц, а также предусмотреть стандартный налоговый вычет не только для работников, «завязанных» на приоритетных инвестиционных проектах. 

В предложениях минэкономразвития, касающихся юридических лиц, числится освобождение от налогообложения части налоговой базы, инвестируемой на расширение и восстановление основных фондов, а также налоговые каникулы для малых инновационных предприятий в первые годы деятельности. «Для снижения сырьевой зависимости экономики» предлагается установить льготы для предприятий обрабатывающей промышленности и выпускающих наукоёмкое оборудование. Пожелания Иркутской области, надеются в Законодательном Собрании, будут услышаны в комитете Совета Федерации по федеративному устройству. 

Однако глобальные опасения местных властей там вряд ли смогут развеять. «Когда мы говорим о государственной компании, которая прежде всего заточена на добычу полезных ископаемых, на реализацию крупных проектов в части промышленного освоения и переработки, нужно понимать, чем будет заниматься территория, когда это всё закончится, – говорит Руслан Ким. – Могу высказать опасение, что, с условием действия государственной компании на протяжении всего 25 лет, не продуманы вопросы дальнейшего развития. Что будет с Сибирью и Дальним Востоком после этого срока, когда проекты закончат свой инвестиционный цикл? Мы останемся с множеством труб и всего остального, пусть даже и с развитой инфраструктурой. Можно будет, наверное,  здесь фильмы голливудские снимать, но жить без работы не представится возможным». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры