издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Заслон для «чёрных» лесовозов

Три с небольшим недели назад перед областным отделом государственного лесного надзора поставили новую задачу: вместе с дорожными полицейскими пресекать нарушения при транспортировке древесины. Сотрудники ведомства вновь вышли на пост «Падь Топка» на Александровском тракте, где совместное дежурство организовывали четыре года назад. И уже успели выявить почти два десятка нарушителей.

Документальная проверка

– Декларация когда истекает? – строго спрашивает специалист первого разряда отдела Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и Федерального государственного пожарного надзора в лесах Агентства лесного хозяйства Иркутской области Андрей Балтухаев у мужчины в утеплённом комбинезоне и толстом свитере. 

– 25 декабря, – коротко отвечает тот.

– А сегодня какое число? – задаёт риторический вопрос Андрей Александрович. 

Разговор происходит в пять часов вечера 24 декабря в кабинете в небольшом деревянном здании на выезде из Иркутска. Если точнее, на посту «Падь Топка», на котором сотрудники агентства лесного хозяйства дежурят совместно с полицейскими для того, чтобы контролировать транспортировку древесины и выявлять перевозчиков-нелегалов. Здесь дежурят представители девяти лесничеств по правому берегу Ангары, из которых заготовленный лес везут в сторону областного центра по Качугскому и Александровскому трактам. Сегодня выпала очередь Усть-Ордынского лесничества: заместитель его начальника Александр Асалханов и заведующий мастерским участком Александр Аушеев заступили на пост в девять часов утра, через сутки их сменят коллеги. 

Главная задача – проверка документов у перевозчиков. Их перечень невелик и прописан в областном законе «Об административной ответственности в сфере организации деятельности пунктов приёма и отгрузки древесины», который был принят в декабре прошлого года: товарно-транспортная накладная, лесная декларация, договор купли-продажи леса и, в отдельных случаях, акт освидетельствования заготовленной древесины. В случае если он неполон или подлинность документов вызывает сомнение, проверяют сам груз. «Например, смотрят спилы: если они свежие, а в бумагах сказано, что лес заготовлен месяц назад, нарушение налицо, – объясняет Балтухаев. – Если возникают сомнения в том, откуда он вывезен, всегда можно позвонить начальнику отдела [агентства лесного хозяйства] по лесничеству и узнать, действительно ли на такой-то деляне пилят и отпускают лес». Если же обнаруживается нарушение, древесину задерживают до выяснения всех обстоятельств. Проще говоря, сгружают на площадке Иркутского лесхоза на улице Братской, что в предместье Рабочее, а в отношении водителя лесовоза составляют протокол об административном правонарушении. 

Пробка в шесть утра

Статистика свидетельствует, что нарушителей относительно немного: со 2 декабря, когда специалисты отдела государственного лесного надзора вышли на пост вместе с полицейскими для пресечения нарушений в сфере транспортировки древесины из девяти районов по правому берегу Ангары, накопилось 19 протоколов. И это при том, что в среднем за сутки через пост проходит около двух сотен машин (до того момента, как встали зимники с отдалённых делян, их было примерно в два раза меньше). «Многих, к сожалению, и не выявишь – бывает так, что очень качественно подделывают документы, – говорит наш собеседник. – Тем не менее несколько случаев подделки мы обнаружили». Пользуются нелегалы и существенной нагрузкой на проверяющих – стараются миновать пост ближе к утру, когда бдительность лесников, вынужденных просмотреть сотни деклараций и актов, снижается. 

Сотрудники лесничеств дежурят на посту по очереди, 24 декабря на него заступили лесники из Усть-Орды

«Обычно в районе полуночи происходит некоторое затишье, а часов с трёх ночи до восьми утра идёт основной поток, – продолжает сотрудник отдела Федерального государственного лесного надзора. – У нас в шесть утра даже пробка образуется: на площадку все не входят, и многие длинномеры попросту паркуются у обочины, выстраиваясь в ряд». Мы оказываемся на посту в момент небольшого оживления: на пятачке вы-страиваются несколько «КАМАЗов», «Кенворт» и «Вольво» с полуприцепами, к которым чуть позже присоединяется немецкий «МАН». В глаза бросается интересная особенность: русские грузовики загружены круглым лесом, тогда как иномарки – обрезной доской. «Пиломатериалы в основном днём везут, ночью – кругляк, – замечает Балтухаев. – Сейчас как раз едут те, у кого чистые документы». 

Пока мы разговариваем, на посту тормозит «КАМАЗ» с оранжевой кабиной, к которому мы тут же направляемся. «Агентство лесного хозяйства. Предъявите документы, пожалуйста», – произносит стандартную формулировку Андрей Александрович, когда с водительской стороны открывается дверь. И, получив из рук дальнобойщика папку с бумагами, поворачивается к нам с фотографом: «Вот стандартный набор документов. Лесная декларация выписана 19 декабря, действительна до 31 декабря. А вот самый главный для них документ – договор купли-продажи, где сказано, что заготовитель продаёт 11 тысяч кубов с деляны в Усть-Удинском лесничестве». Специалисту эта цифра кажется сомнительной: обычно бригада лесорубов заготавливает за месяц около 700 кубометров древесины, то есть 8400 кубов в год. «Они реально могут не заготовить эти 11 тысяч», – отмечает Балтухаев. Тем не менее водителя отпускают – никаких нарушений в бумагах нет. 

«То же самое, но продуманное»

Мы же возвращаемся в тёплый кабинет, по дороге обсуждая будущее поста «Падь Топка». Напомним, в 2008 году началась реализация пилотного проекта по созданию в области единой электронной базы с применением специальной компьютерной программы, что позволило бы вести учёт заготавливаемой древесины. Его частью было и создание компьютеризированного поста на въезде в Иркутск, что существенно облегчило бы работу тем, кто определяет легальность перевозимой древесины. К сожалению, в тот момент инициатива реализована не была – основной причиной стал недостаток финансирования. К тому же, признаёт Балтухаев, при существовавшем тогда грузопотоке – за сутки через «Падь Топку» проходило по 400–500 лесовозов – «сервер с пробной программой попросту не вытягивал такой поток данных». «После Нового года хотят сделать то же самое, только продуманное и проработанное до мелочей, – резюмирует он. – К тому же нет таких сложностей с подключением к Интернету, которые были раньше. И когда будет готова база данных со всеми договорами купли-продажи, люди станут думать, есть ли смысл отдавать какому-нибудь знакомому документы на перевозку леса, как это делают сейчас». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры