издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Музей в формате 3D

Экспонаты краеведческого музея готовятся стать анимационными

«Купили такое вот чудо!» – музейщики торжественно снимают укрывной материал. Под ним что-то, сильно напоминающее духовой шкаф с дверцей. Но достаточно поставить в этот «шкаф» любой предмет, и через пять–пятнадцать минут на экране компьютера возникнет его объёмная копия, которую можно вращать по кругу, а при желании – увеличивать и уменьшать. По-научному – «3D-анимированное изображение». Бронзовая статуэтка богини «Зелёная Тара» очень редко покидает запасники Иркутского областного краеведческого музея. А в пятницу она была в центре внимания. Прямо под телекамерами фотомашина сделала её 3D-копию. Вскоре она станет частью виртуальной экспозиции ИОКМ. «Чудесный ящик» – фотомашина прибыла в Иркутск на прошлой неделе.

Фотомашина была приобретена в рамках ведомственной целевой программы минкультуры и архивов Иркутской области по модернизации государственных музеев региона. Машина не единственный новоприобретённый объект для разных отделов музея. В 2012 году были куплены сенсорные киоски, интерактивный пол и витрины. В отделе истории появилось «волшебное» зеркало. 

Специалист из Москвы, ведущий сервис-инженер корпорации «Элар» Илья Сологубов приехал на прошлой неделе в Иркутск всего на один день, чтобы обучить молодых специалистов ИОКМ работе с 3D-фотомашиной «Элар Ортери». «Полдня подключал, полдня показывал, – смеются сотрудники. – Учились мы два часа». Журналисты Илью Сологубова в Иркутске уже не застали. Однако «Иркутскому репортёру» удалось пообщаться с ним по телефону. «Суть работы оборудования заключается в съёмке объекта со всех сторон на специальном поворотном столе, – рассказал Илья Сологубов. – А затем фотографии объединяются в ролик заданного формата на включённом в состав комплекса программном обеспечении». Илья пояснил, что одно из преимуществ машины в том, что работать на ней в короткий срок может обучиться и неподготовленный специалист. 

Фотомашина, как рассказал директор ИОКМ Дмитрий Люстрицкий, состоит из трёх основных частей: бокса с подсветкой и вращающимся столом, фотоаппарата и компьютера с комплексом съёмочного программного оборудования. По словам Ильи Сологубова, машина имеет профессиональную систему освещения, создаёт бестеневой световой рисунок и минимизирует блики. Она делает от 4 до 360 кадров объекта по кругу, что позволяет изготовлять цилиндрические ролики на 360 градусов. На создание одного фоторолика уходит от 2 до 15 минут. После чего фотоэкспонат почти готов для виртуальной экспозиции, достаточно откорректировать цветовую гамму, размер и фон. Для музейщиков важно, что в фоторолик можно добавить описание экспоната и кнопки увеличения кадра, чтобы рассмотреть отдельные детали. Если это, к примеру, шкатулка с открывающейся крышкой, то в ролик можно вставить анимационное видео подвижных частей, и зритель увидит, как крышка шкатулки поднимается.   

Елена Манушкина одной из первых в музее научилась обращаться на «ты» с фотомашиной

«При помощи этой машины можно делать не только фоторолики, – рассказала «Иркутскому репортёру» заместитель директора по научно-фондовой работе Иркутского областного краеведческого музея Ирина Коренева, – но и очень хорошую печатную продукцию на базе высококачественных фотографий. Это снимки для буклетов, каталогов, репринты, сувенирные открытки».  В будущем на сайте ИОКМ должна появиться виртуальная экскурсия по залам музея, во время которой можно будет увидеть 3D-копии уникальных экспонатов. 

«А давайте засунем в машину что-нибудь ценное. Есть у вас зубы Чингисхана?» – интересуются журналисты. «Зубов нет, есть кое-что другое. Только прошу руками не трогать! – заведующая сектором учёта областного краеведческого музея Елена Манушкина бережно достаёт бронзовую статуэтку буддийской богини, главную героиню показа. «Зелёную Тару», один из экспонатов буддийской коллекции ИОКМ, насчитывающей около 400 предметов, очень редко выносят за пределы запасников музея. Елена Манушкина надевает перчатки и лишь потом осторожно ставит «Зелёную Тару» во внутренности фотомашины. Фигурка вращается, и через несколько минут на экране точно такая же «Зелёная Тара», настолько живая и объёмная, что хочется потрогать. «Шайтан-машина!» – произносит кто-то из фотографов. «Ночь в музее». Часть шестая», – отвечает другой. 

– У нас около 500 тысяч экспонатов, а экспонирована примерно десятая часть, – рассказывает Ирина Коренева. – К сожалению, музей располагает ограниченными площадями. У нас, конечно, есть хорошая музейная студия, работают отделы природы и истории. Недавно появились новые площади в 130 квартале. Но всё равно этого не хватает, чтобы показать все коллекции людям. К примеру, мы практически не выставляем нашу коллекцию серебряных культовых предметов. Для этого нужны не только площади, но и специальные витрины, профессиональная система охраны.  

Скоро у музея появится возможность разместить в Интернете, к примеру, 3D-изображение панагии Иннокентия Кульчицкого (панагия – нательная икона, носимая священнослужителями высокого ранга во время богослужения; Иннокентий Кульчицкий – епископ Иркутский и Нерчинский). В числе коллекций, объёмные изображения экспонатов которых появятся в первую очередь, – археологическая бронза. Несколько лет назад музей делал совместный проект по бронзе со скульптором Даши Намдаковым, сейчас есть идея повторить его в Государственном Историческом музее. И фотомашина поможет сделать профессиональные снимки и ролики.

Для того чтобы создать 3D-экспонат, компьютеру требуется от 5 до 15 минут. Вручную такой ролик фотограф бы снимал не один час

Виртуальные копии появятся и у экспонатов бронзовой буддийской коллекции. «Она неповторима не только в плане пластики, но и в том, что её собирали необычные люди, – говорит Ирина Коренева. – Это сын Бестужева Алексей Старцев, его родная сестра Екатерина Гомбоева (Старцева), хамбо-лама Гусиноозёрского дацана Дампил Гомбоев. Уникальная коллекция 19 века составлена из даров членов-соревнователей и членов ВСОРГО. Если учесть, что сейчас идёт оцифровка книжного фонда ВСОРГО, то можно сказать, что постепенно музей открывает сокровища Восточно-Сибирского отдела РГО для людей». 

Ирина Коренева напомнила, что в музее есть и уникальная для России коллекция шаманских костюмов, аналогов которой нет, к примеру, ни в Красноярске, ни в Санкт-Петербурге. Конечно, костюм в фотомашину не поместится. Но, как рассказали сотрудники, есть возможность делать объёмные копии и крупных предметов. Нужны лишь выносные стойки освещения и равномерно вращающаяся платформа. «Как в «Поле чудес», – шутят музейщики. 

Стоимость фотомашины вместе с программным обеспечением 530 тысяч рублей. Пока сотрудники музея в тестовом формате сумели сделать цифровые изображения лишь нескольких экспонатов. Однако директор уверен: это только первый шаг. «Новое поколение воспитано на электронной культуре, – заметил Дмитрий Люстрицкий. – Можно сказать, что нынешние дети во многом «визуалы». Их не очень впечатляют реальные музейные предметы, им не так важно почувствовать фактуру вещи, как увидеть визуальный образ с экрана. 3D-анимация даёт неограниченные возможности для того, чтобы сделать коллекции музея более яркими, интересными и доступными. И кто знает, возможно, именно 3D-копия уникального предмета пробудит интерес к предмету реальному». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры