издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Газовый интерес

ОАО «Газпром» на этой неделе дало несколько крупных информповодов для журналистов. В понедельник «Независимая газета» написала, что концерн не может заполнить свои трубопроводы. Во вторник деловые издания сообщили о том, что «Газпром« выбирает площадку для строительства нового завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) в России. А в четверг в центре внимания оказались итоги торгов на поставку труб для газового монополиста.

В обход трубы

«Газпром» и Ленинградская область собираются подписать на Петербургском международном экономическом форуме, который начнётся 20 июня, меморандум о строительстве завода по производству сжиженного газа. Оба участка, где может появиться Балтийский завод СПГ, недалеко от берега: в Кингисеппском районе – на юге Финского залива (порты Усть-Луга и Вистино), в Выборгском – на севере (порты Высоцк, Выборг, Приморск), писали «Ведомости». Реанимация Балтийского завода СПГ в Ленинградской области (впервые о нём заходила речь в 2004 году) – часть принципиально нового СПГ-проекта, о котором недавно заявлял предправления холдинга Алексей Миллер. Зампред правления »Газпрома» Александр Медведев говорил, что новый завод СПГ может быть построен в европейской части России, чтобы обеспечить Европу дополнительным к трубопроводному газом.

Для СПГ-завода и терминала потребуются участки площадью около 200 га,  инвестиции составят несколько миллиардов долларов. Конкретная цифра появится после того, как площадка будет выбрана. Предпроектные работы могут продлиться до конца года, писали «Ведомости». Областное правительство предоставит »Газпрому» налоговые льготы и окажет содействие на разных этапах проекта.

Ленинградская область – не единственный вариант для нового СПГ-проекта »Газпрома», замечает человек, близкий к компании. Есть разные предложения, например «Печора СПГ». По данным «Ведомостей», «Газпром» рассматривает «Печора СПГ» как один из вариантов площадки под проект, что подтверждает и один из конкурентов «Газпрома». Гендиректор «Печора СПГ» Максим Барский заявил, что заинтересован в партнёрстве с «Газпромом».

Новый, европейский СПГ-проект позволит »Газпрому» решить сразу две свои основные проблемы, радуется человек, близкий к компании. Во-первых, противопоставить на европейском рынке конкурентоспособный СПГ дешёвому американскому сланцевому газу, а во-вторых, компенсировать снижение продаж на внутреннем рынке, приводит мнение экспертов издание. В случае с Балтийским заводом СПГ газ будут отбирать непосредственно из единой газотранспортной системы «Газпрома», из нитки, которая является составной частью «Северного потока», объясняет источник.

Речь, скорее всего, идёт о сравнительно небольшом проекте с ежегодным производством порядка 5 млн. т СПГ (или около 7 млрд. куб. м газа), а следовательно, он не поможет справиться с более масштабной проблемой перепроизводства газа, цитируют аналитика «Сбербанк CIB» Валерия Нестерова «Ведомости». На балтийской площадке будет использоваться дорогой газ из Западной Сибири, он едва ли сможет оказаться конкурентоспособным, продолжает Нестеров. А вот вхождение «Газпрома» в проект «Печора СПГ» в Ненецком автономном округе выглядит более реальным с этой точки зрения вариантом. По предварительным расчётам, этот проект может быть достаточно эффективным за счёт удачного расположения относительно европейского рынка, объясняет Нестеров. Другое преимущество «Печоры» – месторождения Кумжинское и Коровинское, которые находятся достаточно близко от морского побережья, считает он.

Тем не менее сложностью «Газпрома» в случае с поставками СПГ в Европу станет ограниченность рынков сбыта: поставлять СПГ на те же рынки, где уже продается более дорогой трубопроводный газ, невыгодно. Основу для рынков сбыта СПГ «Газпрома» составят Великобритания и страны Пиренейского полуострова, где трубопроводного газа пока нет, полагает Нестеров. Но, предупреждает он, форсируя поставки СПГ в Европу, «Газпром» тем самым прежде всего ограничивает доступ туда своим российским конкурентам, в первую очередь «Новатэку». «Газпром» рассчитывает занять нишу, которая освободилась  в связи с переориентацией Катара с Европы на Азиатско-Тихоокеанский регион, заключает он.

Европа борется за скидки

Несмотря на солидные ценовые уступки со стороны «Газпрома», европейские потребители продолжают осаждать концерн всё новыми претензиями. В частности, немецкая энергетическая компания RWE упорно добивается новых скидок. В минувшую субботу о пересмотре цен договориться с немцами не удалось, так что теперь дело будет передано в Международный арбитражный суд в Вене, писала «Независимая газета». 

К тому же Европа продолжает ограничивать доступ российского газа к газопроводу Opal из Германии в Чехию. Из-за подобных ограничений амбициозный «Северный поток» работает сегодня только вполсилы. 

По данным немецкой газеты Handelsblatt, переговоры «Газпрома» с RWE продолжаются уже более года. Как и другие западноевропейские импортёры, компания RWE несколько лет теряет прибыль из-за изменений европейского рынка под влиянием кризиса и «сланцевой революции». 

Между тем  «Газпром» сетует на несговорчивость руководства Евросоюза в газовом вопросе, констатирует «Независимая газета». Как отметил в минувшую пятницу зампред правления российской газовой монополии Александр Медведев, законы ЕС не позволяют «Газпрому» в полной мере пользоваться газопроводом «Северный поток». По его мнению, концерну требуется неограниченный доступ к газопроводу Opal, соединяющему конечную точку «Северного потока» на балтийском побережье Германии с Чехией. Тогда как действующий в ЕС Третий энергетический пакет запрещает крупным газовым компаниям контролировать газотранспортные системы. 

«В результате «Северный поток» заполнен лишь наполовину, а зимой нам пришлось использовать газ из хранилищ, чтобы он поступил к нашим покупателям», – пожаловался Медведев. 

В свою очередь, в начале прошлой недели глава Минэнерго РФ Александр Новак заявил о том, что Россия рассчитывает в июне договориться о получении «Газпромом» полного доступа к газопроводу Opal. Правда, такое соглашение потребует исключения Opal из Третьего энергопакета. «Мы надеемся, что разум и логика возобладают, потому что газопроводы не должны простаивать. Это также создаёт прецедент для «Южного потока», – выразил на-дежду Александр Медведев. 

По мнению опрошенных «НГ» экспертов, шансов на победу в венском арбитраже у «Газпрома» немного, но в вопросе доступа к газопроводу Opal Европа, скорее всего, может смягчить жёсткую позицию.

Несмотря на то что «Газпром» совсем недавно объявил о снижении цен по долгосрочным контрактам на 5,5–8%, на концерн оказывается усиленное давление, говорят эксперты «Независимой газеты». Однако, скорее всего, в отношении   мощностей газопровода Opal, Европа пойдёт навстречу концерну и разрешит увеличить объёмы прокачки. Создание искусственного дефицита газа в регионе явно не в интересах европейских потребителей, полагают эксперты.

Минус посредники 

ФАС удалось серьёзно повлиять на закупочную политику «Газпрома», написала в четверг газета «КоммерсантЪ». Впервые за последние шесть лет в тендере монополии на поставку труб победили не посредники, а сами производители, заключив контракты почти на 10 млрд. рублей, сообщило издание. До этого тендеры выигрывали трейдеры, в основном компания «Северный европейский трубный проект» (СЕТП) Аркадия и Бориса Ротенбергов, но с апреля ФАС ведёт расследование в отношении неё и «Газпрома». 

«Газпром» признал Выксунский металлургический завод (ВМЗ, входит в ОМК), ЧТПЗ и Ижорский трубный завод (входит в «Северсталь») победителями тендера на поставку труб большого диаметра (ТБД) для «Газпром трансгаз Томска» – заказчика строительства и будущего эксплуатанта газопровода «Сила Сибири» (протяжённость 4 тыс. км, пройдёт по маршруту Якутия–Хабаровск–Владивосток), написал «Ъ». Как следует из протокола тендерной комиссии «Газпрома» от 7 июня, ВМЗ выиграл первый лот, предложив поставить 30,59 тыс. тонн труб за 2,332 млрд. рублей, ЧТПЗ за ту же сумму выиграл аналогичный второй лот, а третий, и самый крупный, лот на 61,19 тыс. тонн труб достался Ижорскому трубному заводу, предложившему 4,664 млрд. рублей. Но значительного снижения цены не произошло: ВМЗ и ЧТПЗ предложили лишь на 3 млн. рублей меньше предельной цены, Ижорский трубный завод снизил цену на 6 млн. рублей. 

Аналитики и источники «Ъ» в отрасли указывают, что это первый за много лет случай, когда трубникам удалось заключить прямые контракты с «Газпромом». С 2008 года около 70% поставок ТБД для монополии, по данным ФАС, осуществлялось через трейдинговую компанию «Северный европейский трубный проект» братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов, которые в 2010 году выкупили контроль у её основателя Ивана Шабалова (также по 5,95% в СЕТП принадлежит ТМК, ОМК, ЧТПЗ и «Северстали»). 

Оставшиеся 30% делили другие посредники. ФАС в октябре 2011 года начала расследование в отношении трубников, подозревая их в координации действий при поставках «Газпрому», но в марте признала компании невиновными и стала расследовать тендерную практику монополии и её отношения с СЕТП. По мнению службы, «Газпром» выставлял слишком большие лоты в сжатые сроки, из-за чего трубники не могли поставлять нужные объёмы, а СЕТП обладала исключительными сведениями о лотах. Заседание комиссии ФАС по этому вопросу состоится в конце июня. 

Начальник управления контроля промышленности ФАС Максим Овчинников сказал «Ъ», что победа трубников – это «первый случай как минимум за шесть лет, в течение которых производители теряли около 10% маржи». По его мнению, «Газпром» прислушался к рекомендациям ФАС заключать прямые контракты. С этим согласны и источники «Ъ» в отрасли, хотя от официальных комментариев «Газпром» и трубники отказываются. СЕТП не принимала участия в тендере. «Трубные инновационные технологии» Ивана Шабалова не выиграли ни одного лота. В СЕТП не комментируют, связано ли её отсутствие с расследованием ФАС, но подчёркивают, что компания «участвует не во всех тендерах «Газпрома» и к тому же далеко не во всех побеждает». 

«Трейдеры появились не на пустом месте: «Газпром» довольно долго расплачивается за поставки»,– замечает Ольга Даниленко из «ВТБ Капитала». Монополия платит в течение 75–90 дней. Так что трубникам придётся тратиться на логистику и работу с монополией. Но с учётом позиции ФАС практика прямых контрактов продолжится. 

По материалам «КоммерсантЪ», «Независимой», «Ведомостей»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры