издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Орёл на горе Ёрд

Высшие силы одобрили возрождение этнических игр на берегу Анги

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

В первый день игр вокруг священной горы Ёрд ходили тяжёлые тучи. Настроение гостей, которые расположились на ближайших турбазах или около горы в палатках, портил пронизывающий ветер. Под холодным дождём в восемь утра шаманы начали жертвоприношения. Четыре часа подряд посвящённые жрецы и почтенные старейшины бурятских родов совершали красивые таинственные обряды во славу хозяев горы Ёрд. К полудню разъяснилось, а на вершину горы приземлился орёл. Знающие люди сочли это добрым знаком и пришли к выводу, что духи благоволят возобновлению традиции проведения Ёрдынских игр.

Не злить духов 

По подсчётам организаторов, в этом году фестиваль побил рекорды по зрелищности и количеству участников: 15 и 16 июня у горы побывало около четырёх тысяч человек. «Иркутский репортёр» в течение двух дней оценивал класс и технику спортсменов, женственность красавиц, таланты народных коллективов, богатства торговцев и изыски местной кухни, а также узнавал тонкости событийного туризма на горе Ёрд. 

Приезжать в Ольхонский район к местечку Хуторук, что в восьми километрах от Еланцов, лучше вечером, перед началом игр. Можно остановиться на одной из турбаз или примкнуть к палаточному лагерю. Машину – на парковку, на территорию игр с авто нельзя. Брать с собой запас продуктов нет смысла: кормят хорошо и по средним ценам. Однако главное здесь не поесть, а успеть к шаманскому обряду, который предшествует официальному открытию и является одним из главных элементов игр. 

Несколько десятков шаманов располагаются в линию у подножья горы и с раннего утра ведут приготовления. Их помощники принимают от гостей записки и терпеливо объясняют правила молебна за родственников: «На бумаге пишете список, перечисляете всех членов семьи. Начинайте с мужчин: имя, год рождения, к какому роду и к какому животному принадлежит. Всё указывайте точно, шаман же не может всех знать». 

Камненосцы удивляли зрителей железной силой воли

Людей к началу молебна в этот раз собралось много. Подготовленные взяли с собой дождевики и необходимые продукты: молоко, водку, конфеты и печенье. Семьи выстраивались строго в ряд за шаманами и следили, чтобы зеваки не нарушали правил: не жевали жвачку и не выгуливали собак. Самые правильные гости не пользовались зонтами, потому что вода, шедшая с неба в этот день, считалась святой. 

Поодаль от горы, за речкой, которую можно пересечь по тонкой доске, одновременно проводился тайлаган – обряд, на который могли попасть только избранные. «Не ходи туда, – доверительно предостерегла корреспондента «Иркутского репортёра» добрая бурятка. – Нельзя. Там шаманы от каждого рода молятся своим богам. Женщины грязные, их туда не пускают. Некоторые, конечно, прорываются, но им же хуже». 

В играх приняли участие почти тысяча спортсменов и актёров
и три тысячи зрителей

Отправляясь на Ёрд, нужно соблюдать ещё несколько запретов: восходить на вершину можно только шаманам, танцуя ёхор, нельзя наступать на священные камни у подножья, а внешний вид гостя не должен быть вызывающим и раздражать хозяев горы. «Всех, кто снимает, просим отойти и не стоять между шаманами и духом! Возможны нехорошие последствия!» – настойчиво просит в микрофон ведущий обряда, но фотографы и операторы ради красивой картинки всё равно идут на риск навлечь гнев духов.    

Единственные в мире

Несмотря на то что традиции Ёрдынских игр стараются восстановить в деталях, обогнать по размаху древних организаторов пока не удалось. По преданиям, богач из долины Анги Дали-баян каждые игры выстилал 40-метровую гору шкурами белых ягнят, отчего она становилась белоснежной, а ёхор вокруг неё танцевали шесть дней и ночей подряд. В нашем веке игры длятся всего два дня, но каждый здесь может найти по себе занятие и зрелище.  

С актёрами хотели сфотографироваться все, даже омоновцы

Центральным действом фестиваля являются этнические спортивные игры. На обширной равнине у подножья горы зрители болеют за лучших спортсменов России. В этом году сюда приехали представители Бурятии, Якутии, Забайкальского края и Иркутской области – всего 160 человек. На Ёрдынских играх представлен набор дисциплин, которые одновременно на одной площадке больше не встречаются нигде в мире. 

Многоборье игр бааторов Срединного мира включает в себя забег вокруг горы Ёрд, стрельбу из лука, метание камня, мас-рестлинг, или перетягивание палки, а также бурятскую национальную борьбу. Победитель многоборья Дондоб Тубчинов рассказал «Иркутскому репортёру», как ему далось первое мес-то: «В позапрошлом году я занял четвёртое место. А в этом году увидел, что проводится бааторское многоборье, потренировался, в команду взяли, и я приехал». В забеге вокруг горы он пришёл вторым, думал, дистанция будет длиннее, и не успел вовремя ускориться, но в общем зачёте набрал максимальные 95 баллов и одержал уверенную победу. 

Народная музыка в живом исполнении
разносилась далеко в горы

В целом же, говорят участники соревнований, предсказать результат практически невозможно – всё зависит от того, к кому благоволят духи. «Бурятская борьба очень непредсказуема, любой может победить – и маленький, и большой, – говорит баатор Цыремпил Моисеев. – Наверное, хозяева горы Ёрд помогают мне». Интерес зрителей подогревают виртуозные комментаторы, наблюдающие за схваткой. «82 килограмма против 108! Я ставлю на 82», – уверен ведущий. Но побеждает 108-килограммовый боец.    

Каждый вид спорта имеет свои особенности, о которых участники готовы подолгу рассказывать непосвящённым гостям. В некоторых играх можно поучаствовать. Опытные мастера из Якутии учат желающих настольным играм «Хабылык» и «Хаамыска», которым русские гости сразу дают названия «в палочки» и «в камешки». Тренеры по бурятским шахматам «Шатар» тоже готовы дать несколько уроков. Фигуры те же, но правила, основанные на философских воззрениях бурят, во многом отличаются от традиционных: конь, например, не может поставить мат ферзю. «Потому что конь – друг человека», – объясняет судья.  

С остальными видами спорта новичкам лучше не рисковать. Перетаскивание камня весом более ста килограммов и якутские прыжки под силу только настоящим бааторам, настолько сильным, что мощные деревянные палки для мас-рестлинга приходится изнутри укреплять железным стержнем, иначе ломаются в труху. Особое место на Ёрдынских играх отведено скачкам на бурят-монгольских лошадях, хотя клички у многих коней, среди которых есть Чубайс и Обама, совсем не бурятские. Победители трёх заездов удостаиваются почёта и денежных призов. 

Маленький может победить большого – бурятская борьба непредсказуема

На «Байгал» 

Параллельно со спортивной на Ёрдынских играх идёт культурная программа. Изюминкой этого года стала выставка Даши Намдакова, которую привёз Иркутский областной краеведческий музей. Организаторы подошли к выставке с особым вниманием: в юрте дежурила полиция, а над внутренним убранством юрты, которая изнут-ри светилась голубым, работали загодя. С экспозицией ознакомились больше двух тысяч человек, в неё вошли скульптуры и графические работы серии «Воины» из частных коллекций и картинных галерей. 

Идеологи фестиваля рассчитывают, что мастер и в будущем примет участие в развитии игр. Уже сейчас известно, что Даши Намдаков намерен участвовать в создании Центра современного искусства «Байгал» с художественными мастерскими и галереями, который на федеральном уровне обещают поддержать созданием транспортной инфраструктуры, в частности строительством порта и вертолётной площадки. 

Детям разрешено подниматься на гору,
из взрослых на вершину можно только шаманам

Пока же культурную программу поддерживают сильнейшие народные коллективы, а также конкурс «Красавица Ёрдынских игр». В нём приняли участие шесть девушек из Иркутской области, Забайкальского края, Бурятии и Якутии. Хотя каж-дая из них была красивой, болельщики переживали за своих землячек. Мнения зрителей разделились, а жюри признало победительницей Оюну Монтоеву из Бурятии.  

Командовать ёхором буду я 

Кульминацией праздника стал традиционный ёхор. Чётко очерченное подножье священной горы идеально подошло для хоровода. По самым скромным подсчётам в нём сошлось более семисот человек. С противоположных сторон горы стояли мощные звуковые установки, народная музыка в исполнении бурятских ансамблей разносилась далеко, к соседним вершинам. Желающих принять участие в ёхоре было так много, что они создали три круга. В компанию принимали всех, знать танцевальные движения было не обязательно. 

Среди празднующих выделялся высокий мужчина в шляпе. Валентин Андреев не шёл в хороводе, но всеми силами пытался оградить сакральную гору от вредного вмешательства. «Не наступайте на камни! Они священные!» – взывал он к участникам хоровода. Его мало кто слушал: сбиваться с ритма нельзя, иначе круг прервётся, а двигаться приходилось настолько быстро, что кружилась голова. «Я попытался контролировать процесс, – скромно признался Валентин Андреев. – Нельзя перешагивать через камни у подножья, особенно женщинам. Девочкам можно, бабушкам можно. А женщинам, которые плодородные, – им нельзя».

Несмотря на то что через некоторые правила пришлось переступить, ёхор, признал собеседник газеты, получился «очень хорошим». «Это не просто хоровод, это наше будущее, – считает гость фестиваля. – Каждый человек наде-ется на лучшее, а чтобы жизнь стала лучше и легче, ёхор нужен обязательно. К тому же у каждого, кто прошёл в нём, исполнится желание».

В следующий раз, если хозяева священной горы согласятся, игры состоятся в 2015 году, так что у спортсменов есть время на тренировки, а у будущих гостей – возможность загадать стоящее желание.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры