издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Аграрные диспропорции

Опытно-производственное хозяйство «Элита» Эхирит-Булагатского района – предприятие с хорошими традициями. На сегодня «Элита» является единственным крупным товарным производством в своём районе, где ещё недавно функционировало с десяток больших совхозов и колхозов. Основная задача лидера – производство семян зерновых культур. Но нельзя сказать, что у этого предприятия всё идёт как по маслу. По инвестиционному проекту «Элита» купила несколько тракторов за собственные деньги, выполнила свои обязательства. Пришла пора получать миллионные компенсации, а деньги не переводят.

– Когда же нам поступит компенсация за четыре миллиона? – с этим вопросом директор «Элиты» Василий Федин на заседании президиума Агропромышленного союза Иркутской области обратился к заместителю министра сельского хозяйства Юрию Бажанову.

– Сейчас идут проверки, как выполняются обязательства по инвестпроектам, и после этого деньги начнут поступать, – последовал ответ. 

В заседании президиума принимали участие директора хозяйств, руководители отраслевых союзов, опытнейшие управленцы, профсоюзные лидеры, то есть люди, которые чувствуют и понимают сельские проблемы. Вообще, в повестке нового состава президиума АПС были самые различные вопросы, но профилирующей оказалась проблема финансирования сельского хозяйства.

Председатель Агропромышленного союза Дмитрий Баймашев сообщил, что ещё нет полной ясности с льготным кредитованием. В чём же дело? Объяснение сложившейся ситуации отчасти дал министр сельского хозяйства РФ Николай Фёдоров: «Снижение выдачи кредитов связано с закредитованностью сельхозтоваропроизводителей. В результате засухи 2009-2010  годов общая кредиторская задолжность сельхозтоваропроизводителей увеличилась с 1 триллиона в 2008 году до 1,6 триллиона в 2011-м. Сложность ситуации состоит в том, что погашение пролонгированных кредитов в основном приходится на 2012-2013 годы».  Ну и как гасятся долги? Увы, не гасятся, а увеличиваются. Согласно последним сообщениям, теперь кредиторская задолженность приблизилась к 2 триллионам рублей. Свой печальный вклад в копилку долгов внесли Сибирь, Урал и За-уралье, которые сильно пострадали от засухи в минувшем году.  

В Иркутской области столь жестокой засухи не было, тем не менее кредиторская задолжность в сельхозотрасли в 2012 году достигла 8,5 миллиарда рублей, её рост по отношению к предыдущему году составил 12%. В отрасли сложилась тяжёлая ситуация из-за высокой закредитованности бизнеса и обслуживания кредитов в ущерб развитию производства. При этом потребность в субсидиях Иркутской области составила 562 миллиона рублей, это в два раза больше, чем предусмотрено для региона из федерального бюджета. 

Непростая финансовая ситуация резко осложнила жизнь многих подразделений АПК. Уже после окончания заседания президиума один из представителей АПС, который возглавляет крупную снабженческую организацию, с тревогой говорил: «Техника не покупается. Все закредитованы. Боюсь, что мы вползаем в новую депрессию». 

Наверное, деревня дышала бы глубже и легче, если бы государство с большим пониманием относилось к его нуждам и заботам.  

– Фонд заработной платы у нас, допустим, 20 миллионов рублей, а налогов платим 18 миллионов, – говорит член президиума Агропромышленного союза, директор ООО «Луговое» Николай Горячёв. – Из бюджета я получаю 5 миллионов поддержки, но разве это сопоставимо с объёмов налогов?

«Луговое», кстати, поставляет городу огромное количество молока, однако среднемесячная зарплата работников не превышает 15 тысяч рублей. И если у лидеров карманы от денег не лопаются, то что говорить о других?

Последствия прохладного отношения к селу дают о себе знать на протяжении двух десятилетий. Так, скота и птицы (в убойном весе, то есть мяса) в 2010 году произвели вдвое меньше, чем в 1990-м (88,4 и 193,6 тысячи тонн). Производство молока в хозяйствах всех категорий сократилось с 740 тысяч тонн до 451,4 тысячи тонн. Это по официальным данным, фактически падение более глубокое. По существу, мы опустились на уровень послевоенных 1950-х годов. Дефицит основных продуктов питания собственного производства побуждает к увеличению завоза из других регионов, а также из других стран. В 2000 году из  других регионов и по импорту Иркутская область приобрела 24,2 тысячи тонн молока и молокопродуктов, в 2010-м — уже 82,2 тысячи тонн. В 2010 году в хозяйствах всех категорий было произведено 88,4 тысячи тонн мяса и мясопродуктов, а завезено было 66,9 тысячи тонн. 

Больным вопросом остаётся гарантированный сбыт продукции, хотя подвижки есть. Например, а Нукутском и Тулунском районах бюджетные организации ориентируются на продовольствие местного производства и хорошо обеспечивают свои учреждения. Крепкие контакты с Ангарском установил член президиума Агропромышленного союза Василий Рогов, который руководит сельхозпредприятием «Савватеевское». Город помогает аграрникам в модернизации производства, а селяне поставляют свою продукцию по нормальным ценам. 

К сожалению, не везде бюджетные организации ориентируются на продовольствие своего крестьянина. Подводят как селян, так и себя Жигаловский, Чунский, Усть-Илимский районы, где бюджетные организации потребляют всего 32–37% местной продукции. Но всех превзошли нижнеилимцы, которые годом раньше на 37% обеспечивали собственными сельхозпродуктами больницы, детсады и другие учреждения, а нынче этот уровень упал до 9%. 

Иркутскую деревню, кстати, недооценивают не только центральные власти, но и свои, местные. По словам одного из выступавших, в Белгородской области выделяется средств в расчёте на гектар пашни 5 тысяч рублей, в Краснодарском крае – 6 тысяч рублей, а у нас – 220 рублей. Почему такие диспропорции? Ведь мы живём в богатой области, гоним на экспорт алюминий, лес, продукты нефтехимической промышленности, но что от всего этого достаётся, извините, селу? По поводу неравномерности субсидирования АПК во время недавней встречи с министром сельского хозяйства России Николаем Фёдоровым сделал заявление генеральный директор Белореченского агрообъединения Гавриил Франтенко. В ответ Фёдоров заметил, что эту ситуацию они в министерстве отслеживают и в те регионы, где меньше выделяется средств (из регионального бюджета), увеличиваются денежные потоки из федерального «кармана». Только эту помощь наши селяне пока не слишком ощущают.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры