издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Место для земного поклона»

  • Записала: Алёна МАХНЁВА

Слово «мечеть» произошло от арабского «масджид», что дословно значит «место для земного поклона». Но в Иркутской соборной мечети, построенной на рубеже 19 и 20 веков, верующие собираются не только на молитву. О том, как живёт мусульманская община в Сибири начала 21 века, любителям иркутской истории рассказал муфтий Фарид Мингалеев.

Во дворе старинного здания с полумесяцем на вершине минарета на улице Карла Либкнехта тесно: любители «Прогулок по старому Иркутску» собрались послушать имам-хатыба Фарида Мингалеева, и водителю выезжающей бетономешалки приходится маневрировать крайне осторожно. В мечети идёт реставрация, а рядом строится новое здание духовной школы. Но когда в пёстрой толпе слушателей появляется зелёное одеяние главы мусульманской общины, строительный шум стихает. Из громкоговорителя льётся тихая речь на арабском языке.  

– Я так начинаю все публичные выступления, – поясняет Фарид Мингалеев, – именем Аллаха милосердного, хвала Аллаху – Господу миров, милостивому и милосердному, мир вам и благоволение Всевышнего. Мусульмане приветствуют друг друга словами «ассалам алейкум», что значит «мир вам». Мы рады приветствовать вас во дворе нашей мечети, она всегда открыта, зайти может любой человек, и всегда он получит здесь ответы на свои вопросы. Правда, последние годы идёт ремонт, пока не очень уютно, но он близится к завершению. Здание почти готово, остались работы во дворе.  

Нашей мечети исполняется в этом году 115 лет. Уже в 19 веке в Иркутске была достаточно крепкая мусульманская община, но сначала людям приходилось ездить на молитву в село Ново-Ямское (нынешняя Пивовариха), где появилась первая деревянная мечеть. В конце 19 века в Иркутске жили купцы братья Шафигуллины, Захидулла и Шайхулла. Последний несколько сроков был гласным городской Думы. Именно по инициативе братьев Шафигуллиных в Иркутске появилась мечеть. В течение шести лет они просили губернатора дать разрешение на её постройку, в 1897 году, получив его, приобрели усадьбу на улице Саломатовской (теперь – Карла Либкнехта) и надстроили над деревянным домом небольшой минарет. 

– Деревянную мечеть снесли в 1993 году, – вспоминает Фарид Мингалеев. – В последнее время там были квартиры, в которых жили люди. 

Но деревянная мечеть была слишком мала для мусульманской общины, и братья сразу же начали сбор средств на каменную. Её строительство началось в 1898 году. На фотографиях 1902 года уже можно видеть мечеть практически такой же, как сегодня. Здание спроектировано в духе каменных мечетей Среднего Поволжья, на архитектуру которых повлияли европейские и православные традиции. Постройка сложена из блоков природного камня.

Первым имамом был Гарых Баймуратов, при мечети существовала также школа основ веры. Мальчики и девочки обучались в двухэтажном деревянном здании, на месте которого теперь строится кирпичное. В конце 30-х годов 20 века мечеть была закрыта на несколько лет, минарет разобрали. И только в прошлом году его восстановили.

– Во время Великой Отечественной войны храм не действовал, но был открыт сразу после её окончания, – говорит духовный лидер иркутских мусульман. – Однако здание было передано верующим не полностью, его помещения использовались разными советскими организациями. 

«Настоящий верующий – тот, от рук и языка которого не страдают другие»

Здесь, к примеру, находился цех швейной фабрики, а в цокольном этаже располагались коммунальные квартиры. Только в восьмидесятые мечеть была полностью возвращена верующим. С инициативой выступили сами жители Иркутска. 

– Сейчас в городе стало много верующих, – заметил Фарид Мингалеев. – Молодые люди тянутся к религии, есть те, кто приходит на все пять молитв. Перед каждой надо делать омовение. Молитва человека, который не совершил омовение, не будет принята, без омовения заходить в мечеть даже не для молитвы не очень хорошо. А зайдя, следует всё-таки короткую молитву прочитать.

Само слово «мечеть», продолжает ликбез имам-хатыб, произошло от арабского «масджид» и дословно означает «место для земного поклона».

– Земной поклон совершается в каждой из наших молитв. Он считается самым благоприятным положением для молитвы, где Всевышний слышит верующего лучше всего.  То есть мечеть – это место для молитвы, для намаза, который совершается пять раз в сутки. Расписание молитвы зависит от положения солнца, каждый день время сдвигается на одну-две минуты. Утренний намаз начинается приблизительно за два часа до восхода солнца. Летом мусульмане приходят на утреннюю молитву даже в четыре утра. Человек может прочитать молитву и дома, но если он придёт в мечеть, то награда за такую молитву от Всевышнего будет в 27 раз больше. Потому что в храме человек всегда найдёт общину – джамаат. Обеденная молитва читается в два часа дня, потом предвечерняя в половине восьмого, вечерняя – без двадцати десять, а уже ночная начинается без двадцати двенадцать. Зимой время молитвы сокращается.

Каждую пятницу – в мусульманских странах это выходной день – в храме читается проповедь. У нас, хоть этот день и не является свободным, верующие всё равно стараются прийти послушать имама. Так как у нас мечеть татарская – татары и башкиры составляли основу мусульманской общины в конце 19 – начале 20 века, – начинается она на татарском языке. Сейчас община многонациональная, татарский знают не все, поэтому  сразу читаем эту же проповедь на русском. Затем муэдзин читает азан – призыв к обязательной молитве. Раньше азан звучал с минарета: громким голосом, без всяких микрофонов и усилителей муэдзин возвещал о начале молитвы. Люди, услышав его, откладывали свои дела и заботы, надевали чистую одежду и спешили в мечеть на общую молитву. Сегодня муэдзины уже не поднимаются на минареты, везде установлены усилители и колонки. 

Мы уважаем соседей и стараемся их не беспокоить громким звуком, – продолжает имам, – азан говорится у нас только один раз, а не пять, –  в пятницу днём. Были случаи, когда даже без микрофона человек говорил во дворе мечети, а люди из соседнего дома жаловались. Впрочем, азан читается недолго – всего две-три минуты.

Минарет на мечети воссоздан очень точно

Но мечеть нужна не только для молитв, это центр духовной и общественной жизни общины. Здесь проходят религиозные обряды, торжественные встречи мусульман. Совсем недавно, 8–10 августа, прошёл праздник, посвящённый завершению священного месяца Рамазан. Весь месяц верующие отказывались от вредных привычек, поступков, мыслей. А с утренней зари до захода солнца соблюдали пост, полностью воздерживаясь от еды и питья. 

– Как сказал пророк, для верующих есть две радости: когда они вечером садятся вместе, прекращая пост, и когда они встречаются в садах рая, – отмечает Фарид Мингалеев. – В последние десять ночей Рамазана многие верующие проводили в мечети круглые сутки. Считается, что среди этих ночей может быть Ночь предопределения, о которой есть целая сура в Коране. Неизвестно, какая именно это ночь, но верующие особенно ждут её в конце этого месяца. Ночь предопределения лучше, чем тысяча месяцев, говорится в Коране, а это приблизительно 80 лет, человеческая жизнь. Если верующий проведёт эту ночь как следует, все его грехи будут прощены, а желания исполнены и он попадёт в рай.

Именно в такую ночь был передан мусульманам Коран. 

– Мечеть считается домом Аллаха, на арабском языке это имя Всевышнего. Ислам – религия единобожия, мы поклоняемся единому Создателю, а пророк Мухаммед – человек, который родился в 570 году нашей эры в городе Мекке, прожил 63  года и был похоронен в Медине. Верующие, которые совершают хадж, обязательно посещают его могилу.  Через пророка Мухаммеда Аллах передал священную книгу мусульман – Коран.  Сейчас она переведена на многие языки – русский, татарский, английский и так далее. Мало прочитать перевод, надо читать толкования Корана и слушать учёных, следовать указаниям знающих людей, которые посвятили свою жизнь изучению и проповедованию ислама. 

Наше служение направлено в первую очередь на то, чтобы был мир. Как сказал пророк Мухаммед: «Настоящий верующий – тот, от рук и языка которого не страдают другие». В своих проповедях мы на это обращаем внимание.

На фотографии начала прошлого века Иркутская соборная мечеть выглядит почти так же, как сегодня

Мечеть – ещё и памятник культуры и архитектуры регионального значения, который находится в собственности области. С 2004 года из регионального бюджета выделяются средства на её реставрацию. Сначала был капитально отремонтирован цокольный этаж, где было буквально болото, по словам имама, проведена гидроизоляция пола, усиление фундамента и стен цокольного этажа и так далее. Затем приступили к ремонту главного, первого этажа, там тоже проведена большая работа – укрепление стен, замена потолочных перекрытий, окон, кровли, установка центрального отопления и водопровода. В здании, которое строится во дворе, разместятся курсы ислама и арабского языка. В настоящее время такие курсы уже действуют, но в здании самой мечети, в неприспособленном помещении, где людям приходится сидеть на полу, на маленьких стульчиках. А желающих научиться читать Коран на языке оригинала достаточно, говорит Фарид Мингалеев.

Надо сказать, что мечеть не единственное здание, попавшее в историю Иркутска благодаря братьям Шафигуллиным. В начале 20 века купцы построили трёхэтажный дом на улице Большой (сегодня – дом 37 по улице Карла Маркса). На первом этаже находились мастерская и магазин «Торговый дом братьев Шафигуллиных – Шайхулла и Загидулла и сыновья», на втором и третьем сдавалось в наём жильё. На деньги семьи при мечети работали медресе и школа для девочек.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры