издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ученью – свет

Модернизация региональной системы образования приносит первые плоды

В прошлом году был принят новый Закон об образовании, который ввёл множество изменений в систему образования региона. Кроме того, он завершил собою трёхлетний цикл модернизации общего школьного образования. Говоря об итогах этой работы, министр образования Иркутской области Елена Осипова подчеркнула, что только на завершение модернизации системы было направлено более 2,4 млрд рублей из регионального и федерального бюджетов. Впереди нас ждёт ещё немало перемен.

К концу прошлого года каждая школа региона обзавелась хотя бы одним комплектом новейшего учебно-лабораторного оборудования. Наконец-то можно сказать, что все сельские школы обеспечены автобусами для подвоза детей из соседних селений. В рамках новой программы «Безопасность школьных перевозок» запланировано обновление автотранспортного парка и установка системы «Глонасс». Достаточно радикально обновлено оборудование школьных столовых, в том числе приобретено более 300 новых комплектов. Для того чтобы установить новое оборудование, муниципалитеты вынуждены были даже провести ремонт в школах. Ещё один проект, который реализуется в рамках программы модернизации, имеет исключительно региональный уклон. Сельские школы Иркутской области обеспечивают тёплыми туалетами. Получается примерно по 40 школ в год, и в нынешнем году власти 

обещают продолжить работу. 

Серьёзным шагом стало обеспечение детей школьными учебниками. «Мы пошли по пути немногих регионов и закупили учебники непосредственно у издательств, – говорит Елена Осипова. – Это гораздо дешевле, а на сэкономленные деньги регион смог приобрести дополнительную партию книг». На сегодня в регионе закуплено 90,8% необходимых учебников. В нынешнем году стоит задача полностью обеспечить школяров книжками. Кроме того, сейчас идут переговоры по включению Иркутской области в эксперимент по введению электронных учебников. Техническая новинка, по мнению педагогов, позволит повысить интерес к учёбе в принципе и предоставит новые возможности. Кроме того, электронные учебники эффективнее с экономической точки зрения и даже с физиологической, ведь детям уже не придётся таскать с собой тяжеленные портфели. 

Электронный учебник вовсе не является копией своего бумажного прообраза. Он представляет собой планшетник, в который загружаются интерактивные программы и упражнения по разным предметам. В связи с этим актуальным становится повышение квалификации учителей для работы с новым оборудованием. Оно, кстати, запланировано и определено как госзадание для института повышения квалификации работников образования. 

Где брать деньги на приобретение электронной новинки – ещё один не менее актуальный вопрос. По словам Елены Осиповой, министерство образования рекомендовало образовательным организациям не менее 40% средств субвенции на учебные расходы использовать на закупку учебников. Субвенция на одного ученика составляет сегодня 876 рублей, и распоряжаться этими деньгами школы могут самостоятельно. Более того, правительство намерено рассмотреть вопрос об увеличении размера субвенции на учебные расходы. Инициатива на закупку электронных учебников также остаётся в руках образовательных организаций. Но, если школа решится войти в число экспериментальных площадок и перейти на электронные учебники, регион будет в этом помогать. 

Субвенция на оплату учебных расходов и заработную плату педагогам в этом году составит более 7 млрд рублей. Ещё 5,7 млрд рублей пойдёт на зарплату педагогическим работникам детских садов. 

Детсадов много не бывает

На модернизацию дошкольного образования в прошлом году было выделено 952 млн рублей из федерального бюджета и более 1 млрд – из регионального. Таким образом, регион смог исполнить задачу по введению 9780 новых детсадовских мест. 

– У нас остаётся ещё один ресурс, это частные детские сады, – говорит Елена Осипова. – В этом году мы планируем более масштабную поддержку частного сектора. В прошлом году в зону областной поддержки вошли пять частных садов, которые выиграли конкурс. Надеемся, что в этом году их станет больше. 

В результате предпринятых усилий очерёдность в дошкольные учреждения региона снизилась на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это при том, что количество детей, желающих попасть в детсад, только растёт. Сейчас общая очередь насчитывает 76565 дошкольников. В 2014 году регион намерен пойти на рекорд и построить 35 новых садов. Этот амбициозный план, по словам министра образования, позволит полностью решить проблему очерёдности.

Новым трендом будет строительство современных комплексов, которые объединяют в одном здании детсад и младшую школу. Проекты таких заведений сейчас разрабатываются. Причём школы-сады будут актуальны не только для сельской местности. Новые стандарты образования выдвигают более высокие требования к работе начальной школы и от дошкольного образования. Соответствовать им легче сообща. 

Ещё одним новшеством станет введение единой региональной электронной очереди на получение места в детском саду. С 1 января региональная электронная очередь уже вошла в структуру единой федеральной программы. Записаться в неё с начала февраля можно будет на сайте министерства образования. Кроме того, в 2014 году начнёт действовать электронная запись в первые классы. Это также общефедеральный проект, и перед регионом поставлена задача обеспечить его работу с первого квартала наступившего года. Ещё одна единая электронная база данных, которая войдёт отдельным сектором в общефедеральную сеть, будет создана на базе общего профессионального образования. 

«Золотые медали» – семейное достояние

В прошлом году 11 школ из Иркутской области вошли в рейтинг 500 лучших школ России. Это считается достижением регионального образования. Приятно осознавать, что мы лидируем по этому показателю по СФО, вместе с Новосибирской областью. В регионе в несколько раз увеличилось количество «стобалльников», но это общефедеральная тенденция. Кстати, «золотые медали», как символ отличной учёбы, теперь становятся просто достоянием семьи. Отныне медаль не даёт никаких преференций при поступлении в вуз. Ещё один красивый символ уходит в прошлое. 

Что касается системы профобразования, очень важно завершить перевод учреждений начального профессионального образования в сферу среднего образования. Кроме того, систему в целом предстоит сделать более гибкой и отвечающей запросам рынка труда. Возможно, это поможет повысить статус востребованных сегодня рабочих профессий. 

– Нам очень интересно выстроить цепочку взаимоотношений: общеобразовательная школа – среднее профессиональное образование – работодатель, – говорит Елена Осипова. – Мы намерены в этом году открыть в регионе четыре центра, которые будут опытными площадками по выстраиванию таких моделей. 

В 2015 году регион должен оказаться готовым к пересмотру порядка проведения ЕГЭ. Требования к обеспечению легитимности всей процедуры станут гораздо суровее. Помещения, в которых будет проходить экзамен, потребуется оборудовать видеокамерами и системой досмотра при входе. Будет введён запрет на использование не только сотовых телефонов, но и любых других электронных устройств и средств коммуникации. Организаторы на-деются всё-таки сделать ЕГЭ честным и прозрачным. 

– Однако, мне бы хотелось обратиться к выпускникам и их родителям: оснований для беспокойства нет, – констатирует Елена Осипова. – Эти требования относятся к профессиональному сообществу и к тем, кто обеспечивает проведение процедуры экзамена. Для ребят, наоборот, уже сегодня есть пробные варианты тестов ЕГЭ по разным предметам. Они в открытом доступе, размещены на сайте федерального центра тестирования. На сайте регионального министерства образования открыта «горячая линия» для родителей и выпускников по всем вопросам подготовки и проведения ЕГЭ. 

К стратегическим задачам на будущее относится повышение уровня зарплаты педагогов дошкольного образования. На общероссийском уровне завершается подготовка комплекса мер по модернизации дополнительного образования. Эти меры предполагают дополнительное федеральное финансирование. Давно требуется обновление материальной базы учреждений дополнительного образования. 

– Мы ждём старта федеральных проектов, чтобы активно в них войти, – отмечает Елена Осипова. – Для нас интересно внедрение направления «робототехника», нужно срочно вводить языковые курсы для детей мигрантов. Это проекты ближайшего будущего. Скорее всего, старт им будет дан уже в этом году. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры