издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Куда девалось Иркутское радио?»

Вещание «Радио России» на длинных и средних волнах прекращено с 1 января 2014 года на всей территории страны, не исключая Иркутскую область. Мощный передатчик в Одинске, чей сигнал покрывал практически весь наш регион, пришлось отключить из-за сокращения финансирования. Вследствие этого доля тех, кто может услышать передачи «Радио России» и, соответственно, Иркутского областного радио, сократилась до 65% жителей Приангарья. Сигнал пропал не только для небольших удалённых посёлков, но и для крупных городов, в частности, Ангарска и Усолья-Сибирского. В региональном правительстве уже создана рабочая группа, которая займётся решением проблемы и, по всей вероятности, выходом станет установка нескольких маломощных радиопередатчиков.

Телефоны в Иркутской государственной телевизионной и радиовещательной компании, на которые могут позвонить радиослушатели, не умолкают весь январь. Те, кто выслушивает поступившие на автоответчик сообщения, говорят, что подавляющее большинство звонков посвящено одному и тому же вопросу – прекращению трансляций в ДВ-диапазоне. «Не могу услышать Иркутское радио с Нового года, – рассказывает, к примеру, жительница Ангарска Лилия Степановна, успевшая поведать, что звонит с мобильного телефона. – На коротких волнах ищу, на средних, на длинных… Куда девалось Иркутское радио? В связи с чем? Надолго ли закрыли эту волну?»

На первый вопрос практически с абсолютной уверенностью можно дать неутешительный ответ: вещание «Радио России» и, соответственно, передач областного радио на длинных волнах прекращено. Произошло это 1 января 2014 года. Кстати, такая же судьба ещё 14 марта 2013 года постигла радио «Маяк». О том, что за ним последует «Радио России», стало известно осенью. Так, информационно-аналитический IT-портал Digit.ru (создан РИА «Новости» – «Конкурент»), ссылаясь на источник в отрасли, в октябре прошлого года написал, что Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания в 2014 году полностью прекратит его вещание на длинных и средних волнах в некоторых регионах. 

Эту информацию изданию подтвердил заместитель генерального директора ВГТРК Сергей Архипов, подчеркнувший, что трансляция «Радио России» в ДВ– и СВ-диапазонах будет прекращена там, где есть передатчики, работающие в КВ– и FM-диапазонах. «Вещание на длинных волнах, как показало исследование ВЦИОМ, проведённое по нашему заказу, мало востребовано пользователями, а затраты на него велики, – цитирует его Digit.ru. – Поэтому один радиослушатель «Радио России» в ДВ обходится непомерно дорого. Исходя из этого, мы считаем нецелесообразным продолжать это дорогостоящее и не слишком эффективное вещание». Сказалось, очевидно, и сокращение финансирования ВГТРК в 2014 году, которое, по данным того же источника в отрасли, составило 15% в сравнении с 2013 годом. При этом недополученную от прекращения вещания в ДВ-диапазоне прибыль ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», которое непосредственно осуществляет трансляцию, оценили в 800 млн рублей (с учётом того, что с 1 марта будет сокращено вещание «Голоса России», речь идёт о потерях в 6 млрд рублей). 

«Практически 20% населения мы потеряли»

По всей стране с начала нынешнего года было отключено более 50 передатчиков в СВ- и ДВ- диапазонах. В Иркутской области прекратил работу один – тот самый, что установлен в Одинске. Он работал на частоте 234 кГц, его излучаемая мощность составляла 500 кВт. Когда-то она достигала 1 МВт и, как рассказывает главный инженер Иркутского областного радиотелевизионного передающего центра Валерий Ушаков, этого было достаточно для покрытия всей территории региона, на которой располагаются населённые пункты. Передачи, которые он транслировал, можно было услышать даже в небольшой деревушке Инаригда, расположенной в Катангском районе. 

Мощность передатчика снизили в 2005 году по решению ВГТРК, поскольку его эксплуатация стоила очень дорого. Но и после того, как она сократилась до 500 кВ, на содержание объекта уходило до 60 млн рублей в год. «Территория радиоцентра занимает 1400 гектаров, так что мы платили 14 миллионов налога на землю, ещё 36 миллионов рублей уходило на электроэнергию, – замечает Ушаков. – Остальное – зарплата персонала и другие расходы». Такова была цена за то, чтобы услышать «Радио России» могли примерно 86% населения Иркутской области. После того, как передатчик отключили, количество потенциальных радиослушателей сократилось до 1,58 млн человек, то есть 65% жителей региона. Об этом сообщил директор филиала ВГТРК ГТРК «Иркутск» Константин Горбенко, эти данные подтверждает и директор областного радиотелевизионного передающего центра. «Практически 20% населения мы потеряли», – констатирует он. 

Из зоны вещания, которую охватывал передатчик в Одинске, выпали более 400 населённых пунктов. И это не только небольшие отдалённые сёла и деревни, но и крупные города: в частности, без «Радио России» на длинных волнах остались жители Усолья-Сибирского с прилегающими посёлками и значительная часть ангарчан. Отключение также затронуло Иркутский и Эхирит-Булагатский районы. В общей сложности на той территории, где приёмники могут поймать «Радио России» на ультракоротких волнах в ЧМ– и FM-диапазоне, остались около 305 городов и посёлков, в том числе Байкальск, Бодайбо, Братск, Железногорск-Илимский, Зима, Нижнеудинск, Слюдянка, Тайшет, Тулун, Усть-Илимск, Усть-Кут и Черемхово. Маломощные УКВ-передатчики есть и во многих районных центрах. Но из-за того, что радиус их действия ограничен, складываются парадоксальные ситуации: например, в зону вещания входит Жигалово, но не прилегающий район. Или, скажем, «Радио России» и программы ГТРК «Иркутск» без проблем могут услышать в Качуге, однако в редакцию звонил житель посёлка Большая Тарель Качугского района, спрашивавший, почему прекратилось вещание. 

Помимо радиовещания передатчик в Одинске обеспечивал трансляцию сигналов оповещения о чрезвычайных ситуациях. Об этом уже уведомили ГУ МЧС России по Иркутской области, более того, вопрос о прекращении вещания на длинных и средних волнах в целом по стране вынесли на рассмотрение Совета безопасности РФ. Результаты заседания федерального ведомства пока неизвестны. В то же время региональное управление МЧС, как сообщает Ушаков, должно предоставить список тех зон, где наиболее вероятно возникновение ЧС, чтобы это можно было учесть в планах развития радиосети, которую будут создавать взамен выключенного передатчика. 

Дешевле снести

Отключение не замедлило сказаться и на работниках Иркутского ОРТПЦ: с 1 января пришлось уволить 25 человек, работавших в радиоцентре под Ангарском. При ограничении вещания «Голоса России» под сокращение могут попасть ещё более 40 человек. Радиолюбителей со всей страны, в свою очередь, беспокоит судьба тех установок, которые раньше обеспечивали вещание в ДВ– и СВ-диапазонах. 

«А кстати, что будет с мощными радиоцентрами? – интересуется на одном из форумов пользователь из Петрозаводска, скрывающийся за псевдонимом vladimir31maja. – Их тупо законсервируют, а потом снесут, как в Самаре?»

«Действительно интересно, снесут или оставят и будут подкрашивать как памятники мощного радио в СССР? – вторит ему некто mkuznm из Волгограда. – Будут предлагать туристам-экстремалам подняться на мачты ДВ/СВ и пофоткать виды?»

«Это же супервыгодный бизнес для РТРС, он с лихвой покроет убытки от отключения «Маяка» и «Радио России», – замечает на это житель Ростова-на-Дону Andreirostow.

Как минимум в отношении передатчика в Одинске прав оказался Владимир из Петрозаводска: его распилят и сдадут на металлолом. 

«В принципе, мы уже начинаем готовиться к демонтажу, потому что понимаем, что возврата к старому уже не будет, – говорит главный инженер Иркутского ОРТПЦ. – Сейчас передатчик остановлен, в течение месяца его ещё можно будет реанимировать, но пройдёт квартал, и запустить его будет дороже, чем построить новый: нужно будет всё оборудование разбирать и чистить».

«Будет видно, к чему прибиваться»

Для решения возникшей проблемы в правительстве Иркутской области уже была создана рабочая группа по радиовещанию. Её ближайшее заседание пройдёт в феврале, точную дату пока не называют. Ушаков рассказывает, что на нём будут представлены три варианта развития радиосети, рассчитанных так, чтобы она охватывала населённые пункты, где проживают как минимум 100, 500 или 1 тыс. человек. «Получается максимальный, средний и бюджетный варианты, – резюмирует наш собеседник. – Исходя из них будет видно, к чему прибиваться». 

По словам Горбенко, вариант включения длинноволнового передатчика, скорее всего, рассматриваться не будет. «Вероятнее всего, мы с нашим московским руководством будем получать лицензии на вещание в небольших посёлках, – отмечает директор ГТРК «Иркутск». – Будет решено, какой должна быть численность населения для этого, и поставлены УКВ-передатчики». В планы областного радиотелевизионного передающего центра уже входит монтаж семи установок УКВ для трансляции «Маяка» в крупных городах, в том числе Усолье-Сибирском. 

Горбенко полагает, что можно пойти по пути Новосибирской области, где за последние 15 лет была создана сеть небольших передатчиков, охватывающая практически всю территорию региона. Другой вариант – переход на цифровое вещание – был предусмотрен в федеральной программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы», утверждённой 3 декабря 2009 года. В частности, в Иркутской области предполагалось установить один длинноволновый и два коротковолновых передатчика мощностью по 500 кВт, которые работали бы в стандарте DRM (Digital Radio Mondiale, то есть «Мировое цифровое радио», где используется амплитудная модуляция вместо частотной, применяемой для вещания в УКВ-диапазоне) и распространяли сигнал на территорию региона, часть Красноярского края и Якутии вплоть до Северного Ледовитого океана. На развитие сети по всей России изначально было заложено 13,684 млрд рублей. Однако из-за мирового экономического кризиса, вынудившего многие страны отказаться от перехода на стандарт DRM, в 2012 году из федеральной программы полностью вычеркнули раздел, посвящённый развитию цифрового радиовещания. «Может быть, сейчас государственные мужи осознают, что покрывать радиосигналом нужно территорию, а не считать по населению, – резюмирует Ушаков. – В этом случае альтернативы стандарту DRM не существует». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры