издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как строилась столица. Потрясающая Астана

  • Автор: Анна Каправчук, Астана – Ангарск

Казахстан – единственная республика бывшего Советского Союза, после распада СССР перенёсшая столицу. Решение об этом было принято в 1997 году. Столичным статусом наделили территорию в районе Целинограда. Старинные дома купеческого Акмолинска, «сталинки» и «хрущёвки» Целинограда остались на правом берегу Ишима, а на левом, на месте болота и степи, был с нуля отстроен новый город Акмола. Его имя позже было изменено на «Астана».

Сначала нарисовали, потом построили

Казахская столица производит неизгладимое впечатление на гостей. Советские здания (от «хрущёвок» на центральных улицах до бывшего ЦУМа и обкома) внешне преображены с использованием современных строительных материалов. Правда, «хрущёвки» обрели нарядный вид и национальные орнаменты только с трёх сторон – со двора они выглядят всё так же непрезентабельно. 

В отличие от Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга и других российских мегаполисов Астана не стала жертвой точечной застройки. В старой части города, конечно, возводились отдельные административные здания и бизнес-центры, но их немного. Новая же часть города развивалась комплексно. Генеральный план столицы разработан выдающимся японским зодчим Кисе Курокавой. В стройности линий и симметрии объектов (например, построенных по одному проекту министерств обороны и внутренних дел, одинаковых жилых комплексов и двух половин полуторакилометрового «дома министерств» по обе стороны визуальной оси), в просторе площадей чувствуется имперская мощь, а в том, как обыгран Дворец президента Ак Орда, – неуловимые питерские мотивы. Проекты нескольких знаковых объектов – пирамидального Дворца мира и согласия и самого большого шатра в мире Хан Шатыр – созданы англичанином Норманном Фостером, а киноконцертный зал проектировал итальянец Манфреди Николетти.

Улучшить микроклимат степной Астаны должен помочь Жасыл Аймак – Зелёный пояс. Вокруг города с 1998 года высаживается лесопарковое кольцо. По планам каждый год в восьми лесничествах будет добавляться по пять тысяч гектаров берёз, клёнов, вязов, сосен и лип. 

Байтерек

Главный символ Астаны и главная туристическая достопримечательность Казахстана – Байтерек, древо жизни, 300-тонный стеклянный шар, откуда на новую столицу страны и бескрайние степи вокруг можно посмотреть с 97-метровой высоты. По легенде, первые эскизы Байтерека нарисовал сам президент страны. Панорамный лифт возносит на смотровую площадку буквально за минуту – и гостям открывается незабываемое зрелище. Ночью «ствол» Байтерека подсвечивается разными цветами. Жильё с видом на Байтерек стоит дороже. 

Хан Шатыр

Гигантский, светящийся по ночам и серебристо-голубоватый днём, торгово-развлекательный центр Хан Шатыр хорошо виден и с самолёта, и из многих точек города. Под куполом – подземный паркинг, продовольственный супермаркет, два этажа бутиков, шестизальный кинотеатр, огромный фуд-корт, этаж игровых автоматов и даже тропический аквапарк, где круглый год температура воды плюс 31 градус. Там есть живые пальмы, водные горки, волны, детский пляжик, сауна, джакузи, массаж, площадка для пляжного волейбола и футбола. На уровне четвёртого этажа можно покататься в вагончике монорельса, а особо отважные могут повизжать, взмывая на десятки метров вверх и резко опускаясь в креслах по башне в центре Хан Шатыра. 

Всем миром

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев «ведёт многовекторную политику», или, говоря проще, умеет выстраивать конструктивные взаимоотношения с разными странами и представителями всех мировых религий. В городе строят жилой массив представители Южной Кореи, часть зданий построена турками. Одна из арабских стран финансировала возведение самой большой в Центральной Азии мечети, Россия – бизнес-центров «Москва» и «Санкт-Петербург», Китай – отеля с вращающимся рестораном «Пекин Палас». 

Приезжих гастарбайтеров на стройках немного. Если и есть, в основном это граждане Узбекистана и Таджики-стана. Среди строителей гораздо больше казахов, особенно из южных областей страны, где работу найти очень сложно. 

Как строят новый город

Такого количества подъёмных кранов я не видела никогда в жизни. Если административно-деловой центр города уже практически завершён, то жильё активно строится. Население Целино-града составляло около 300 тысяч человек. В нынешней Астане почти 800 тысяч. Город продолжает притягивать новых жителей. 

Самый популярный в Астане стройматериал – кирпич, говорят бизнесмены. Хотя активно возводятся и дома из монолитного железобетона, и с заполнением стен газобетонными блоками. Из трёх домов, стоящих рядом, быстрее всего будут продаваться квартиры в том, у которого кирпичные стены. «Однушки» и «двушки» разлетаются, как горячие пирожки, ещё на этапе котлована. Срок возведения жилой много-этажки – полтора года. 

Кризис 2008-2009 годов подкосил многих застройщиков. Почти пять лет вдоль дороги в аэропорт простаивали остовы недостроенных зданий. Поскольку скоро Астана будет принимать гостей всемирной выставки «Expo-2017», государство выкупает у разорившихся застройщиков их недострои и организует завершение работ. 

Новостройки первых лет после переезда столицы показали свою неприспособленность к количеству машин у горожан – дворы там заставлены автомобилями. Поэтому все современные многоквартирные дома сдают вместе с подземными паркингами, площадь которых нередко равна площади имеющегося под застройку участка и позволяет владельцам квартир покупать не по одному, а по два-три машино-места. 

Обычная стена жилого дома – это кирпич, слой минеральной ваты, воздушная прослойка и декоративное покрытие. В первые годы строители пытались использовать сравнительно дешёвые технологии отделки – алюкобонд, навесные фасады из керамогранита. После того как на степных ветрах керамогранит стал падать, а более дешёвый утеплитель загораться, использование ряда ранее популярных, но недолговечных стройматериалов было запрещено. Теперь фасады многих домов украшает травертин (туф) – лёгкий природный камень, который везут из Турции. 

Видя, как уродуют фасады кондиционеры, без которых летом в Астане выжить сложно, правительство Казахстана изменило СНиП. Теперь проектировщики обязаны для каждой квартиры предусмотреть нишу в лоджии или на балконе, загороженную со стороны фасада и предназначенную для наружной части кондиционера. Жилец получает почти квадратный метр площади, цена которой рассчитывается с понижающим коэффициентом, и существенную экономию: когда он решит установить кондиционер, ему не придётся вызывать промальпинистов. 

Покупая квартиру в черновой отделке, владелец берёт на себя обязательство отремонтировать её в течение трёх месяцев после получения ключей (при покупке коттеджа – за шесть месяцев). На время ремонта в доме есть электричество, вода, работают лифты (правда, их стены обклеены толстым картоном, чтобы кабины не поцарапали строительным мусором). До тех пор, пока во всех квартирах не будут смонтированы и подключены системы отопления, электропроводка, сантехприборы, не будут покрашены потолки и наклеены обои, дом не принимает госкомиссия – а значит, ни один из жителей не сможет получить правоустанавливающие документы на квартиру. 

Параллельно с жильём во дворах строятся школы и детские садики. Заказчик – государство. И застройщики и покупатели жилья и мысли не допускают, что в жилом районе может быть не построена школа или детсад, уверенно говорят, в каком году запроектированные школы начнут принимать детей. Впрочем, детсадов пока не хватает – очереди в государственные по нескольку лет, а размер взятки за место впечатляет. Строится много частных детских садов – они дороже, но попасть в них реальнее. 

Квартиру или коттедж можно купить в разной степени готовности – от голых стен до дизайнерской отделки со встроенной мебелью, бытовой техникой, системой «умный дом» и даже подбором штор, покрывал и полотенец. Цены на новое жильё – от 1750 долларов за квадрат в многоквартирном жилом доме эконом-класса до 4-5 тысяч долларов в готовой ко въезду квартире клубного дома «Парижского квартала». Мраморный холл там похож на лобби пятизвёздочного отеля: консьерж, швейцар, распахивающий двери и готовый подать к назначенному времени общий «Роллс-ройс», подаренный жильцам застройщиком комплекса. Астана сейчас переживает бум «тематических» кварталов по мотивам европейской архитектуры. Наступая друг другу на пятки, конкурирующие застройщики BI Group и «Базис» возводят «Миланский» и «Итальянский», «Парижский» и «Французский», «Британский» и «Английский» кварталы. 

Однако строится Астана быстрее, чем становятся востребованными новые объекты. Напротив Дома министерств часть офисов на первых этажах жилых домов до сих пор не нашла арендаторов. Дворец мира и согласия, где раз в несколько лет встречаются лидеры всех религиозных конфессий, в паузах между этими встречами зарабатывает фотосессиями для молодожёнов в зимнем саду. Разумеется, на эти средства содержать большое и всю ночь освещаемое здание не получится. Никто не сможет сказать, чем будут зарабатывать те тысячи астанчан, которые сейчас обслуживают стройку, когда темпы строительства столицы замедлятся. Жителей города уже пугают тем, что может лопнуть пузырь на рынке жилой недвижимости. Отдельные эксперты предполагают, что квартиры в городе могут подешеветь на 15, 20, а то и 50 процентов; другие уверены, что цены стабилизировались и падать уж точно не будут.

Народная молва

У астанчан есть свои простые и образные названия для большинства украсивших столицу объектов. Государственный архив – «Яйцо», цирк – «НЛО», Дворец мира и согласия – «Пирамида», золотистые здания неподалёку от Ак-Орды – «Вёдра», небоскребы – «Шприц», «Зажигалка», «Книжка», «Парус», китайский отель – «Пагода», помпезный жилой комплекс «Триумф Астаны», похожий на московские сталинские высотки, – «МГУ». Отдельной увлекательной интеллектуальной игрой могут стать визуальные параллели – интересно узнавать в новостройках подобия знаменитых высоток Дубаев и других мировых столиц.

Если захотите увидеть своими глазами место, где сплетаются европейские и азиатские веяния современной архитектуры, – добро пожаловать в Астану. Вам даже загранпаспорт не понадобится, достаточно внутреннего российского. Лететь совсем недалеко – два часа до Новосибирска и ещё полтора до Астаны. Можно и поездом – около 50 часов с пересадкой в Петропавловске.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры