издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Для денег и для души

Иркутские предприниматели, которые получили городские субсидии, делятся секретами успеха

Молодые иркутяне больше не мечтают стать бизнесменами. Если каких-то двадцать лет назад вокруг крутых парней на дорогих автомобилях витала аура романтики и успеха, то теперь профессию предпринимателя молодёжь связывает лишь с большими рисками и издержками. Пределом мечтаний для выпускника вуза стали место чиновника и стабильный доход.

Ровесники Валентины Тарасовой, к примеру, удивляются, почему она сменила хорошую должность в крупной компании на хлопотное и рискованное «свободное плавание». Валентина руководит двумя некоммерческими детскими садами. «Мои знакомые трудятся в разных сферах, но большинство выбирают стабильность. Многие не понимают мой выбор, интересуются, зачем я беру на себя ответственность за 86 детей – столько ребятишек к нам ходит», – рассказывает предпринимательница. В свой профессиональный праздник, 26 мая, она в числе других увлечённых своим делом людей получила благодарность от администрации Иркутска. 

Начать свой бизнес Валентину заставила насущная необходимость. До ухода в декрет женщина не собиралась менять профессию. Но сыну Ивану исполнилось два года, пора было устраивать ребёнка в детский сад, а очередь в государственный садик ещё не подошла, и хороший частный подобрать не получалось. 

«Я прошла по садам, в основном они располагаются в квартирах. Во многих не устраивало то, что ночью на двуспальной кровати спят папа с мамой одного из малышей, а днём на неё кладут пятерых детсадовцев. Если садик нравился, то просили за него не меньше 16 тысяч в месяц. Так пришла к мысли открыть собственный сад. Начали с поиска помещения, полгода не могли найти подходящий вариант. Мало того, что к садам много требований у конт-ролирующих органов (должно быть два входа, все поверхности должны мыться, обязательно рядом площадка), так не все арендаторы соглашаются на то, чтобы в помещении находился детский сад. Боятся, что дети испортят стены и повредят батареи. Но за ними же следить надо, чтобы ничего плохого не произошло… – улыбается Валентина. – Мы с мужем решили, что наш садик будет иметь все необходимые разрешения от пожарного и потребназора. Это был ещё один не самый лёгкий этап, но мы всё сделали именно так, как этого требовали проверяющие».

С ребятишками работают физкультурный работник и музыкальный руководитель, целый день в детском саду находится медработник, все педагоги имеют высшее образование, несколько человек обладают профессиональными званиями. 

Из 229 официально действующих в городе групп по присмотру и уходу за детьми только пять садов имеют разрешения от пожарных и 

Роспотребназора, из них лишь трём разрешено заниматься образовательной деятельностью. Очевидно, что для владельцев частных садов каждое из заключений обошлось не только трудозатратами, но и значительными финансовыми расходами. В конечном счёте все издержки и риски оплачивает покупатель – таков закон рынка. Случай с этим детским садом – нетипичный. Родительская плата в нём составляет 12,4 тысячи рублей. По сути, Валентина вместе с мужем отказались от прибыли, работают за зарплату.

«Часть расходов на себя взял город. В 2012 году мы получили субсидию в 253 тысячи рублей. Это половина от тех денег, которые потратили на мебель в одном филиале. Деньги, перечисленные мэрией, вложили в обустройство второго филиала, – делится Валентина. – Кстати, и само помещение мы получили от администрации в аренду на льготных условиях. Мы заняли первый этаж панельного дома в Ново-Ленино, раньше в нём была детская поликлиника».

«Валентина, а как вы себе отвечаете на вопрос: зачем столько хлопот, если это не приносит больших денег?» – не могу удержаться от вопроса нашей героине.

«Мне интересно работать. В наш сад дети идут с удовольствием. Всё, что ты отдаёшь малышам, они вернут тебе своими улыбками», – отвечает Валентина. Вот такие предприниматели живут в городе Иркутске. 

Другая иркутянка, Татьяна Овчинникова, всю жизнь занималась делом, которое после выхода на пенсию решила сделать собственным бизнесом. Татьяна Максимовна работала в больницах города, 20 лет заведовала здравпунктом крупной промышленной компании. «Дети выросли, выучились. Пенсию заработала. Думаю, дай попробую поиграю в бизнес. Чтобы не жалеть, что возможность прошла мимо меня. И знаете, получается», – как будто сама себе удивляется бизнесвумен. 

«Моему бизнесу нет и двух лет, – продолжает рассказ Татьяна Овчинникова. – Однажды на глаза мне попался журнал, там говорилось о субсидиях городской администрации. По срокам я не успевала подать заявку, шёл последний день приёма. Всё равно позвонила в отдел по поддержке предпринимательства, там мне сказали, что сроки продлили на неделю. За несколько дней я написала бизнес-план, потом закончила курсы предпринимателей. Я получила субсидию в 150 тысяч рублей, на эти деньги купила мебель для массажного кабинета. Потом для бизнеса мне понадобилась машина, и я второй раз получила субсидию – 179 тысяч рублей. Это четверть от стоимости автомобиля, помощь хорошая».

Предпринимательница делит свой бизнес на две половины: одно – для души, другое приносит деньги. Хотя с одинаковым удовольствием рассказывает и о том и о другом. «Для души» она организовала массажный салон, процедуры в нём выполняют незрячие люди, так как пальцы у них наиболее чувствительны. Немногие зрячие могут чутко различить сигналы болезни, которые подаёт тело пациента. 

«Последние 20 лет я серьёзно занималась лечебным массажем. Раньше литературы по этой теме было мало, и я работала «вслепую», училась на практике. В больнице меня часто просили снять боль пациенту, ко мне шли друзья и родственники. Потом информация появилась, я обнаружила, что изобрела велосипед. Мои самостоятельные наработки уже существовали в разных методиках, – говорит Татьяна Максимовна. – Я попробовала обучать своим методикам зрячих людей – не получилось. Со слепыми дело пошло лучше. Некоторые из них даже без обучения интуитивно чувствуют, на какие точки надо воздействовать и какие движения выполнять. Все мои ребята очень талантливы от природы, да к тому же прошли обучение, имеют сертификаты».

Немногие зрячие могут чутко различить сигналы болезни,
которые подаёт тело пациента

Красивую бизнес-идею оказалось непросто вписать в унылую действительность. Слепые люди для большинства иркутян – калеки. Очень быстро выяснилось, что здоровые не желают доверять свои тела инвалидам. И даже выгодная цена не смогла «вытянуть» проект. А ценообразование таково: Татьяна Максимовна изучила прейскурант конкурентов, поделила стоимость на два и получила результат. К примеру, полный сеанс лечебного массажа стоит 800 рублей. Из желающих поправить здоровье в салоне – родственники, знакомые да бывшие коллеги Татьяны Овчинниковой. 

Наша героиня не унывает, придумывает новые способы приобщить людей к оздоровлению. Купила ещё несколько аппаратов, на которых будут работать зрячие, и втайне на-деется, что где-нибудь «сбоку, в сторонке» свои чудодейственные сеансы смогут проводить слепые массажисты.

Для второго своего занятия – медицинского осмотра водителей перед рейсом и после работы – клиентов женщине искать не приходится. Они сами выстраиваются в очередь за медработником с лицензией. Конечно, не добровольно. В конце прошлого года вышел федеральный закон, который обязал руководителей транспортных компаний организовать медицинский контроль за состоянием водителей. «Я 20 лет занималась тем, что выпускала водителей в рейсы. Среди них много гипертоников. По опыту знаю, что осматривать работников нужно и до рейса, и после него. Ведь большая часть инфарктов у водителей происходит после работы», – рассказывает медицинский работник.

По логике медосмотр должны были взять на себя больницы, но госучреждения оказались не готовы к нововведению. Чтобы организовать осмотры, бюрократическая машина должна сделать оборот, открыть новые ставки. Дело это, как известно, небыстрое. Татьяна Овчинникова предложила своё решение. В Оёке, Пивоварихе и других посёлках области она открыла пункты, в которых трудятся девять лицензированных специалистов. «Молодёжь с удовольствием идёт ко мне работать. Я даю им 50% денег от суммы договора. Руководителям транспортных предприятий польза от того, что они могут работать по закону и не тратиться на штрафы. Если будет нужно, для служб такси я готова открыть круглосуточный пункт осмотра», – говорит Татьяна Овчинникова. 

«Деньги лежат везде. Надо только повернуться лицом к людям» – эти слова Татьяны Максимовны могут стать хорошим советом людям, которые мечтают о больших доходах или стабильном заработке. Наша собеседница убеждена: только если предприниматель будет помогать людям решать их проблемы, лечить их боли, он сможет добиться успеха. Причём не важно, какие боли – физические, духовные или финансовые.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры