издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Спортивный наркотик Вадима Зеленчука

  • Записала:  Алёна МАХНЁВА

Международная гонка на собачьих упряжках «Калевала-2014» – своеобразная «олимпиада» в мире ездового спорта. Многие мечтают на ней побывать, но не у всех спортсменов есть такая возможность. Машинист котла ТЭЦ-16 «Иркутскэнерго» (входит в «ЕвроСибЭнерго») Вадим Зеленчук три года занимается скиджорингом в маленьком городе, где у него практически нет единомышленников. Этой весной при поддержке компании «ЕвроСибЭнерго» он доказал: если воля к победе сильна, возможности появятся. Зеленчук и его мохнатая команда – самоед Дэн и сибирская хаски Триша – проехали шесть тысяч километров до карело-финской границы, чтобы принять участие в гонке на 440 км.

У входа в парковую зону Железногорска-Илимского на меня стремительно мчится белое меховое облако. Дэн, демонстрируя коронную самоедскую улыбку и едва ли не сбивая с ног, летит обниматься и машет хвостом, будто встретил близкого друга, которого давно не видел. Следом подходит знакомиться чуть более сдержанная белоснежная красавица Эмма, а рыжая хаски Триша занята важным делом – высматривает белок на деревьях и не обращает внимания на чужих людей. 

Вадим Зеленчук, каюр мохнатой команды, рассказывает, откуда начался путь, который привёл его на международные соревнования в Калевальском национальном районе Карелии. Скиджорингом (разновидность ездового спорта, где собаки буксируют лыжника) он увлёкся несколько лет назад и уже достиг заметных результатов. 

– Я в своё время занимался лыжным спортом. Время шло, хотелось чего-то нового. Узнал о скиджоринге, особенно популярен он сейчас в скандинавских странах, захотелось поучаствовать. И мне нужен был компаньон для тренировок, поскольку среди друзей с возрастом становится всё меньше единомышленников – то им некогда, то ещё что-нибудь.

Про самоедов много слышал, но впервые увидел их в цирке Никулина в Красноярске в конце 1990-х: на арену выбежала толпа этих собак, и меня, что называется, захлестнуло напрочь. Но Интернет был ещё мало развит, мы не знали, где их можно взять, а у нас их вообще не было. Самому первому самоеду в Иркутске сейчас 12 лет, его все знают и зовут Дедушка Шерлок.

Выбирал между сибирским хаски, маламутом и самоедом. Прочитав много литературы, посмотрев много фильмов, решил остановиться на самоеде. Это самая универсальная собака, хорошо адаптированная к жизни в семье и в городской квартире, очень активная – то, что мне и надо. 

Первой в семье Зеленчук появилась Эмма, она самая старшая, сейчас ей 4 года. Но, поскольку опыта у Вадима ещё не было, тренировочный процесс пошёл не совсем так, как следовало:

 – Я её «переломил» объёмами, и она просто перестала бегать. Сначала я стал зрителем соревнований по скиджорингу, у нас в Иркутской области этот спорт только-только появлялся. Потом начал пробовать сам, но у нас что-то не шло, не всё так просто оказалось. Чтобы воспитать собаку, нужно года три как минимум, а самый пик спортивной жизни собаки приходится на 5-6 лет. Спортивная карьера у них быстро заканчивается. Мне посоветовали: не мучай себя и собаку, возьми ещё. Так появился Дэн. 

– Брали у иркутских заводчиков?

– Нет, Эмма – питерская интеллигенция, а Дэн – московский шалопай. Он у нас появился вообще спонтанно. Смотрел в Интернете фото щенков, вижу, сидит – одно ухо завалено, смешной. Он вообще должен был в Болгарию ехать. Заводчица сказала: «Три дня у вас есть, кто первый даст деньги, тому и щенок». Поговорил с женой, она чего-то помороковала, подходит ко мне: «Всё, мы деньги нашли».

– Супруга поддерживает ваше увлечение?

– Она вообще кошатница. Все у виска крутят – у вас в квартире две собаки, ещё и кошка живёт. А я из Москвы, когда за Дэном ездил, жене в подарок привез ещё и померанского шпица. Она была на седьмом небе. С женой мне повезло, она мой единомышленник.

– Бегает с вами?

– Она за нас болеет, поддерживает. Бегаем только я и собаки. 

– Дэна воспитывали уже по-другому?

Дэн (Радость Жизни Доминик), Триша (Триш Хот Капучино)
и Эмма (Полиген Звёздная Нежность) с каюром Вадимом Зеленчуком

– Он оказался темпераментным, дерзким – то, что мне надо. Воспитывать и обучать его ездовому спорту начала старшая собака, но только до 5 месяцев. Целое лето Эмма добросовестно учила его всем командам, которые знала. С ней мне стало легче воспитывать других собак. Характер у них такой, что, если они не захотят что-то делать – не будут, надо договариваться. Грубости не приемлют, только ласка, но если договорился – они для тебя горы свернут.

Когда Дэну ещё не было 9 месяцев, мы почти не тренировались, появились в начале сезона соревнований будто из ниоткуда. На первых соревнованиях «Ангарские бусы» в Иркутске в декабре 2011 года сразу зарекомендовали себя очень неплохо и заняли третье место. Соперники были удивлены, мы сами были в шоке. С этого момента мы стали всё больше и больше тренироваться. Дэн сразу показал себя лидером. На соревнованиях, если кого-то догонял, сразу начинал драться. А это штрафное время, над этим пришлось поработать. Уже на следующий год мы откорректировали свои ошибки, перестали отвлекаться на внешние раздражители – кошек и других собак. Тот сезон мы провели неплохо, занимали второе-третье места, нас это устраивало, всё здорово, правда, дистанции короткие – всего три километра.

– Как в команде появилась Триша?

– Со временем мне стало мало одной собаки. Уже и об упряжке начал мечтать. Потом мой знакомый Данил взял щенка сибирского хаски. Так у нас в команде появилась Триша. Это очень своенравная собака. Самоеды в ездовом спорте более скоростные, но это нам не помешало. Опять же за воспитание взялась Эмма. 

В прошлом году хаски дебютировала на соревнованиях в Красноярске, она проиграла сотые доли секунды и была второй, а мы с Дэном были чемпионами, взяли Кубок Сибири. Захотелось ещё куда-то. 

В этом году для всех спортсменов главным событием была Олимпиада, а для ездовиков – «Калевала». Международная гонка на 440 км недалеко от карело-финской границы проходила 9–16 марта. Все о ней мечтают, но не все могут туда поехать. Это очень далеко и дорого: затраты на транспортировку собак, инвентарь, питание складываются в весомую сумму. Большое спасибо компании «ЕвроСибЭнерго», которая стала нашим партнёром, без неё мы бы туда не попали. 

– Кто у вас лидер в команде?

– В нашей команде два лидера – Триша и Дэн. Собаки без лидера начинают работать вразнобой, нервничать. А так я контролирую ситуацию, помогаю им, они помогают мне, уже интуитивно знают, что надо делать. Хотя бывает, что и хитрят. Если где-то дал поблажку, сразу чувствуют и начинают филонить. Надо держать ухо востро, они очень хорошие психологи. 

– Как вы готовились к гонке?

Соревнования по ездовому спорту – дорогое удовольствие, чего стоит хотя бы транспортировка команды

– Полгода мы тренировались как минимум по полтора часа в день. Несколько раз доводили тренировку до 40–50 км. Жаль, что мы живём в маленьком городе, где у нас нет единомышленников. Летом занимаемся кане-кроссом или байк-джорингом. Кане-кросс – это когда я к ним прицеплён за ремень на поясе, они меня тянут, я бегу. Но так как бегать я не очень люблю, прицепил велосипед, это уже байк-джоринг. В сентябре будем участвовать в соревнованиях в Иркутске. Но этот вид спорта не нравится собакам, так как велосипед более скоростной, нужно больше работать. А дури у них много, могут тренировку провести и вот так же балдеть, как сейчас, – пока мы разговариваем, троица носится по лесу. – Энергии столько, что надо постоянно загружать их работой. Если кто-то думает о том, чтобы завести такую собаку, стоит прежде всего решить, сможете ли вы вставать утром пораньше и достаточно с ними заниматься. Иначе дома собака начинает скучать и делает такие вещи, за которые её потом просто хочется убить.

– Спортсмены всегда следят за питанием, а у собак во время гонки тоже специальная диета? 

– Питание индивидуальное, это не то, что называется «сбалансированный корм». На короткие дистанции они могут, что называется, на колбаске пойти, а на длинной дистанции совсем другой рацион. Думаешь, какую рыбу или мясо дать, чтобы оно хорошо усваивалось и давало достаточно энергии. В меню включаются мёд и яйца. У каждого каюра свои секреты. Опыта длинных дистанций не было, и сначала я подкармливал собак через каждые пять километров, вдруг оголодали. Потом стал кормить через 15–17 км. Если жарко, они в основном на солёной селедке идут. Пьют же очень мало, и то подсоленный куриный бульон. Соль на длинных дистанциях удерживает воду в организме, а если чистой водой поить, её не будет через двадцать минут. 

Несмотря на тщательную подготовку, начало соревнований – пролог (показательный заезд на 18 км) – для команды Зеленчука оказалось весьма драматичным. Подвела погода. Обычно в Карелии в это время года ещё холодно, до -30°С, и к морозу сибиряки были готовы. А вот к аномальным плюс +6–8°С и тающему снегу – не очень.

– В тёплую погоду собакам тяжело, почти 70% гонщиков снялись с соревнований. Но, так как мы приехали издалека, за нас болели и партнёры, и весь Железногорск, оставалось только бежать. Дэн получил тепловой шок. Мы с Тришей тащили его последние девять километров до финиша, поскольку нам обязательно надо было прийти в том составе, в котором мы стартовали. По времени мы проиграли всё, что могли, останавливались, закапывали Дэна в снег, чтобы охладить, но дошли. Триша тогда уже успела вылинять, ей было легче. 

Гонка была разбита на пять этапов, и я принял решение бежать дальше только с хаски. Каждый день мы проходили по 80–100 километров. Первые два этапа на нас смотрели с сарказмом: «пухляки» практически не участвовали. Мы проигрывали из-за жары, но всё-таки составляли конкуренцию другим командам. Когда мы прошли второй этап, 105 км, у нас стали появляться болельщики и поклонники. Люди из Карелии специально приезжали посмотреть на нас, подходили маленькие дети и семьи. После финиша мне звонили родные и друзья, которые смотрели гонку в онлайне. Это было очень приятно. 

На последнем этапе было минус 8 градусов с сильным ветром, и гонку мы как начали, так и закончили втроём. Конечно, результатов не показали – пришли шестыми, но победили эти 440 километров, доказали, что можем участвовать и даже конкурировать. Ещё получили от МТС приз зрительских симпатий, по смс голосовали наш город, «Иркутскэнерго», Иркутск, два форума ездовиков. Вот это было здорово.

К снегу и морозу железногорские спортсмены адаптированы лучше,
чем к тёплой погоде

Я сделал много выводов на будущее. Познакомился с иностранными спортсменами, которые сильно отличаются от наших. Для них первое – не результат, а безопасность. Если мы где-то вставали, они, теряя своё время, предлагали помощь.

– У нас такого нет?

– У нас такое есть, но практически нет. А там, если на обгоне кто-то случайно падает, даже каюры на нартах якорили своих восьмерых собак, подбегали помочь, хотя среди спортсменов международного класса шла жёсткая борьба за время. Такое отношение заряжает позитивом, хочется участвовать уже только из-за этого. В нынешнем году, если партнёры дадут добро, мы хотим съездить на «Северную надежду» в Кострому, это гонка на ­260 км. И опять же поехать на «Калевалу-2015», но уже не за участием, а за результатом. Соревнования – это азарт, драйв, сила, грация… Это уже как наркотик.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры