издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Запишите меня в транзитёры

Президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж на совместной пресс-конференции с президентом РФ Владимиром Путиным заявил о том, что Монголия хочет стать транзитёром российского газа. Он отметил, что преимуществами прокладки газовой магистрали через территорию Монголии являются «безопасность, краткость пути и степные условия». Путин это заявление комментировать не стал, пишут «Ведомости». Он лишь отметил, что стороны договорились «активизировать сотрудничество в развитии транспортной инфраструктуры Монголии», но прежде всего железнодорожной.

Таким образом, Монголия – уже второй претендент на получение статуса транзитёра российского газа в Китай по западному маршруту. Ранее о таком интересе заявил Казахстан, напоминает Интерфакс.

У Монголии всего два соседа – Россия и Китай, которые в течение нескольких лет обсуждают возможности поставок газа по двум маршрутам – западному и восточному. Совсем недавно, в мае, был заключен контракт между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPС) о поставках до 38 млрд кубометров газа в год по восточному маршруту – газопроводу «Сила Сибири» с месторождений Восточной Сибири (Иркутской области и Якутии) через Амурскую область на восток Китая, где сосредоточена его основная промышленность.

Между тем несколько лет назад первоначальным вариантом поставок в Китай рассматривался именно западный маршрут – проект газопровода «Алтай». Предполагалось, что этот газопровод мощностью до 30 млрд кубометров газа в год доставит газ месторождений Западной Сибири через Алтай прямо на российско-китайскую границу, зажатую между Казахстаном и Монголией. Против прокладки газопровода через Алтай выступали экологи.

В конце августа первый замминистра энергетики Казахстана Узакбай Карабалин заявил, что власти Казахстана предложили России проложить газопровод в Китай через Казахстан – «в том числе через Астану и выйти в районе Хоргоса или же Алашанькоу на Китай». При этом, по его словам, российские власти проявили к этому предложению определённый интерес.

Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской заявил журналистам, что вопрос о возможном транзите российского газа в Китай через Монголию обсуждается ещё с осени прошлого года. По его словам, это предложение может быть привлекательно, так как строительство будет вестись преимущественно в равнинной части, таким образом сократится потребность в дополнительных компрессорных установках. В то же время, добавил министр, существуют ограничения в случае, если маршрут газопровода будет пересекать природоохранные зоны, которые также имеются на территории Монголии. Донской подчеркнул, что эта идея должна обсуждаться на уровне «Газпрома» и CNPC как покупателя газа.

Аналитики, мнения которых приводит РИА Новости, считают, что прокладка газопровода через Казахстан или Монголию может помочь решить ряд технологических проблем и устранить экологические риски поставок, однако введёт в проект третьего участника, что, судя по нынешнему конфликту с Украиной, потенциально может нести скрытые риски. «Появление какого-либо посредника-транзитёра, как правило, создаёт дополнительные проблемы. Россия много раз уже на эти грабли наступала. И если смотреть на ситуацию на Западе, то Россия, наоборот, активно стремится избавиться от участия стран-транзитёров, как это сегодня пытается сделать «Газпром» с «Южным потоком». Я думаю, что Россия здесь будет придерживаться более сдержанного подхода. В любом случае я бы предостерёг от появления дополнительных посредников», – предупреждает старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов.

С ним согласен и аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. «Понятно, что каждая страна хочет быть транзитёром чего-либо, потому что за это она получает дополнительный доход. Но компании, которая поставляет эти ресурсы, это невыгодно. Им надо платить и нести риски по транзиту наподобие того, что есть с Украиной. Поэтому с экономической и политической точки зрения, мне кажется, более выгодный маршрут – это маршрут, не проходящий через страны-транзитёры»,  – заметил он.

В то же время, если экологические и технологические риски окажутся слишком велики для строительства магистрали через плато Укок, согласие и Монголии, и Казахстана по транзиту предоставляет России альтернативные варианты партнёров, считает заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«Можно будет получить более привлекательные условия от страны-транзитёра, которая будет понимать, что, если она будет себя вести как-то не-адекватно, то выбор падёт на конкурирующую сторону. То есть наличие запасного, второго варианта в случае с транзитной страной дисциплинирует контрагентов», – сказал эксперт.

При этом Гривач отметил, что у Казахстана есть некоторое преимущество перед Монголией. «Казахстан и Россия находятся в экономическом и Таможенном союзе. Кроме того, на границе Казахстана уже есть пункты передачи газа, то есть там, возможно, будет проще развивать инфраструктуру, чем в монгольских степях», – добавил эксперт.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры