Жилищно-коммунальные новации
В марте этого года постановлением правительства Иркутской области утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах сроком на 30 лет. Она разбита на шесть пятилеток. В течение первых пяти лет в Иркутске предстоит отремонтировать более 700 домов, или по 140 в год. А в следующей пятилетке – уже по 200 домов в год. Кто, как и за чей счёт их будет ремонтировать, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает первый заместитель генерального директора регионального Фонда капремонта Ирина Гладышева.
– Ирина Борисовна, с появлением фонда, новой программы проблема капитального ремонта жилых домов для их жителей не утратила актуальности. В чём суть нововведений?
– С выходом в 2005 году нового Жилищного кодекса появилось такое понятие, как общее имущество собственников. Это крыши, подвалы, лестничные клетки, лифты и так далее. Получается, что все собственники многоквартирного дома обладают ещё и общим имуществом, о котором они должны заботиться как о собственной квартире. Прежде, с 2008 года, деньги на ремонт выделялись из федерального, областного, местного бюджетов и собственниками. Доля финансирования последних составляла 5% от общих затрат в 2008–2012 годах, в 2013 году – 15%.
Иркутская область имела свой лимит в федеральной казне, мы получили оттуда без малого 4 миллиарда рублей, отремонтировали 2197 домов. Всего же в области по результатам проведённой инвентаризации 14730 домов подлежали включению в региональную программу. Денег на капремонт в целом по России нужны триллионы, господдержка в размере 95% далее просто невозможна. Ни у государства, ни у регионов таких средств нет. В новом Жилищном кодексе сказано, что собственники обязаны стопроцентно возмещать затраты на содержание, текущий и капитальный ремонты общего имущества. Это такой же обязательный платёж, как и за коммунальные услуги. Законом Иркутской области обозначено, что с 1 сентября каждый гражданин должен получить платёжный документ (счёт) и в октябре произвести оплату.
– Собственники сами могут выбирать способы формирования фонда, не так ли?
– Да, каждый многоквартирный дом имеет свой фонд капремонта. Управлять средствами можно двумя способами. Первый – жители дома открывают свой индивидуальный специальный счёт в банке и делают всё самостоятельно: начисляют плату, печатают и разносят платёжные документы, работают с неплательщиками, определяют, какие организации будут осуществлять функции заказчика и подрядчика для капремонта. ТСЖ и ЖСК могут по решению собственников стать владельцами этих специальных счетов и будут распоряжаться деньгами собственников. С 2015 года владельцем специального счёта может стать и управляющая компания. Таких собственников мало, всего около 3%, основная масса не готова к этому. Второй способ – когда фонд капитального ремонта многоквартирного дома размещается на счёте регионального оператора.
Сегодня региональные операторы созданы практически во всех регионах России. Региональный оператор – это специализированная некоммерческая организация, исполняющая две основные функции: начислять и собирать плату с жильцов на капитальный ремонт и на эти деньги проводить капремонт. То есть она выступает единым техническим заказчиком и несёт полную ответственность за объёмы и качество работ.
Этими вопросами и занимается наш Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области в роли оператора по ремонту многоквартирных домов, учредитель фонда – правительство Иркутской области.
– Что фонд собой представляет?
– Общая численность аппарата фонда – 84 человека, на данный момент в нём 34 специалиста. Содержание аппарата и его хозяйственные расходы осуществляются за счёт средств областного бюджета. Деньги, которые мы начинаем собирать у собственников, будут храниться на отдельном счёте и тратиться только на капремонты. Сейчас продолжается формирование фонда.
У нас работают инженеры-строители по всем необходимым направлениям, в том числе энергетики, теплотехники, сметчики – специалисты широкого профиля. Сейчас проводим обследование домов, сами составляем дефектные ведомости, проектную документацию. Словом, начали самостоятельную работу как заказчик. Главная задача – сформировать базу начисления. Для этого требуется получить полную информацию по каждому собственнику – определить площадь и посчитать взносы на капремонт для каждой квартиры, сформировать платёжную квитанцию, распечатать и положить в почтовый ящик её владельца до 1 октября 2014 года. Мы формируем в нашей информационной системе эти данные по каждой из более чем 500 тысяч квартир.
– Итак, с 1 октября будем платить взносы на капремонт. А каков их размер и кто его устанавливает?
– Его устанавливает правительство Иркутской области. Они не могут быть едиными. В домах с более высокой степенью комфортности: с мусоропроводами, лифтами и другими удобствами – жильцы платят по 7 рублей 32 копейки за квадратный метр в месяц, в простом доме, без лифта и мусоропровода, – 5 рублей 30 копеек, в неблагоустроенных плата ещё ниже.
– Я правильно понял, что теперь капремонт будет вестись только за счёт собственников жилья?
– Если в областном или муниципальном бюджетах будут предусмотрены на это деньги, они будут нам перечисляться. В законе написано, что господдержка может предоставляться при наличии средств в бюджете.
– Значит, каждый год надо ждать повышения платы?
– Сейчас взносы установлены на 2014-2015 годы, в дальнейшем они будут индексироваться как минимум на коэффициент инфляции. В этом году взносов пока ещё нет, работы по капитальному ремонту проводиться не будут. А уже в 2015 году капитальный ремонт будет проводиться за счёт собственников, также ещё будет финансовая поддержка из федерального, областного и местных бюджетов. Но собственники – это не только граждане, нагрузка легла и на органы местного самоуправления, которые тоже будут платить взнос как собственник за те жилые помещения, которые не приватизированы.
– Какие планы у фонда на 2014-2015 годы?
– В сентябре мы должны закончить формирование первого краткосрочного плана реализации региональной программы, работы по капитальному ремонту должны быть завершены осенью 2015 года. В план включены 96 многоквартирных домов на территориях 12 муниципальных образований. Мы обследовали каждый дом, составили дефектные ведомости, заканчиваем формирование смет. Потом отвезём заявку в Москву, получим федеральные средства, в ноябре проведём конкурс по отбору подрядчиков и приступим к выполнению работ. Зимой займёмся лифтами и кровлями, а с мая следующего года – фасадами и инженерными системами.
Многое будет зависеть от своевременного запуска программы капитального ремонта. Важно, чтобы все её участники – министерство, муниципальные власти, региональный оператор, собственники жилья – работали в одной связке, тогда всё получится. Надо строить отношения с жильцами и производителями услуг таким образом, чтобы все были заинтересованы в сохранности жилого фонда, снижении затрат на ремонт и эксплуатацию. Только так мы сможем вернуть коммунальной отрасли уважение, а людям комфортные условия для проживания.