Долговой потенциал
Госдолг Иркутской области в 2017 году может достичь 50% доходов
Госдолг Иркутской области в 2017 году может составить половину от собственных доходов – 44,9 млрд рублей. Критическая ситуация и по другому показательному параметру областного бюджета – дефициту. В 2017 году он, согласно финансовым прогнозам, достигнет 12,8 млрд руб. В такой ситуации регион может оказаться банкротом, опасаются представители общественности и депутаты. В минфине повода для паники не видят. Чиновники планируют «нарастить налоговый потенциал» Приангарья за счёт федерального проекта по развитию БАМа, а также запуска Непского месторождения калийных солей и создания на базе авиазавода нового производства. Однако сдвинутся с места эти проекты не ранее 2016 года.
Маневрировать в полномочиях
Проект бюджета Иркутской области на предстоящую трёхлетку (2015 –2018 годы) продолжает бурно обсуждаться в регионе. На минувшей неделе главный финансовый документ был представлен широкой аудитории: публичные слушания состоялись в Заксобрании. Обсуждение длилось более двух часов; общественность взволновала не только нехватка денег на локальные расходы – строительство ФОКов, бассейнов и так далее, внимание было приковано и к основным показателям бюджета. В частности, речь зашла о госдолге Иркутской области и критическом уровне дефицита, который сложится к началу 2018 года из-за сокращения собственных доходов и роста расходов.
Презентовала проект бюджета на 2015–2018 годы глава иркутского минфина Наталия Бояринова. Основные параметры подготовленного министерством документа выглядят следующим образом. В 2015 году доходы составляют 98,8 млрд, расходы – 109 млрд, дефицит – 10,2 млрд рублей. В 2016 году соответственно: 101,8 млрд, 113,6 млрд; дефицит достигнет 11,7 млрд. В 2017 году планируется, что Иркутская область «заработает» 101,2 млрд, но потратит опять же больше – 114 млрд. Таким образом и дефицит вырастет до 12,8 млрд. Верхний предел госдолга Иркутской области запланирован в разбивке по трём годам – 20,9 млрд (24,9%); 32,3 млрд (36%); 44,6 млрд (49,99%).
«Бюджет достаточно жёсткий, – отрекомендовала Наталия Бояринова. – У нас серьёзно снизилась возможность как-то маневрировать, чтобы выполнить все свои финансовые полномочия». Объясняет эту ситуацию чиновница замедлением темпов в экономике. К примеру, продолжается снижение стоимости нефти на мировых сырьевых рынках. Падение, скорее всего, сохранится и до конца 2014 года. Сказалась и геополитическая обстановка, в том числе пресловутые санкции, введённые странами Европы и США против России.
В итоге областное правительство объявило, что берёт «курс на оптимизацию расходных обязательств», а финансировать из областного бюджета будет только наиболее значимые направления. Как результат, в проекте нового трёхлетнего бюджета сокращение финансирования по ряду статей составило от 5 до 20%. По замечаниям иркутского омбудсмена Валерия Лукина, тщательно ознакомившегося с бюджетными «потерями», уменьшены на 3,7 млрд рублей расходы по линии образования, на 651 и 637 млн рублей соответственно – на стационарную и амбулаторную медпомощь; без 43 млн останется скорая медпомощь. Снижены на 151,7 млн рублей ассигнования на социальные выплаты для населения. «На мой взгляд, показатель, характеризующий инфляцию на 2015 год, занижен. По прогнозу, на котором построен бюджет Иркутской области, он составляет 5,9%, но уже сегодня эксперты говорят, что цифра будет другой – около 7%. Это отрицательно скажется на достоверности расходных обязательств», – комментирует Лукин.
Тем не менее Наталия Бояринова отметила как достижение тот факт, что регион впервые решился индексировать часть мер соцподдержки на прогнозируемый уровень инфляции в России. Всего для оказания соцподдержки населению области (пользуется каждый третий житель Приангарья) в 2015-м пре-дусмотрено 8,4 млрд рублей. Кроме того, замечает министр, в бюджете решено сохранить расходы на питание и лекарственное обеспечение на уровне 2014 года. На критику и замечания финансисты замечают одно: ситуация сложная, но не критичная.
2 млрд на обслуживание госдолга
– Как мы будем жить в 2018 году? – не удержался от риторического вопроса председатель комиссии по контрольной деятельности Заксобрания Геннадий Нестерович.
По его подсчётам, только в 2015 году на «обслуживание» госдолга Приангарью придётся потратить почти 2 млрд рублей. При этом не меняется в лучшую сторону параметры доходов облбюджета. К примеру, налог на прибыль организаций в 2015 году ожидается на 91 млн меньше, чем в 2014-м. А в 2017-м уже почти на 3 млрд меньше по отношению к 2014-му. Зато увеличиваются траты на поддержку безработных – 1,25 млрд рублей в 2015, далее также ожидается рост. Таким образом, логично предположить, что появления новых рабочих мест в 2015-2017 годах ждать не стоит. А значит, круг замыкается: серьёзного роста налогов (в первую очередь по НДФЛ) тоже, скорее всего, не будет.
– Так за три предстоящих года мы исчерпаем лимит и по размеру дефицита, и по нашему госдолгу (допустимый показатель установлен Бюджетным кодексом РФ. – Авт.), – сам же и ответил на вопрос Нестерович.
Однако глава минфина объяснила, что показательным является не столько размер дефицита (он сохранится в рамках допустимого, обещают финансисты), сколько размер госдолга, который может сложиться в Приангарье, если всё пойдёт не по плану. Напомним, в Бюджетном кодексе РФ предельный объём госдолга у регионов может достигать 100% от собственных доходов. Для Приангарья это в цифрах – 84 млрд в 2015, 89,7 млрд – в 2016, 89,4 млрд – в 2017.
– Вот такие кредиты мы можем привлекать на покрытие дефицита. Но правительство Приангарья не собирается этого делать. Мы нико-гда не стремилась к тому, чтобы загонять себя в долговую яму, – комментирует Бояринова.
В проекте бюджета на 2015–2017 годы для покрытия дефицита предусмотрена возможность размещения государственных облигаций. В 2015 году минфин рассчитывает таким образом привлечь 3,5 млрд рублей, в 2016 – 11,5 млрд, в 2017 – 12 млрд. Погашение начнётся с 2016 года, на что запланировано 1,7 млрд рублей, в 2017 году – 7,5 млрд.
Минфин за «взвешенную долговую политику»
В то же время финансисты, полагаясь на практику прошлых лет, говорят, что в течение 2015-го года и последующих свёрстанный бюджет ещё не раз придётся менять. А значит, поменяться могут показатели и по дефициту, и по госдолгу. И здесь минфин полон оптимизма – в ведомстве надеются, что параметры изменятся в сторону сокращения: «Ко-гда мы принимали бюджет на 2014–2016 годы, плановый объём госдолга по 2014 году составлял 15,9 млрд рублей. На октябрьской сессии Заксобрания произошли уточнения; госдолг за счёт наращивания собственного налогового потенциала и взвешенной долговой политики снизился до 10,6 млрд. А к 1 января 2015 года ожидаем ещё некоторое сокращение».
Однако когда денег нет и в ближайшее время поступлений не предвидится, а выполнять обязательства надо немедленно, то без кредитов не обойтись. В этом-то случае Минфин и предлагает вести «взвешенную долговую политику». Речь идёт об альтернативе дорогим банковским кредитам – о краткосрочных займах. Практика такая у региона уже отлажена. Так, по словам Бояриновой, в 2014 году регион уже дважды кредитовался под ставку 0,1%: 2 млрд было позаимствовано летом на выплату зарплаты и отпускных бюджетникам; 3 млрд – осенью для подготовки и прохождения нового отопительного сезона, на организацию северного завоза. И сейчас правительство области уже провело ряд конкурсов на привлечение бюджетных кредитов, вот только ставка по ним подросла – колеблется от 8,5% до 10%. Но и это не повод для паники, уверяют финансисты: соседние регионы в критической ситуации вынуждены соглашаться на худшие условия – кредитоваться под 12-13%.
Надо заметить, что такой механизм («перехватить до зарплаты», как называется это у обывателей) хорош, но возможен лишь для решения временной проблемы – на период кассового разрыва, когда ещё не собраны средства с налогоплательщиков, но при этом начинается самый пик по расходам. Между тем у Иркутской области существуют куда более постоянные и серьёзные проблемы. К примеру, платежи по уже имеющимся кредитам, в том числе – коммерческим. Так, в 2015-2016 годах Приангарью нужно выплатить транш в размере 1,2 млрд руб. по целевому бюджетному кредиту; он был предоставлен федерацией в 2009-2010 годах на реконструкцию дорог областного центра (в рамках подготовки к 350-летию Иркутска). Согласно проекту нового бюджета, деньги для оплаты кредита придётся черпать из Дорожного фонда Иркутской области в ущерб другим статьям расходов по этому направлению. Весьма существенный минус для регионального дорожного хозяйства. Иркутские финансисты рассчитывают на отсрочку: в Госдуму и Совфед поданы поправки ко второму чтению федерального бюджета, в них предлагается реструктуризировать кредит на срок от 3 до 5 последующих лет. «Если получим такую отсрочку, то получится выделить в 2015-2016 годах больше средств на областные дороги», – комментирует министр финансов.
Торговаться за налоги
Что касается такой меры, как «наращивание собственного налогового потенциала», которая, как рассчитывает Бояринова, поможет не довести регион до состояния банкротства, то получать дополнительные доходы регион планирует за счёт нескольких проектов. Безусловно, ключевыми остаются здесь освоение нефтегазоконденсатных месторождений: Верхнечонского, Ярактинского, Ангаро-Ленского, Дулисьмиинского.
Кроме того, область начала переговоры с «Транснефтью». Цена этих переговоров, в случае их удачного исхода, может составить до нескольких миллиардов рублей, отмечают в региональном минэкономе: «Компания вошла в группу консолидированных налогоплательщиков, поэтому прибыль будет распределять по своим принципам. Мы пытаемся договориться о том, чтобы часть отчислений производилась на нашей территории, где присутствует дочернее общество компании».
Один из новых проектов, на который рассчитывает Минфин, – создание на базе авиазавода ряда предприятий по выпуску и импортозамещению конструктивных элементов и отдельных видов запасных частей для авиационной, машиностроительной отраслей. В конце ноября 2014 года будет подписано соглашение между правительством Иркутской области, Внешэкономбанком и Иркутским авиазаводом, участвующими в этом проекте. Во второй половине 2016 года проект начнёт «обретать некоторые очертания», комментирует Наталия Бояринова.
Минэконом Иркутской области объявил, что возлагает также на-дежды на федеральный проект по развитию и расширению пропускных способностей БАМа и Транссиба. Что именно может получить от этого Приангарье, представители министерства на публичных слушаниях сказать не смогли, заметили лишь, что пока ведутся переговоры между правительством региона и ВСЖД. Однако, опережая события, чиновники инициируют вопрос о возобновлении аукциона на Непское месторождение калийных солей – крупный объект, который будет рентабельным при строительстве к нему новой железнодорожной ветки («Усть-Кут – Непа» либо «Усть-Илимск – Непа»). «Сейчас идут переговоры с основным монополистом на рынке калийных удобрений – с компанией «Уралкалий», которая ранее уже готова была зайти на месторождение», – рассказали в Минпроме.
Кроме того, некоторые бонусы рассчитывает получить Приангарье и от газпромовского проекта «Сила Сибири». Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы дочерние общества компании, которые будут участвовать в стройке, регистрировались не в Москве, а на территории Иркутской области, что даст возможность получать налоги в региональный и местные бюджеты.
– Поэтому разговоры о том, что в 2018 году регион станет банкротом, не способным выполнять свои расходные полномочия, не обоснованны.
Скептики отмечают, что некоторые из озвученных проектов существуют уже не первый год, но до сих пор продолжают «обретать некоторые очертания».