издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«”Ползучий” захват отрасли»

Иркутские туроператоры теряют клиентов из Китая и Южной Кореи

Иркутские туроператоры возмущены тем, что местный рынок занят чужаками – нелегалами из азиатских стран. Граждане Южной Кореи и Китая самостоятельно организуют туры на Байкал для своих соотечественников, отбирая таким образом хлеб у местных туроператоров и гидов. Хотя проблема существует давно, эффективных методов борьбы с ней пока не найдено.

Круговорот денег в туризме

Столица Восточной Сибири – привлекательное направление для туристов из Китая и Южной Кореи. Ежегодно десятки тысяч гостей из этих стран приезжают в Иркутск, чтобы познакомиться с местной культурой и своими глазами увидеть Байкал. По данным Иркутского международного аэропорта, в минувшем году пассажиропоток из Китая в Иркутск составил 51 198 человек. Из Южной Кореи в 2013 году в Иркутск прилетели 3369 человек. За 10 месяцев этого года цифры составили соответственно 50 665 пассажиров из КНР и 5940 из Южной Кореи. С 1 января 2014 года появилось прямое авиасообщение между Иркутском и Сеулом. «Развитие авиасообщения, упрощение процедуры визовых формальностей не может не отражаться на увеличении турпотока», – комментирует эту статистику начальник отдела туризма комитета по экономике администрации города Иркутска Ирина Урбанович.

Но представители местной туробщественности утверждают, что большая часть средств, которые гости из Китая и Кореи тратят на организацию своего отдыха в наших краях, до местных операторов не доходит. Дело в том, что рынок заняли изобретательные граждане Кореи и Китая – они нелегально продают жителям своих стран путёвки в Иркутск, селят их в гостиницах, организуют трансфер и проводят экскурсии.

«Гиды-нелегалы не платят налоги, им не нужно содержать офис, их никто не проверяет. Единственное, что требуется – это телефон, чтобы принимать заявки и спокойно заниматься своим делом, – рассказывает исполнительный директор Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма Галина Солонина. – Нелегалы получают прибыль за счёт эксплуатации нашей инфраструктуры. Конечно, такой туризм гостям региона обходится дешевле, но и качество услуг страдает: транспорт грязный, питание некачественное. Туристы недовольны. На что китайские и корейские нелегальные предприниматели, принимающие их и организовавшие такой уровень сервиса, отвечают: «Русские пьяницы и неряхи, у них всё некачественное». Незаконные предприниматели таким образом сокращают расходы на обслуживание группы, что позволяет им увеличить собственную маржу». 

«Туристические списки» бригадой работают на стройке

Существенная доля турпотока из КНР и Южной Кореи идёт мимо иркутских операторов

В турфирме «Green Express» подсчитали, какой процент граждан Кореи, посетивших Иркутск в туристических целях, воспользовался услугами местных туроператоров. «Когда были визы, можно было опросить туристов, посетивших регион с туристическими целями, и сравнить с количеством корейских туристов, которые прошли через турфирмы Иркутска. По нашим субъективным оценкам, официально проходит около 20% общего туристического потока, а остальные 80% проходят через нелегальные каналы, – сообщает генеральный директор турфирмы «Green Express» Вадим Копылов. – Эта проблема существует уже давно, но раньше её сдерживала необходимость получать визы. С отменой виз ситуация только ухудшается – нелегалы начинают разворачивать свои гостиницы, проникать во все сферы туристического бизнеса».

Вадим Копылов отметил, что с китайцами ситуация иная: услуги местных турфирм стороной обходит только половина китайских туристов. Зато их соотечественники, зарабатывающие нелегальным предпринимательством, преуспели в строительстве своих гостиниц на территории нашего города. «В Иркутске у них появляются свои отели. Гостиницы китайцами строятся, китайцами управляются. Они производят «ползучий» захват этой отрасли, – убеждён Копылов. – Из-за этого теряют туроператоры, теряют бюджеты всех уровней. Деньги просто привозятся сюда и проходят чёрным налом. Самое главное – нет никаких гарантий безопасности. Все некачественные вещи бьют по России. Корейские и китайские гости уверены, что Россия плохо обслуживает туристов. После их визитов мы читаем неодобрительные отзывы. Однажды в российское консульство в Корее поступила жалоба на обслуживание в Иркутске. Когда начали разбираться, оказалось, что корейцев принимали их соотечественники-нелегалы. Туроператорам вводят дополнительные требования: страховки, взносы, отчисления, а с нелегалами борьбы никакой не ведётся».

«Собрал вокруг себя корейских студентов и занялся с ними нелегальным турбизнесом»

Местные предприниматели не видят иных способов решения проблемы, кроме привлечения правоохранителей. «Мы пробовали жаловаться – от СБАТа направляли письмо в ГУВД. Они не очень смогли нам помочь в этом отношении. Рейсы приходят – полный самолёт корейцев, встречают их такие же корейцы. И попробуй разбери, где там туристы, которых ожидают нелегалы, а где просто люди, которые приехали в гости к друзьям», – пояснил Копылов.

Наши собеседники смогли припомнить лишь один случай, когда корейский нелегальный турдеятель всё-таки был наказан. «Несколько лет назад возник довольно показательный прецедент: преподаватель иняза, некто господин Пак, собрал вокруг себя корейских студентов и занялся с ними нелегальным турбизнесом. Пять лет назад за два административных нарушения он был выдворен из России, – рассказала Галина Солонина. – Срок, в течение которого он не мог въезжать, составлял пять лет. Но, по нашим данным, он продолжал из Кореи координировать здесь работу корейских студентов, изучающих русский язык в инязе. Теперь, по прошествии срока, господин Пак снова может посещать Россию, и он бывает здесь». 

В отделе туризма комитета по экономике администрации города Иркутска с проблемой знакомы хорошо. «Поскольку мы активно сотрудничаем с представителями туристической отрасли Иркутска, мы знаем проблему нелегальной экскурсионной деятельности, – заверила начальник отдела туризма комитета по экономике администрации города Иркутска Ирина Урбанович. – Сейчас число аттестованных гидов со знанием корейского языка в Иркутске – двое, китайского – 32. В нынешнем году было выпущено 28 специалистов с китайским языком (набор составил 30 мест), 2 специалиста – с корейским (набор – 3 человека). Это связано с тем, что гидам с корейским языком работа не предоставляется – рынок полностью занят нелегальным бизнесом по приёму корейских групп». 

Местные гиды, работающие с корейцами, к проблеме относятся на удивление спокойно. Нам удалось связаться с преподавателем корейского языка в МГЛУ, совмещающей свою основную работу с работой гидом. Женщина согласилась разговаривать лишь на условиях анонимности: мол, у гидов и переводчиков корейского слишком тесный круг, «не хочется себя афишировать». Она сотрудничает с иркутскими турфирмами и проводит экскурсии для корейцев в областном центре, в Листвянке, на Ольхоне и в Усть-Орде. «Нельзя сказать, что услуги наших гидов не пользуются популярностью, но корейцы всё чаще предпочитают слушать экскурсии из уст своих соотечественников. Возьму на себя смелость сказать, что корейцам всё же легче с гидами-корейцами. Однако видела очень много гидов-русских. Никаких нареканий со стороны корейцев не возникало, – комментирует наша собеседница, – Да и «нелегальная экскурсионная деятельность» – понятие довольно абстрактное. Насколько я знаю, практически ни одна иркутская турфирма не заключает контракты и не смотрит на свидетельства или иные документальные доказательства профессиональной компетенции. И это мне не кажется глобальной проблемой, так как гиды, пусть даже нелегальные, всегда отвечают за качество экскурсий, отвечают за туристов – в этом деле репутация много значит».

«Отсеяли тех, кто не владел информацией»

Тем не менее местная власть и представители туробщественности твердо настроены ограничить доступ нелегалов и неспециалистов к туристическому рынку. В этом начинании у них пока нет успехов, но есть много планов. «Сейчас музеи города и области проводят обучение гидов-экскурсоводов, Сибирская Байкальская Ассоциация Туризма решила взяться за аккредитацию гидов. Возможно, будет необходимо утвердить какие-то законодательные акты в этом направлении с региональным агентством по туризму. Но проблема эта есть, и её необходимо решать», – заметила Урбанович.

К административной ответственности нелегалы привлекаются только за незаконную предпринимательскую деятельность – ведение бизнеса без лицензии. А водить экскурсии каждый имеет право – региональное законодательство сейчас не пре-дусматривает каких-либо ограничений для гидов. Но, если музей устанавливает правила, по которым проводить экскурсии могут только сертифицированные специалисты, гиды должны подчиниться. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», Байкальский музей ИНЦ СО РАН и Музей декабристов организовали курсы для гидов, желающих знакомить туристов с музейными экспозициями. По окончании курсов гиды получают сертификат, позволяющий им водить экскурсии. Пока в Иркутской области таких музеев три. 

По словам заместителя директора по научной работе Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов Ольги Акулич, гиду, прослушавшему курс лекций, на 3 года выдаётся аккредитационная карта. Стоимость курса – 1,5 тысячи рублей. Программа появилась весной. До этого водить экскурсии могли все. Но качество услуг иногда абсолютно не соответствовало уровню знаний, необходимому для представления музея, подчеркнула Акулич. «Туристические компании получали деньги со своих туристов за экскурсию в нашем музее, но не заботились о качестве этой экскурсии, – рассказала она. – Мы провели два потока лекций и подготовили около 70 иркутских гидов-экскурсоводов, которые работают с иностранными и российскими туристами и водят экскурсии по нашему музею. Те, кто не прошёл эту аккредитацию, обязаны пользоваться услугами штатных сотрудников». Если у гида нет аккредитации, группа должна воспользоваться услугами экскурсовода музея. Такая практика существует в центральных музеях России. Нововведение распространяется и на гидов-иностранцев. «Иностранные туристы обычно приходят в сопровождении русскоговорящих гидов. Простой посетитель может рассказывать своим спутникам то, что он знает о музее. Но когда иностранный гражданин приводит организованную группу туристов, заплативших ему за обслуживание, у него должна быть аккредитация. В противном случае экскурсию проведёт научный сотрудник музея», – уточнила Ольга Акулич.

В «Тальцах» гидов, не владеющих информацией об экспозиции, также не допускают к работе на территории музея. «Мы заранее предупредили турфирмы, поместили на сайте информацию об аттестации (курсы были бесплатными). К нам обратилось около 50 турфирм. Их сотрудники приезжали в наш музей. Для них проводилось несколько экскурсий, им раздали материал, изучив который, они сдавали экзамены научному совету. Те, кто выдержал экзамен, получили аттестационные листы, и теперь могут проводить экскурсии. Мы отсеяли людей, которые не владели информацией и недостоверно читали экскурсии, – поясняет заместитель директора по науке архитектурно-этнографического музея «Тальцы» Елена Колганова. – Иностранцам следует заказывать нашего русскоговорящего экскурсовода. Если приезжает компания людей, и человек рассказывает, не заходя в экспозицию, никто препятствий чинить не будет. Но когда иностранцы заводят людей в объекты и начинают что-то рассказывать – это считается экскурсией, и это запрещено». Подобная практика появилась и в Байкальском музее ИНЦ СО РАН, но там обучающая программа добровольна. Те, кто хотел больше узнать о музее, прослушали лекции, но водить экскурсии по-прежнему могут все гиды.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры