издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Музыка в эфире

К 85-летию иркутского областного радио

  • Автор: Иван Колокольников

Иркутский радиокомитет в своё время был главным очагом музыкальной культуры во всей области. В 30-е, 40-е и 50-е годы прошлого века наше радио было не только средством вещания – во многом радиокомитет выполнял функции филармонии. При радиокомитете существовали сильнейшие музыкальные коллективы региона: симфонический оркестр, камерный хор, оркестр народных инструментов. Также на радио работали штатные солисты и концертмейстеры.

Концерт по заявкам

Появление музыкальных коллективов радио было обусловлено спецификой довоенного вещания. Дело в том, что хорошей звукозаписи тогда ещё не было, передачи шли в прямом эфире. Что касается художественного вещания, то оно занимало в те годы большую часть эфирного времени, поскольку культурному воспитанию граждан придавали немалое значение. И чтобы донести до слушателя как можно больше образцов классической и советской музыки, при радиокомитетах крупных городов и формировались штатные музыкальные коллективы. Но те коллективы, что были в Иркутском радиокомитете, делали во много раз больше, чем требовало «служебное положение».

Пока что единственным серьёзным исследованием, где в какой-то мере освещается работа музыкальной редакции и коллективов радио, является книга «Музыкальная культура Иркутска» Ирины Харкеевич. Но в книге приводятся лишь краткие сведения о радиокомитете. Автор этих строк заинтересовался музыкальной деятельностью Иркутского радио несколько лет назад. Удивляло, почему же целый пласт культурной истории города остаётся совершенно неизученным. Это побудило окунуться в работу с подшивками старых газет и материалами архивов города. В итоге удалось обнаружить интересные документы, которые со временем могли бы стать основой полноценной книги. Помогли своими рассказами и свидетели, которых теперь, увы, осталось не очень много. Перелистаем же сегодня некоторые страницы музыкальной истории радио. 

Первым музыкальным редактором Иркутского радио принято считать Бориса Попова, человека энциклопедических познаний. Позднее в редакции работали такие известные в городе люди, как хормей-стер Василий Патрушев, педагог-хоровик Николай Глаголев, композитор Генрих Ланэ, пианистка Клавдия Рогаль-Левицкая. Но особый вклад в развитие музыкального вещания внёс Владимир Сухиненко, прибывший в Иркутск весной 1931 года вскоре после окончания Московской консерватории. Имя этого человека, ярко проявившего себя в качестве редактора радио, лектора-музыковеда и педагога, навсегда вписано в культурную историю региона. В годы войны работой музыкальной редакции радио руководил эвакуированный профессор Одесской консерватории Александр Абрамович. Он проработал в Иркутске до 1949 года. Как и Сухиненко, он успешно выступал в качестве ведущего различных концертов. Также в сороковые годы на радио пришли работать молодые музыкальные редакторы Таисия Дворядкина, Валентина Бояринцева и Вера Свеколкина (в замужестве Садовская). 

Перелистывая архивные документы, видишь, какое количество образовательных и культурных передач шло когда-то в эфире Иркутского радио. Например, юбилеи крупных композиторов-классиков всегда сопровождались тематическими концертами и передачами, где в популярной форме рассказывалось об их жизненном пути. Безусловно, подобные передачи приучали людей слушать и понимать классическую музыку. Например, эвенкийские слушатели в своих письмах на радио просили исполнить арии и сцены из «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова». А рабочие из Красноярского края в 1948 году писали: «Раньше, т.е. в 1947 году, наш далёкий северный уголок в большинстве случаев слушал передачи Новосибирской радиостанции, но с начала 1948 года по настоящее время мы слушаем передачи Иркутского радиокомитета… Особенно понравилась передача из Педагогического института с участием хора, оркестра под управлением Патрушева – последнему наше особое спасибо». 

За дирижёрским пультом

У рояля Клавдия Рогаль-Левицкая

Деятельность исполнительских коллективов радио была необычайно яркой и многосторонней. Симфонический оркестр, возникший в 1930 году как небольшой ансамбль, со временем стал очень сильным коллективом. Немаловажную роль в его творческом росте сыграли одарённые дирижёры Богуслав Врана, Сергей Огарёв, Константин Брауэр и Натан Факторович, работавшие с ним в предвоенное десятилетие. Особо яркой фигурой был Брауэр, имевший огромный опыт работы со столичными коллективами. К сожалению, в период политических репрессий все профессиональные дирижёры, работавшие в Иркутске, были арестованы. И всех их, за исключением Факторовича, расстреляли. Поэтому за дирижерский пульт встал Василий Патрушев, уже несколько лет успешно руководивший хором радио. Он был дирижёром оркестра до конца существования коллектива (если не считать двухгодичного перерыва в начале войны). Разумеется, в первую очередь Патрушев был хормейстером, но критики отмечали, что, руководя оркестром, он существенно вырос как симфонический дирижёр. В 1951 году вторым дирижёром коллектива стал Гаспар Торикян. Он, по мнению тогдашних критиков, успешно справился с рядом серьёзнейших программ. 

В эфирных и открытых концертах оркестр исполнял симфонии Бетховена, Гайдна, Мендельсона, Чайковского, Калинникова, Рахманинова. Именно симфонический оркестр Иркутского радиокомитета познакомил жителей города с новыми симфоническими произведениями советских авторов: Мясковского, Прокофьева, Шостаковича, Попова, Тактакишвили. С оркестром радио выступали многие видные музыканты. Например, в 1936 году коллектив, во главе которого в то время стоял Сергей Огарёв, выступал с известным виолончелистом Герцом Цомыком и пианистом Львом Обориным. В это же время с оркестром в качестве дирижёра выступил Рейн­гольд Глиэр. 

В составе коллектива играло немало ярких музыкантов. Например, долгие годы концертмейстером был одарённый скрипач Лев Рештейн. Он выступал с оркестром и как солист, исполняя скрипичные концерты Чайковского, Глазунова, Хачатуряна. Также в оркестре играл известный иркутский композитор Генрих Ланэ: в довоенные годы как скрипач, позднее – как альтист. Также в 1930-е он выступал в эфире как скрипач-солист. Но главное, что сочинённые Ланэ произведения не раз исполнялись по радио. Например, в период проведения Всесоюзного радиофестиваля на всю страну прозвучала его песня «О декабристах» на стихи Бестужева. 

Успехом у слушателей пользовался оркестр народных инструментов Иркутского радиокомитета, основателем которого считается балалаечник Георгий Заруба. Из его рук оркестр принял другой одарённый музыкант-народник – Афанасий Слободынюк. К сожалению, в 1938 году он был арестован и расстрелян. В последующие годы коллективом руководил Константин Заболотский. 

Недавно мне посчастливилось познакомиться с иркутянкой Леной Дмитриевной Ильиной. Её братья, Михаил, Георгий и Дмитрий Пьянковы, долгие годы играли в оркестре народных инструментов. Вот что она, к примеру, рассказывает: «В оркестре было немало самобытных участников. Например, Алёша Афонин. Он был низкого роста и страдал, что ниже всех в оркестре. Друзья осуществляли ему «выравнивание» посадочного места на репетициях и концертах. Подкладывали на стул стопки нот или ещё что-нибудь. Беззлобно обсуждали и причуды такого участника оркестра, как «дед» Шматинин. Помню, он высверлил в скрипке вместо круглого треугольное отверстие и всех уверял, что так лучше». 

Одним из ведущих участников оркестра народных инструментов был Всеволод Чусов, игравший здесь на домре. Одновременно он играл в симфоническом оркестре на гобое. В процессе поиска свидетелей мною была установлена связь с известным краснодарским домристом Игорем Булаховым, начинавшим свой творческий путь в народном оркестре Иркутского радио. По словам Игоря Леонидовича, Чусов был ещё и прекрас­­ным гитаристом. А иногда этот музыкант брал в руки и дирижёрскую палочку. 

Успешно работал и хор Иркутского радиокомитета. Его творческий рост начался тогда, когда коллектив возглавил Василий Патрушев. Увы, из-за лимита ставок, определённых Москвой, все годы своего существования хор оставался камерным коллективом, зато обладал высочайшим исполнительским уровнем. В репертуаре были сотни разноплановых произведений. Стоит отметить, что известная солистка Всесоюзного радио Вера Львова начала свой творческий путь как хористка Иркутского радиокомитета. 

Балет на радио

В довоенные годы на базе радиокомитета работала полноценная оперная труппа, которой было поставлено восемь опер, подготовлено несколько балетных программ. Прошли они на сцене драматического театра. В основе труппы были хор и симфонический оркестр радио. Вместе с ними в её работе участвовали лучшие солисты радио, а также высококлассные оперные вокалисты, приглашённые из разных городов страны. Но оперная труппа неполноценна без балета, поэтому в составе оперной труппы радиокомитета были и профессиональные балетные артисты, также приехавшие из других городов. Итак, на радио был балет. Факт этот, возможно, не имеет аналогов. Разумеется, деятельность оперной труппы не укладывалась в обыкновенный формат работы радиокомитета. И всё же создание в Иркутске подобного творческого объединения было ценнейшим начинанием. Увы, в годы репрессий лучшие участники оперной труппы были объявлены «врагами народа». Нескольких из них расстреляли. В числе последних оказался один из ведущих солистов оперы радиокомитета Николай Оржельский. Аналогичная участь постигла опытного балетмейстера Александра Монковского. Саму же оперную труппу в середине 1938 года распустили. 

Группа певцов-солистов радиокомитета все годы своего существования была крайне разнородна. В её составе выступали как высококласс­ные вокалисты, так и певцы-любители. Из числа вокалистов, когда-либо певших на радио, следует выделить Надежду Казанцеву, обладательницу дивного колоратурного сопрано. Она была принята на радио как штатная пианистка и «разовая певица». Затем стала выступать как певица всё чаще и чаще. Впоследствии Казанцева успешно работала в качестве солистки-вокалистки Всесоюзного радио. Уже имея звание народной артистки РСФСР, она не раз приезжала в родной Иркутск с гастролями. 

Владимир Сухиненко с гордостью вспоминал о том, что в отдельные периоды в Иркутском радиокомитете «была вся амплитуда голосов». В военные годы в качестве солистов здесь работали эвакуированные певицы Вера Чекулаева (Ленинград) и Мария Снага-Паторжинская (Киев). Ярко заявляли о себе и местные вокалисты. Например, Лидия Мясникова, обладательница красивого меццо-сопрано, удостоившаяся высоких отзывов современников. Впоследствии приобрела известность полная её тёзка, прима Новосибирского театра оперы и балета, также обладавшая меццо-сопрано, но не имевшая никакого отношения к Иркутску. 

В 1940 году в Иркутск прибыл вокалист Александр Авдеев, обладатель красивого баса. Ко времени приезда в наш город он имел огромный исполнительский опыт. Начав работать в радиокомитете, этот певец долгие годы был здесь ведущим солистом. По мнению современников, Авдеев обладал прекрасной вокальной техникой и немалым артистизмом. На радио и концертных площадках Иркутска он выступал с обширнейшим репертуаром, включавшим огромное количество произве­дений русских и западно-европейских классиков: Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Баха, Бетховена и других авторов. Высоким уровнем вокальной культуры обладала и такая солистка радио, как Ревекка Посвольская, прибывшая на работу в Иркутский радиокомитет, как и Авдеев, в 1940 году. Старожилы нашего города могут вспомнить и других солистов радиокомитета: Михаила Тополева, Динору Розенберг, Валентину Савельеву, Арсения Бартошевича, Дарью Гусеву, Валентину Ворошнину, Валериана Булдакова…

Солистка с правильной биографией

Симфонический оркестр радио. Крайний справа – дирижёр Богуслав Врана. Крайний слева во втором ряду – Всеволод Чусов (с гобоем)

Увы, эпохе, о которой идёт речь, присуще немало отрицательных черт. К примеру, всех знатоков и любителей музыки неприятно поражал тот факт, что после отъезда Мясниковой из Иркутска весь меццо-сопрановый репертуар на радио был поручен солистке, никак не обладавшей необходимыми способностями. Если народные песни и даже некоторые классические романсы ей можно было поручить, то участие в оперных постановках наряду с такими певцами, как Авдеев, вызывало оправданное возмущение. Читатели спросят, почему же посредственной певице доверяли ответственный репертуар. Причиной же, по всей видимости, было её происхождение, идеальное по меркам того времени: родилась эта женщина в небогатой крестьянской семье, но главное, что в радиокомитет пришла из рабочей среды, с Иркутской швейной фабрики. Она была нужна на радио в качестве примера настоящего гражданина советской эпохи с «правильной биографией». 

Штатной должности пианиста-солиста на радио не существовало. Однако в составе симфонического оркестра в довоенные и послевоенные годы работала известная иркутская пианистка Татьяна Бендлин, задачей которой была имитация партии арфы. Для читателей, имеющих лишь отдалённое представление о работе симфонических коллективов, стоит пояснить, что имитация звучания арфы – достаточно распространённое явление в работе оркестров. Связано оно с тем, что хорошего арфиста найти бывает крайне сложно. Впрочем, Бендлин не только имитировала арфу, но регулярно выступала в эфире радио как пианистка-солистка, исполняя фортепианные концерты Бетховена, Грига, Рахманинова. Татьяна Бендлин была многогранным человеком. По воспоминаниям людей, знавших пианистку, в молодости она пыталась даже поступить в Московскую консерваторию на дирижёрский факультет. Примечательно, что было это за несколько лет до того, как туда была принята Вероника Дударова, считающаяся первой женщиной-дирижёром в отечественной истории.

Говоря о музыкальной деятельности радиокомитета, нельзя не упомянуть о пианистах-концертмейстерах. Долгое время старшим концерт­мейстером Иркутского радио была Ираида Патрушева. Являясь ученицей Евгении Городецкой, она, по отзывам современников, обладала высокой исполнительской культурой. На радио пианистка работала более двух десятилетий. Работа с певцами требует от концертмейстера особых навыков, умения найти подход к вокалисту, в содружестве с которым приходится работать. Патрушева с гордостью вспоминала, что её работу высоко оценил известный певец Иван Паторжинский, находившийся здесь в годы войны в эвакуации.

Ещё одним ярким концертмейстером была Клавдия Рогаль-Левицкая, имя которой также хорошо знакомо людям старшего поколения. Эта одарённая пианистка, получившая образование в Иркутском музыкальном техникуме, была после его окончания принята в 3-й Московский музыкальный техникум им. Гнесиных (позднее он стал именоваться училищем имени Гнесиных). К сожалению, из-за смерти отца Рогаль-Левицкая не окончила престижное музыкальное заведение и вернулась в Иркутск, чтобы помогать родным. Однако она успешно работала в качестве концертмейстера радио. Как и Патрушева, эта пианистка отдала радиокомитету более двух десятилетий своей жизни. По воспоминаниям Александра Рогаль-Левицкого, внука пианистки, его бабушка была хорошо знакома со многими представителями культурной элиты Иркутска, в том числе с молодым актёром Леонидом Гайдаем. Когда он стал известным режиссёром, в одном из его фильмов возникла героиня с громкой фамилией Рогаль-Левицкая. Александр Юрьевич убеждён, что режиссёр дал ей эту фамилию в честь его бабушки. 

В 1953 году музыкальные коллективы радио распустили по приказу из Москвы. Причиной было то, что радиовещание теперь осуществлялось с помощью магнитных записей, присылаемых из столицы. Никто тогда и не подумал, что в Иркутске коллективы радио играли важнейшую роль в формировании городской музыкальной культуры. По идее, их нужно было в полном составе перевести в филармонию, где в то время не было ни хора, ни оркестра. Но об этом в столице и не думали. Хотя главное, что сегодня наш город вновь имеет не только симфонический оркестр, но и хороший камерный хор. А старожилы с теплотой вспоминают о той благородной миссии, которую выполняли музыкальные коллективы Иркутского радио.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры