издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Все знают: Пушкин – поэт»

Как иностранцы сдают экзамен на знание русского, истории и законодательства

  • Автор: Елена Коркина

«Соблюдайте, пожалуйста, очередь», – почти взмолился бородатый мужчина с характерным среднеазиатским акцентом. «Я опаздываю на экзамен!» – поведал собеседник в годах, на приезжего не похожий. «Мы тоже опаздываем», – обиженно ответил бородач и вздохнул. «Три пропуска нам, – нарушитель спокойствия просунул голову в окошечко, высунул её обратно и добавил: – Мы у вас экзамены принимаем, вот опаздываем, надо торопиться». Очередь за пропусками в ИрГТУ облегчённо вздохнула: вроде как все опаздывают. А бородач доверчиво заглянул в глаза экзаменатору: «А это всё надолго?» – «Часа два», – ответил тот. Однако реальность серьёзно подкорректировала сроки.

Как спугнуть мигранта

За тринадцать дней января в Иркутскую область прибыло на 31% меньше иностранных граждан, чем в начале 2014-го. Это официальная статистика УФМС. И хотя делать выводы из двух недель года наивно, есть мнение, что так прочерчивается тенденция. Сокращение числа мигрантов прогнозировали: тут и кризис, и новые правила въезда, и ужесточившиеся требования к знанию языка.

«Если раньше владение русским подтверждали только иностранные граждане, прибывшие в безвизовом порядке, работающие в торговле, ЖКХ и сфере обслуживания, то с 1 января это делают все иностранцы, включая тех, кто прибывает в визовом порядке», – сообщила Ася Горевая, начальник отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по Иркутской области. Ещё одна важная ремарка: обойтись без теста могут те, кто получил образование  на территории СССР до 1991 года или в России после. Остальные обязаны обзавестись сертификатом, который действителен в течение пяти лет.

Рекомендуемая стоимость экзамена колеблется в районе пяти тысяч рублей: 4900 рублей для желающих работать и 5300 рублей для тех, кто намерен получить разрешение на временное проживание или вид на жительство. Впрочем, вузы, принимающие экзамены (в Иркутске это ИрГТУ и бывший ИГЛУ) могут позволить себе наценку. Так, в техническом университете, где 5 января прошла первая в Иркутске проверка знаний, стоимость экзамена составляет 5500 и 5900 рублей соответственно. Сюда входят одна бесплатная консультация, само тестирование, а также почтовые расходы и выдача сертификата. «Ещё и работать не начал, а уже плати», – сокрушается  молодой человек, томящийся в коридоре в ожидании экзамена, однако некоторые добровольно разоряются ещё на 500 рублей – за пробный тест (бесплатно на консультации можно ознакомиться только с отдельными частями). «Его нужно провести и проверить – человек работает два часа», – поясняет заведующая кафедрой русского языка и межкультурных коммуникаций ИрГТУ Нина Рогозная. 

Экзамен состоит из трёх модулей: русский язык, история России и законодательство. Последние два небольшие, всего по десять вопросов каждый, а вот первый распадается на пять блоков – лексика, грамматика, чтение, аудирование и говорение. Говорение сдаётся последним и индивидуально: беседа длительностью семь-восемь минут предполагает вопросы вроде «Откуда вы?», «Кем работаете?», «Почему выбрали именно эту работу?».

Аншлаг, аншлаг

Атмосфера на самом экзамене царит вполне дружелюбная и даже добродушная

19 января. Обязательный экзамен был назначен на девять, однако очередь в бюро пропусков ИрГТУ не иссякала больше часа: единственный вахтёр с потоком пришедших людей не справлялся. По плану на сегодняшнее тестирование должно было явиться 94 иностранных гражданина, по факту пришло больше сотни. 

«Кто-то, например, из Нижнеудинска приехал, – не отправишь же его назад», – объясняет Нина Рогозная, которая за десять минут до нашей беседы дала карт-бланш беременной женщине. Впрочем, приезжим хватает и тумаков. После 40 минут в очереди и петляний по сложносочинённым корпусам политеха они слышат: «Что, нельзя было пораньше прийти? Экзамен на сколько назначен?» Пришли, говорят, а сами же не пускали. В итоге  всю честную компанию переводят в помещение  с амфитеатром: обычная аудитория для второй группы иностранцев слишком мала, а опоздавшие продолжают прибывать. В районе половины одиннадцатого экзамен наконец стартует. Через дверную щель то и дело кто-то наблюдает. Экзаменуемые внимания на это почти не обращают: кто-то вращает головой туда-сюда, пытаясь заглянуть в чужой тест, кто-то задумчиво грызёт ручку и ерошит волосы, кто-то улыбается. 

Журналистов на экзамен пускать отказываются: говорят, всё строго и конфиденциально, съёмки десять минут в начале, десять в конце – и прессу милости просим на выход. В сутолоке и хаосе уже не до выяснений и уговоров: с длинным списком вопросов жду Нину Рогозную в коридоре. Таких, как я, с вопросами, здесь ещё полтора десятка.  

«А куда нам с договорами?», «Сколько стоит экзамен на патент?», «Почему нет информации в Интернете?», «Как быть, если человек заплатил, а сегодня уезжает домой?» Рогозная отвечает скороговоркой: договоры в аудиторию напротив, экзамен на патент – 5500 рублей, информацию вы должны и сами поискать, а деньги за несданный экзамен можно вернуть или, как вариант, сдать позже, в течение года. «Пытаемся сделать всё, что в наших силах. Мы ведь работаем для людей», – поясняет она мне и с головой ныряет в дальнейшие дискуссии.

– Да зачем меня сюда отправили? Я в 1978-м закончил! Почему не сказали?

– Наверное, говорили, просто вы документы не показали. Привезите документы, если есть.

– Почему раньше не сказали? Здесь девушка сидела… Куда мне теперь идти-то?

– Идите в УФМС, уточните.

– А это где?

– Ну, я же не могу каждому дать адрес. Вы поймите, на сегодняшний день мы уже 600 человек протестировали, я не могу изучить личное дело каждого.

– Да я вас понимаю, это вы меня понять не хотите…

Мужчины репродуктивного возраста, знающие русский

Базовая стоимость экзамена для тех, кто работает по патенту, а также других трудовых мигрантов, составляет 4 900 рублей. В ИрГТУ стоимость выше — 5 500 рублей.

«Успешно экзамен сдали уже 455 человек, – в беседе с «Конкурентом» Рогозная уточняет цифру. – Примерно 10% тестирование не прошли, это обычная история». Пересдать экзамен можно, правда, с доплатой: 1900 рублей, если провален один модуль, за два придётся заплатить около 2500 рублей. 

Впрочем, большинство, кажется, незачёта не очень боятся. В перерыве молодой парень, избегающий называть имя и место работы, рассказывает: «Нормально сдаём, ничего такого, только говорить боюсь». Молодых здесь вообще больше, в основном мужчины. Беглый взгляд также фиксирует, что большинство иностранцев из Средней Азии. Впрочем, Нина Рогозная напоминает: почти все работники из Поднебесной готовятся к Новому году, они начнут корректировать статистику в конце февраля. 

«Сейчас к нам приходят в основном те, кто либо уже сдавал русский язык, либо владеет им в достаточной мере», – отмечает Рогозная. По её словам, большинство из них к экзамену готовятся самостоятельно,  для остальных существуют учебные программы объёмом от двух до 108 часов. «Например, мы обучили около 30 китайцев из Шелехова, – вспоминает завкафедрой. – Они сдали экзамен и теперь могут, к своей и общей радости, говорить на том уровне, который им требуется, или написать фамилию-имя и место работы по-русски». Существует в ИрГТУ и практика выездных экзаменов. Не только в Шелехов, до которого рукой подать, но, и, например, в Бодайбо. Дополнительные расходы оплачивают предприниматели: для них гораздо более выгодно привезти к себе нескольких экзаменаторов, чем отправить в Иркутск 50 работников. 

Самое сложное

Для многих сдающих экзамен неприятности и трудности кроются вовсе не в учебной подготовке. Люди жалуются, что с трудом находят информацию о том, где и на каких условиях проводятся экзамены, также отмечают грубость, с которой приходится сталкиваться в процессе поиска, а вежливый таджик, представившийся Мишей, на вопрос, что было самым сложным в тестировании, улыбается: «Дождаться паспорта». 

В университет он приехал в 8.30, провёл некоторое время на проходной. Экзамен начался только в десять часов: ждали, пока соберутся все 60 членов группы. Само испытание, если не считать говорения, заняло два часа, после наступил двухчасовой обед. Устная часть началась в два часа дня и завершилась к четырём, однако отправиться домой или на работу сразу не удалось: дело в том, что для оформления документов у всех участников процесса собрали паспорта, отдать их сразу по окончании не вышло, так что в начале шестого Миша сообщил мне по телефону: «Не знаю, когда закончим. Нас тут много».

Вопросы тестирования показались ему нетрудными: примерно к этому он и готовился, собирая информацию в Интернете. Может ли иностранец служить в армии? Когда была Великая Отечественная война? Кого выбрали президентом в 2012-м? «Или, например, кто такой Пушкин? – Миша вспоминает ещё один вопрос. – Так это все знают: Пушкин – поэт».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры