издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«У покупателей всё равно не будет средств»

2015-й всё больше похож на 2008-й, считают ритейлеры одежды

  • Автор: Алёна Махнёва, в подготовке материала участвовали Екатерина Балагурова и Мария Панарина

Время безудержного шопинга закончилось. В одёжном ритейле в начале года ключевым стало слово «пока»: потребители пока ещё по привычке ходят в торговые центры и магазины, но покупают уже не так много и легко, как раньше. Арендаторы коммерческой недвижимости пока ещё думают об открытии новых торговых точек, но таких становится всё меньше. Девелоперы пока ещё надеются удержать арендаторов и завлечь покупателей в моллы развлечениями. Шок, паника, неизвестность – описание рынка ритейла конца 2014 – начала 2015 года в России полностью укладывается в эти три слова.

По данным исследования Департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ, в Иркутске число людей, намеренных приобретать товары и услуги средней и высокой стоимости, в январе этого года по сравнению с ноябрём прошлого снизилось на 6%. Сильнее экономические трудности ударили только по Москве (-9%). Для сравнения: среднее снижение по стране составило 3%, в большинстве крупных и средних городов снижение либо невелико, либо имеется некоторый рост этого показателя. 

Исследователи из Финансового университета говорят о спросе на квартиры, автомобили и крупную бытовую технику, но и к другим ценовым сегментам покупатели заметно охладели в январе. В режим экономии после Нового года перешли 78% россиян, свидетельствуют данные глобальной маркетинговой компании Nielsen. 

Индекс потребительского доверия Nielsen в России упал в четвёртом квартале 2014 года после девяти месяцев роста. 60% респондентов в конце 2014-го ответили, что, по их мнению, национальная экономика находится в рецессии (против 42% в третьем квартале); каждый третий россиянин считает, что страна не выйдет из кризиса в ближайший год. «Экономическая и политическая напряжённость в России до начала ноября практически не отражалась на настроениях потребителей, но события на валютном рынке в конце года повергли их в шок и подорвали уверенность в собственном будущем. Рост цен, который будет продолжаться в первой половине 2015 года, приведёт к дальнейшему снижению покупательской способности населения. Цена как ключевой мотив совершения покупки однозначно выйдет на первый план, потребители будут переключаться на дешёвые бренды и отказываться от товаров непервой необходимости», – комментирует ситуацию Кириакос Кириаку, управляющий директор «Nielsen Восточная Европа». 

Чтобы сократить хозяйственные расходы, российские потребители планируют экономить в первую очередь на развлечениях вне дома (50%), покупке новой одежды (49%), а также коротких отпусках (46%). 

По многим показателям ситуация на рынке одежды и сам покупатель образца зимы 2014-2015 стали походить на ситуацию и покупателя кризисных 2008-2009 годов, отмечают эксперты. И столица Приангарья здесь вполне укладывается во всероссийские тренды. В январе  падение оборотов магазинов одежды составляет 30–40% от обычных показателей, отмечает Илья Афраймович, управляющий партнёр, директор по развитию ЗАО «РОСС ГРУПП» и владелец нескольких собственных магазинов. «В конце 2014-го и первой половине января 2015 года наблюдался рост оборотов во всех сегментах, но это был краткосрочный рост, обусловленный осознанием того, что больше «таких» цен покупатели уже не увидят. Сейчас денежные запасы населения уже потрачены, и обороты начали падать». Отчасти его мысль подтверждает Анастасия Корнилова, управляющий Иркутским отделением Сибирского округа РС O’STIN: «Начало января у нас было лучше, чем в прошлом году, благодаря нашей акции. Мы до конца декабря дарили людям подарочные бонусы: за каждую потраченную тысячу рублей на клубную карту поступало 1000 бонусов, которыми можно было воспользоваться в дни новогодних каникул, оплатив ими до 30% стоимости покупки. Плюс у нас была распродажа, причём остатки были лучше, чем в прошлом году. Благодаря этому мы январские каникулы хорошо поработали». После 12 января начался спад продаж, но он был ожидаемый, утверждает Анастасия Корнилова. Чтобы простимулировать дальнейший спрос, в O’STIN запустили новую акцию, поэтому и во второй половине месяца иркутское отделение держало, по её словам, «неплохие показатели». В частности, увеличилось количество позиций в чеке. 

Однако не для всех ритейлеров Иркутска даже первая часть января оказалась удачной. Во многих торговых центрах покупателей ждут покинутые продавцами павильоны. Целый ряд магазинов опустел в «Фортуне Гранд», заметны изменения в «Модном квартале» и «ДжемМолле», магазины на улицах Урицкого и Карла Маркса отчаянно зазывают покупателей скидками до 70%. «У бизнеса депрессивное состояние. Основные причины – ставка рефинансирования, доллар, санкции и неуверенность в завтрашнем дне, – замечает директор одного из магазинов женской одежды в ТЦ «Карамель». – Мы не понимаем, что будет через два дня. Везде присутствует слово «пока» – пока мы не закрываемся».

Не в лучшем положении отдалённые районы. В торговом центре «Европарк» в Ново-Ленино 50 павильонов, две трети из них торгуют одеждой. Маленькие павильоны (площадью 15–25 кв. м) заняты полностью, большие (от 100 кв. м) почти все пусты. «Была договорённость с четырьмя арендаторами на реализацию продажи в этих павильонах с 15 января, все четверо отказались, – говорит заместитель генерального директора по развитию ТЦ «Европарк» Владимир Семикратов. – Закупочная цена на всю одежду поднята в среднем на 20%, вследствие этого арендную стоимость пришлось снизить на 10–20%. Сейчас она составляет от 1,2 до 6 тысяч рублей за квадратный метр». 

Сейчас нет ни одного торгового центра, где бы не было свободных площадей, говорит Вячеслав Гуров, заместитель коммерческого директора DVI Development. В иркутском ТРЦ «КомсоМолл», открытие которого Гуров обещает «в ближайшие дни», большая часть площадей заполнена. «Главный вопрос – когда арендатор сможет открыться. Мы исходим из позитивных прогнозов: при том, что ситуация сложная, всё-таки проект востребован, – говорит представитель компании. – Осенью торговый центр будет работать в полную силу». 

До валютного шока по подписанным договорам «КомсоМолл» был заполнен более чем на 80%. Но из-за пике, в которое ушёл рубль, многие арендаторы пересмотрели свои планы: кто-то не смог закупить коллекцию, оплатить оборудование, получить вовремя банковскую гарантию. С рядом операторов затянулся период переговоров по условиям, опять же из-за курса валют в декабре. Часть и вовсе заморозили свои проекты. «Дальнейшая судьба их непонятна, – признаёт Гуров. – Может, ситуация устаканится и мы с ними двинемся дальше, может быть и так, что они полностью выйдут из проекта». Однако таких партнёров немного, и это не якорные арендаторы, уточняет он. 

Ключевые операторы «КомсоМолла» – гипермаркет «О’Кей», десятизальный кинотеатр сети Mori Cinema с одним залом Imax, «Спортмастер», «Эльдорадо» и O’STIN. Новые для Иркутска бренды: Funday, Lacoste, North Face, Karl Lagerfeld, Cerruti 1881. Не ясна ситуация с сетью Inditex (работает с брендами Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius и другими) – обе стороны заинтересованы, но есть «совсем небольшая» пауза для стабилизации курса, говорит Вячеслав Гуров. 

В этом году участники рынка ждут, что сверхдоходы от аренды останутся в прошлом, сократятся маржа и оборот ритейлеров. Юрию Винникову, сертифицированному аналитику рынка недвижимости, ситуация напоминает 2009 год, когда множество площадей простаивало пустыми и очень долго не могли найти своих арендаторов.

ТРЦ, где аренда была привязана к курсу доллара, зафиксировали ставки, «заморозив» курсы на отметке ниже существующих. Это происходит и сегодня. «Мы понимаем, что  находимся в одной лодке с арендаторами, – отмечает Вячеслав Гуров. – Структура договора такая, что арендатор платит в том числе процент с оборота. Мы делаем скидки – кому-то на квартал, кому-то на полгода – это зависит от первоначальных условий. Договоры долларовые, но мы фиксируем верхнюю границу. Мы также более лояльно относимся к периоду открытия магазинов». 

Чтобы пережить непростой период, сейчас нужен диалог, считает Илья Афраймович: «Переход на ставку «процент от оборота» позволит ритейлерам не уходить в минус. Но всегда могут найтись недобросовестные арендаторы, которые будут спекулировать на ситуации и пытаться занижать выручку. Основной проблемой в таком варианте будет доверие между арендодателем и арендатором». 

Между тем многие бренды вовсе уходят из России, а те, кто остаётся, притормозят открытие новых магазинов, полагает Сергей Лыков, руководитель Московского агентства регионального развития потребительского рынка и сферы услуг: «Не время развиваться, по большому счёту, так что, я думаю, заполняемость будет долгая и у «SilverМолла», и у «КомсоМолла». На сегодня площадей больше, чем есть кому занять». В кризис девелоперам придётся брать на себя ещё и операционную функцию и самостоятельно заниматься франшизами, вкладываться в развлекательную составляющую. «Известный факт: в сложные времена, когда у людей не хватает денег на покупки, часть средств – пусть и меньшие суммы – они тратят на развлечения, – подтверждает Вячеслав Гуров. – Участники рынка это понимают и считают, что развлечения надо поддерживать, хотя это сложный сегмент и он первым попал под давление». Операторов совсем мало, поэтому становится актуален симбиоз: девелоперы инвестируют в развлечения, а операторы развлечений управляют проектом. Аналогичную схему используют в «КомсоМолле», но пока идут переговоры и расчёты, раскрыть детали Гуров отказался. 

По оценке Сергея Лыкова, с ноября продажи одежды в Сибири упали на 50–70%, а покупательский трафик – на 20–25%. В торговых центрах стало больше не покупающих, а гуляющих посетителей. Данные DVI скромнее: арендаторы действующих в других городах «КомсоМоллов» заявляют о падении продаж от 10 до 40% в 2014 году относительно 2013-го, падение трафика – 7–10%. «Люди как проводили время в торговых центрах, так и проводят, а вот покупают уже меньше», – соглашается Вячеслав Гуров. 

В ново-ленинском «Европарке» поток покупателей после Нового года снизился на 30–40%. «В декабре люди приходили, покупали по одной вещи, сейчас вообще никого. Весь январь читала книги», – констатирует продавец одного из павильонов. 

Сегодня российский покупатель старается дистанцироваться от соблазнов и реже ходит в магазины. Единственный формат торговли, где покупателей становится больше, – это дискаунтеры, полагает Илона Лепп, директор по работе с розничными сетями «Nielsen -Северо-Восточная Европа». В подтверждение её слов в дисконт-центрах в торговом центре «Авалон» на Трактовой отмечают, что после Нового года праздничный покупательский ажиотаж прошёл, но не теряют оптимизма. В Zolla в январе количество посетителей сократилось в полтора раза, но в скором времени продажи восстановятся, уверена управляющая дисконт-центром Оксана Фадеева. Полное благополучие, по словам администратора магазина Надежды Першиной, царит в дискаунтере Adidas: цены за аренду не растут, цены на одежду не повышаются. И что самое удивительное – в январе 2015 года посетителей больше, чем в этот же месяц прошлого года. 

Сейчас ритейлеры думают, как жить дальше: поднять цены вслед за курсом валют – значит растерять последних покупателей, поэтому многие идут на полумеры, принося в жертву свою маржу. Всё изменится к осени, когда пойдут коллекции, закупленные по новому курсу, считает Илья Афраймович: «Вероятнее всего, потребители будут тщательнее выбирать среди аналогичных марок, искать лучшее качество по лучшей цене». Многие операторы пока не закупили коллекции. Ритейлеры «сидят» на кредитном плече и их наценок не хватает для того, чтобы просто покрывать потребности банка. Предложение будет более скудным, что, наверное, нормально – у покупателей всё равно не будет средств, полагает Сергей Лыков.

«Продажи спрогнозировать сложнее, потому что никто не может спрогнозировать геополитику», – добавляет Вячеслав Гуров. Общее мнение участников и экспертов рынка: год будет непростой. «Будем следить за наполнением магазина, актуализировать планы. Руководство понимает, что нет смысла ждать больших приростов к прошлому году. Надеемся остаться на уровне прошлого года. Что будет с ценами, пока непонятно», – говорит Анастасия Корнилова. Потребители тоже не видят поводов для оптимизма: по данным Nielsen, 60% ожидают последующего значительного роста цен, более 30% предвидят ухудшение качества товаров и ощутимое уменьшение ассортимента в магазинах.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры