издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Число попыток не ограничено

В Иркутской области родилось более 1000 детей «из пробирки»

Вспомогательные репродуктивные технологии уже не являются чудом, что доступно лишь избранным. В Приангарье отделение вспомогательных репродуктивных технологий Иркутской областной клинической больницы работает с июня 2006 года, первый ребёнок был рождён в 2007 году, а всего за это время на свет появилось более 1000 детишек «из пробирки». Программа осуществляется как на платной, так и на бесплатной основе, по квотам. В хранилищах отделения есть донорские яйцеклетки и сперматозоиды, бывают случаи, когда женщины могут стать мамами лишь с их помощью. Отрадно, что если раньше длительность бесплодия составляла около 15 лет, то сегодня – 7-8 лет. Но и эти цифры должны сокращаться: чем меньше продолжительность бесплодия, тем больше шансов для наступления беременности.

Какая разница, где оплодотворилась клетка?

Маленький мальчик с огромными глазами доверчиво жмётся к коленям своей матери. Она держит его крохотные пальчики в своих руках, она словно каждую минуту неслышно молится – благодарит судьбу за то, что ей было дано узнать радость материнства. И чем этот ребёнок, зачатый методом экстракорпорального оплодотворения, отличается от сотен других детей, зачатых обычным способом? Да ничем! Малыш да малыш, радость для мамы, папы и других родственников. Татьяна пришла в отделение вспомогательных репродуктивных технологий Иркутской областной клинической больницы ещё и за девочкой. Женское здоровье, отсутствие одной маточной трубы не позволяют ей забеременеть обычным способом. А детишек ещё охота. 

– Первая беременность была внематочной, и мне удалили трубу, – рассказывает женщина свою историю. – Первый раз на ЭКО я пришла платно, это стоило 120 тысяч рублей. Уже в программе посмотрели, как я реагирую, какие есть сдвиги. Но первая попытка нечасто даёт положительный результат, я была настроена на это. Второй раз на программу меня уже взяли бесплатно, по квоте. И всё получилось: сынок родился в сентябре 2013 года. О том, что это ЭКО-ребёнок, я не распространяюсь, знают лишь три человека. И когда ребёнок вырастет, ему тоже не буду говорить, зачем? Это обычный ребёнок, такой же, как все, мне просто помогли забеременеть. Клетка оплодотворилась не в трубе, а в пробирке, я не считаю, что это так уж важно. А вот то, что эмбрион прижился, стал правильно развиваться  – это уже Божья помощь. Я очень хочу второго ребёнка. Надеюсь, врачи мне снова помогут.

Нужно отметить, что если до середины ХХ века большой проблемой была младенческая и детская смертность, то сегодня беда человечества – бесплодие. Причём как мужское, так и женское. Частота бесплодия в парах составляет около 40–50%. Раньше врачи говорили только о женском бесплодии, сейчас женский и мужской факторы сравнялись. Фактор мужского бесплодия уже никто не сбрасывает со счетов, и, увы, прослеживается тенденция к его увеличению. Частота бесплодного брака в Сибири составляет 18–20% от общего числа, это высокий процент. Поэтому и спрос на вспомогательные репродуктивные технологии растёт. Если взять только иркутское отделение ВРТ, то в 2006 году число лечебных циклов составляло около 200, в 2014 году – более 1000. К сожалению, не каждый лечебный цикл приводит к появлению на свет малыша. Частота наступления беременности в программе ЭКО составляет 35–40%. То есть далеко не каждая пациентка может забеременеть с первого раза. И это частота стабильная. Но эти цифры выше, чем при планировании беременности в обычных условиях, когда частота наступления беременности составляет всего 25 %. То есть лишь один половой акт во время овуляции из четырёх приводит к беременности. А ведь беременность ещё нужно выносить! 

– Причины возникновения бесплодия различны, – говорит Елена Дружинина, заведующая отделением ВРТ. – Есть так называемое трубно-перитониальное бесплодие – непроходимость маточных труб, нарушение их функций либо отсутствие. И причины различны – большое число абортов, вмешательства на матке, перенесённые инфекции, раннее начало половой жизни. Иммунологическое бесплодие (когда все показатели в норме, но дети у конкретной пары не появляются) встречается реже, чем трубно-перитониальное, чем бесплодие, обусловленное мужским фактором, процент его небольшой. У нас в прошлом году таких пар было две. У мужчин свои причины бесплодия – это и экология, и образ жизни,  и отсутствие здоровых привычек. Ещё одна тенденция последних десятилетий – женщины занимаются карьерой, затягивают с детьми, и к старшему репродуктивному возрасту приходят с багажом соматических заболеваний, которые тоже не способствуют наступлению беременности и усложняют её течение. Врачебные рекомендации в этом отношении не меняются: первого ребёнка желательно родить до 25 лет, это ранний репродуктивный возраст, самый благоприятный для зачатия и вынашивания. У нас эффективность программы ЭКО оценивается по проценту наступления беременности и родов на число переносов – после 35 лет этот процент снижается. После 38 – снижается катастрофически. А в 40–42 года число, по данным литературы, составляет 8 %, а процент родов ещё меньше. После 35 лет фертильность ощутимо снижается, что связано с физиологическим старением яйцеклетки. 

В доноры? Лишь до 35 лет

Елена Дружинина:
«Ещё одна тенденция последних десятилетий – женщины занимаются карьерой, затягивают с детьми»

Овариальный резерв яичников – это один из главных параметров для врачей, что занимаются ЭКО. Это достаточное число фолликулов в каждом яичнике, определённые уровни женских гормонов. Развитие фолликулов и рост эндометрия мониторится с помощью УЗИ-исследований. Если этот резерв снижен, если своего генетического материала у женщины нет или он низкий, решается вопрос и о применении программы с донорскими яйцеклетками. К сожалению, те болезни, что являются противопоказанием для вынашивания беременности – пороки сердца, тяжёлая гипертония, сахарный диабет, перенесённые операции – являются и противопоказанием для программы ЭКО. Но здесь может помочь суррогатное материнство. В Иркутске было несколько случаев вынашивания и рождения детей суррогатными матерями, но информация эта строго конфиденциальная. Если бесплодным является мужчина, могут быть предложены донорские сперматозоиды. Генетического родства мужчины с ребёнком при этом не будет, но это обычно не служит психологическим препятствием для пары. Бывают особо тяжелые случаи, когда бесплодны и мужчина, и женщина, и здесь без мужских и женских донорских  клеток не обойтись. Если у женщины есть сестра, то она может сдать яйцеклетки, и ребёнок будет иметь общий генетический материал с мамой. Одиноким женщинам, не имеющим полового партнёра, также показаны донорские клетки.

Все программы, где используются донорские яйцеклетки и донорская сперма, осуществляются за счёт средств пациентов. Они пока не могут проводиться и оплачиваться за счёт страховой медицины. В отделении ВРТ существует банк спермы – есть собственные доноры, с которыми ведётся активная работа, есть и привозная сперма. 

– Требования к донорской сперме высокие и серьёзные, – продолжает Елена Дружинина. – Доноры проходят обследование, причём неоднократное и с определённым интервалом. И только после 6 месяцев карантина, строжайшего отбора мы можем сделать выводы – подходит данная сперма для использования или нет. Возраст мужчин-доноров должен быть не старше 35 лет. Требования к донорам яйцеклеток аналогичны – здоровье, возраст до 35 лет и хотя бы один ребёнок.

Платно процедура проводится и тем женщинам, что не желают ждать очереди. Что касается бесплатных программ для населения, то они, конечно, есть. Если при открытии отделение финансировалось областным бюджетом, то сегодня уже третий год оно работает за счёт страховой медицины, также есть и федеральные программы. На 2015 год выделено 600 квот для проведения ЭКО за счёт страховых компаний. Пациентка готовится и обследуется сначала на уровне женской консультации по месту жительства, потом с направлением и выпиской направляется в комиссию минздрава Иркутской области, где и принимается решение о возможности проведения за счёт средств ОМС. Женщину ставят в лист ожидания: как только подходит  очередь, её вызывают в отделение ВРТ и берут в программу ЭКО. Сегодня очереди на ЭКО ощутимо уменьшились. 

– А может ли женщина рассчитывать на бесплатное ЭКО при наличии детей?

– Показанием является как первичное бесплодие, так и  вторичное. К нам приходят за вторыми и даже за третьими детьми, например, у супругов повторный брак и им нужен совместный ребёнок, – отвечает Елена Дружинина.

– А если с первого раза не получилось, можно ещё пытаться?

– Ограничений числа попыток нет. Нет ограничений и в возрасте, в числе программ ЭКО. Есть только медицинские  противопоказания, которые рассматриваются на уровне женской консультации, нашего отделения и комиссии минздрава. 

Эмбрионы в инкубаторах 

Донорская сперма может храниться до 10 лет, не теряя своих качеств

Штат отделения состоит из 20 человек, это четыре акушера-гинеколога, уролог, два врача-эмбриолога, младший и средний медперсонал. Программа ЭКО в среднем длится месяц. Но при этом женщина не лежит в больнице. Две недели идёт стимуляция суперовуляции – пациентки приходят на ультразвуковой мониторинг, на инъекции гормональных препаратов. Как только врачи понимают, что пациентка готова, назначается день пункции. Женщина приходит совместно с партнёром, тот сдаёт сперму, пациентка – яйцеклетку (процедура называется «трансвагинальная пункция»). Затем наступает период работы местных кудесников – эмбриологов. Они в течение пяти суток занимаются оплодотворением и культивированием эмбрионов. Эмбриолог Ольга Войтова трудится в отделении с открытия:

– Работаем мы каждый день, иногда приходим в субботу и воскресенье,  у нас нет выходных. Но мы не жалуемся: надо обязательно следить за ростом эмбрионов и пересаживать их в свежие среды. Культивирование эмбрионов происходит в определённых условиях, важны и влажность, и газовый состав, и температура. Мы занимаемся эмбрионом, культивируем его, держим в специальных инкубаторах от двух до пяти суток. Инкубаторы полностью имитируют организм женщины. Затем врачи подсаживают эмбрион женщине. 

Работа эмбриологов расписана не только по часам, но и по минутам. Например, донорскую сперму нужно успеть заморозить в течение 10 минут. Тогда в жидком азоте она сможет храниться до 10 лет, не теряя качеств и дожидаясь своего звёздного часа.

Основные планы отделения ВРТ на 2015 год – рабочие, повседневные. Прежде всего это повышение процента наступления беременности. Впрочем, это цель врачей всего мира, занимающихся вспомогательными репродуктивными технологиями. Научные работы проводятся в разных странах, как и исследования по изучению различных маркеров – например, как добиться получения эмбриона лучшего качества, улучшить состояние матки. Научные исследования, научные статьи и работы ведутся и в Иркутске, под руководством главного акушера-гинеколога Иркутской области Натальи Протопоповой. Как говорят врачи, работа плотная, интересная, творческая, с большой эмоциональной отдачей. И чаще всего с реальным результатом – детьми. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры