издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На врачебном фронте

Музей истории Иркутска готовит уникальную выставку

В областном центре продолжается сбор материалов для выставки в музее истории города «Работа эвакуационных госпиталей в г. Иркутске в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». Директор Музея истории города Иркутска Сергей Дубровин рассказал о том, как ведётся работа по этому проекту.

– Сергей Иннокентьевич, почему к 70-летию Победы решено уделить внимание именно работе госпиталей в городе Иркутске? Ведь Великая Отечественная война предлагает массу тем, которые необходимо осветить в преддверии праздника.

– Все филиалы музея города готовят выставки и лектории к 70-летию Победы. В музее истории города, помимо постоянно действующей, готовится экспозиция, рассказывающая о клубе ветеранов «Май 45-го года». Музей имени Рогаля готовит к показу материалы о военном творчестве нашего народного художника. Даже в таких специфичных филиалах нашего музея, как «Дом ремёсел» и «Музей городского быта», также формируются выставки. Кроме постоянно действующих экспозиций в музее «Солдаты Отечества», рассказывающих о подвигах иркутян в годы Великой Отечественной войны, о деятельности поисковых отрядов, и выставки «Вернуть из небытия», принято решение раскрыть для наших посетителей слабо освещённую военную тему – о работе эвакогоспиталей в Иркутске.

Во-первых, потому, что эта тема напрямую связывает фронт с нашим глубоко тыловым городом. Во-вторых, большинство жителей Иркутска военной поры в той или иной форме были связаны с деятельностью госпиталей. В-третьих, очень мало рассказано о подвиге работников госпиталей, возвративших раненых солдат не только к жизни, но и на фронт (до 78% бойцов). И наконец, такой выставки в Иркутске ещё не было, мы впервые обращаемся к этой теме.

– С какими трудностями пришлось столкнуться в процессе подготовки этой экспозиции?

– Прежде всего, это утрата материалов, собранных сотрудниками учреждений, в которых в годы войны располагались эвакогоспитали, в «трудные» 90-е годы прошлого столетия.

В зданиях, где в годы войны работали госпитали, теперь расположены школы и учреждения. В их «красных уголках» активисты создавали в 1970–1980-е  годы экспозиции о военном прошлом, собирали материалы и воспоминания. И вот всё это или почти всё в 1990-е годы было потеряно. Пришлось начинать всё сначала. Многие из людей, непосредственно работавших в госпиталях или лечившихся там, ушли из жизни, документы и фотографии были потеряны при переездах или просто пришли в негодность, оборудование было сломано. 

– И, несмотря на это, вы решились? 

– Наверное, благодаря этому. Ведь чем труднее, тем интереснее. Рабочая группа во главе с Сергеем Трофименко составила список всех госпиталей, уточнила их номера и нынешние адреса. Обратилась к руководителям организаций, сегодня работающих в этих помещениях. И работа пошла. Такую поддержку, какую мы получили от начальника военного госпиталя Николая Васильевича Шевченко и руководителя военной клиники Александра Ростиславовича Ксенофонтова, редко когда встречаешь. В экспозиции посетители музея увидят редчайшее оборудование 40-х годов, инструментарий, одежду, которую носили раненые бойцы. А главное, это фотографии и воспоминания ветеранов. 

После встреч с Почётным гражданином Иркутска, профессором, настоящим «Карамзиным иркутской медицины» Анатолием Григорьевичем Шантуровым мы узнали многое о непосредственной жизни госпиталей, ближе ознакомились с историей жизни врачей и медсестёр, работавших в госпиталях, мэтров нашей медицинской науки Ходоса и Франк-Каменецкого и, что очень важно, получили уникальные книги об истории мед­университета и нашей медицины, в том числе и в годы войны.

– Музей города расположен на улице Франк-Каменецкого…

– Да, вот так история пересекается в нашей жизни. В период Великой Отечественной войны в Иркутске было открыто два эвакогоспиталя для раненых с повреждениями и заболеваниями глаз. Они были хорошо оборудованы. Здесь проводились все операции на глаза, в том числе и пластические. Областное руководство системы эвакогоспиталей вовремя осознало, что к процессу излечения необходимо привлекать научных работников мединститута. Так консультантом стал и профессор кафедры глазных болезней Иркутского мед­института Захарий Гершонович Франк-Каменецкий. Здесь он занимался вопросами военного травматизма глаз, возвращения зрения бойцам, пострадавшим на фронте. В иркутские госпитали везли бойцов, прошедших уже не одно медицинское учреждение, самых тяжёлых. Перевозка поездом сама по себе создавала условия для ухудшения состояния раненых, накладывались хронические заболевания, запущенные болезни, непрофессиональное предварительное лечение. Всё это было необычно в медицинской практике. Но богатый опыт Захария Гершоновича позволял ему находить новые формы лечения и добиваться главного – возвращения зрения раненым. Его популярность в городе была огромной. Он стал кавалером ордена «Знак Почёта», его именем  названа улица в Иркутске. 

– В ходе нашей встречи вы разрешили мне одеться в «противочумный костюм». Он тоже будет в экспозиции?

– Обязательно. Только одеться в него посетители музея не смогут – он будет на манекене. Этот костюм – дар Иркутского противочумного института. И не только он. Директор института профессор Сергей Владимирович Балахонов со всей душой откликнулся на наше обращение. И становится понятным почему, когда ближе узнаёшь жизнь института. Здесь постоянно поддерживаются контакты с ветеранами труда. 9 Мая – это и личный праздник каждого сотрудника. Недаром самыми активными нашими помощниками стали ребята из совета молодых специалистов института. Надеюсь, теперь наши контакты надолго. В ходе экскурсии по выставке мы расскажем и о подвиге заместителя директора противочумного института по научной части Николая Акимовича Гайского, на себе испытавшего туляримийную вакцину. За это открытие он первым из иркутян удостоен почётного звания лауреата Сталинской (теперь – Государственной) премии. 

Я не хочу открывать «все карты» нашей выставки. Главное, уже сегодня хочу сказать спасибо всем иркутянам, помогавшим нам в сборе материалов. Только об одном разговоре из десятков прошедших упомяну в конце. Я встречался с Канагатом Рамазановым, рассказал ему о нашей задумке, а он в ответ: «У меня отец фронтовик. В память об этом поколении сделаю всё, что смогу…» Так заканчиваются большинство наших встреч с иркутянами. И об этих людях мы тоже скажем на выставке. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры