издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Наука в формате стендап

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Химик, математик и палеонтолог заходят в бар… И рассказывают про свои исследования так, что посетители заведения напрочь забывают про кружки с пивом и бурно аплодируют. 29 апреля в Иркутске состоялся третий научный слэм – неформальное мероприятие, которое доказывает простую гипотезу: настоящая наука – увлекательнейшее и весёлое занятие, которое прекрасно себя чувствует и вне академических стен. На этот раз слушатели узнали о битумных бусах, числовых монстрах и пернатом динозавре из Забайкалья.

Научный слэм придумали в Германии несколько лет назад, напомнил собравшимся в пабе Евгений Семёнов, заместитель министра экономического развития Иркутской области. Молодые учёные рассказывают о своей работе неподготовленной аудитории, а формат мероприятия можно описать как смесь научной лекции, соревнования и стендап-выступления. В Иркутске научный слэм впервые состоялся в начале февраля, в День науки, и теперь проходит раз в месяц в пабе Harat’s рядом с техническим университетом. Организовывают это научное веселье объединённый совет научной молодёжи ИНЦ СО РАН и министерство экономического развития Иркутской области при поддержке Российской венчурной компании и стартап-школы «Тайга».

Каждый из троих участников слэма получил по 10 минут, чтобы рассказать о своих научных изысканиях и одновременно завоевать симпатии публики. Выбор победителя происходил с помощью простого, но точного научного эксперимента: после выступлений аудитория аплодировала каждому участнику в течение 10 секунд, а уровень звука замерялся шумомером. У кого больше децибелов, тот и выиграл. На этот раз в лидерах оказались палеонтолог Александр Сизов и его «Бегун из Кулинды». 

Впервые на импровизированной сцене выступили сразу два сотрудника Иркутского государственного университета. Научный сотрудник лаборатории полимеризационных процессов и органического синтеза института нефтехимического синтеза ИГУ Роман Житов рассказал, как химики делают «бусы» – получают полимерные материалы. «Если представить, что молекулы воды состоят из маленьких бусин, то молекулы полимеров состоят из гигантских бусин», – объяснил учёный, доклад которого был посвящён выращиванию полимерных композиционных материалов в необычной среде – битуме, а также возможностям их использования. 

Александр Филатов, заведующий кафедрой математической экономики ИМЭИ ИГУ, рассказал о числовых монстрах. «Я математик, а математики всегда что-то считают. Можно считать: «Раз, два, много», как делают в детском саду, можно задуматься, что идёт дальше миллиарда, а можно выяснять, какое число самое большое». А также что можно с его помощью пересчитать. Например, один миллиард секунд – это 32 года. Сто миллиардов звёзд в галактике, столько же нейронов в мозге человека. Триллион рыб в мировом океане, десять триллионов клеток в теле человека, сто триллионов – расстояние от Земли до Сатурна в сантиметрах или количество букв во всех книгах мира. Квадриллион муравьёв на Земле, квинтиллион комбинаций кубика Рубика, секстиллион звёзд в обозримой Вселенной, септиллион – масса Земли в килограммах. Скоро кончаются не только числа, которые могут что-то значить в современной науке – то есть которые можно пощупать и что-то с их помощью измерить, – но и приличные слова. 

Посетители бара вспомнили или узнали, что такое гуголплекс, операция флип и число Грэма. 

Научный слэм позволяет широким массам прикоснуться к науке.
Иногда и в буквальном смысле – на прошлой неделе можно было потрогать окаменевшие кости доисторического животного

Зачем нужны все эти абстракции, которые и помыслить-то непросто? «Настоящее будущее рождается в настоящем настоящем», – утверждает Филатов и как настоящий математик приводит доказательство этого тезиса: теория графов появилась в начале двадцатого века, а спустя сто лет появились вполне конкретные задачи, которые можно с её помощью решать. «Что будет дальше, мы не знаем», – заключает математик. 

Зато третий участник слэма, палеонтолог Александр Сизов, знает о том, что было в прошлом. Младший научный сотрудник Института земной коры СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук рассказал о сенсационной находке, изменившей представления учёных. 

Если раньше динозавров считали огромными увальнями с чешуйчатой кожей, то последние данные говорят о том, что многие из них выглядели иначе. Маленький – около метра в длину, – но очень важный динозавр был обнаружен в Забайкалье. Наука делит этих существ на два отряда – ящеротазовых и птицетазовых. Современные птицы, кстати, произошли от ящеротазовых динозавров. А этот травоядный зверь, живший примерно 160 млн лет назад, стал первым доказательством того, что перья появились у какого-то далёкого предка динозавров до того, как группы разошлись на ящеротазовых и птицетазовых. А это, в свою очередь, подтвердило: перья были у многих динозавров. «Представляете тираннозавра в перьях? Такой огромный злобный индюк, который мучал древних зверей», – шутит палеонтолог. 

Учёные нашли отпечатки кожи, костей и оперения кулиндадромеуса забайкальского (такое имя получил новый вид). Современные технологии позволяют восстановить даже цвет его перьев, материалы сейчас на анализе в Испании. Ещё один важный факт: оперение динозавра напоминало шерсть – подобный наряд у современной китайской шёлковой курицы – и предназначено было вовсе не для полёта. «Бегун не умел летать, зато грелся, – объясняет Александр. – А это значит, что он мог быть теплокровным. Так его сородичи превращаются из холодных рептилий в тёплых приятных существ». 

«Здорово, когда можно незнакомцам рассказать о том, чем ты занимаешься, потому что дни напролёт проходят в лаборатории, где не так много людей. Для меня важно делать что-то полезное и получать обратную связь не только от коллег», – делится Роман Житов. Важно показать, что наука – очень интересная сфера, и рассказать о том, чем заняты учёные, широкой публике, полагает Александр Филатов. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры