издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Отдали на подписание

Фонд капремонта Иркутской области предлагает муниципалитетам заняться приёмкой работ у подрядчиков

Капремонт в Приангарье взволновал не только население, но и местное самоуправление. Мэрам и главам досталась самая болезненная часть этого процесса. Им, несмотря на то что заказчик работ – Фонд капремонта, придётся подписывать акты подрядных организаций. С таким раскладом не согласны Свирск, Ангарск, Черемхово, Иркутск и Усолье. «Это попытка переложить ответственность», – считают власти городов. Их опасения актуальны, ведь существует риск сорвать региональный план капремонта из-за затянувшихся конкурсов по выбору подрядчика.

Региональная программа по капремонту домов в Иркутской области стартовала в 2014-м, но сам капремонт в подавляющем большинстве территорий пока так и не начался из-за затянувшихся организационных мероприятий. К работам должны были приступить в июне, сейчас же региональный оператор – Фонд капремонта Иркутской области – продолжает конкурс по выбору подрядчиков. А значит, до финиша тем городам и посёлкам, которые ожидают ремонта (в том числе речь идёт и об «очередниках», не дождавшихся работ в 2014 году), ещё далеко. Лишь в одном из муниципалитетов подрядчик готовится сдать объект – в ближайшее время ему предстоит подписать акт по выполненным работам. Ситуация обсуждалась на минувшей неделе на заседании Ассоциации муниципальных образований, где побывал корреспондент «Сибирского энергетика».

«И здесь нам нужна ваша помощь…» – объявил и.о. гендиректора Фонда капремонта Александр Микуляк членам Ассоциации. По действующему законодательству, принимать работы в муниципалитетах должен не фактический заказчик – Фонд капремонта Иркутской области, а местные власти. О том, что Фонду требуется такая «помощь» от мэров, их проинформировали заочно. В середине прошлой недели в муниципалитеты были разосланы письма, напоминающие об этой обязанности. Местным властям предложили определить специалистов, которые должны подписывать акты выполненных подрядчиками работ. Но территории отреагировали на это не так, как ожидали в Фонде. 

 – На нас вешают ответственность за выполненные подрядчиком работы, – комментирует Владимир Орноев, мэр Свирска (город является лидером по федеральной программе капремонта, которая велась в рамках софинансирования Фонда реформирования ЖКХ по ФЗ №185). – А ведь, по сути, существующая процедура капремонта оставила местные органы власти сегодня в стороне от процесса. Есть заказчик, есть подрядчики. Вмешиваться в этот процесс третьей стороне нет смысла: подписывать акт приёмки – это функции заказчика.

Солидарны со Свирском оказались Иркутск, Ангарск, Черемхово – территории, которые тоже занимаются кап­ремонтом ещё с 2008 года в рамках софинансирования из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. Представитель Ангарской администрации признал, что местные власти, которых регион дистанцировал от программы, сегодня вообще не понимают, по какому принципу формируется краткосрочный план капремонта, какие дома в него включаются, как будет осуществляться контроль за качеством проведения ремонта.

– На объектах имеются также скрытые работы, – обращает внимание чиновник из Ангарска. – В то же время ремонт фасада, крыши – это виды работ, которые непосредственно должны отслеживать заказчики, каждый день ездить в Ангарск. При этом обязанность по подписанию актов возложена на нас…

Власти Черемхова также считают существующую норму ничем не мотивированной попыткой переложить ответственность на муниципалитеты. Позицию Черемхова, Ангарска и Свирска поддержали представители Иркутска, Усолья-Сибирского. 

Между тем волноваться мэров заставляет и тот факт, что региональная программа капремонта пока не выполняется. При этом в ней, в отличие от предыдущих лет, когда ремонт шёл в рамках ФЗ № 185 и деятельность курировалась на уровне федерации, доля софинансирования со стороны населения гораздо выше. И здесь у местных властей возникают резонные опасения: возможно, придётся отвечать перед избирателями за их деньги, поступающие с 1 сентября 2014 года в качестве взносов на капремонт, который, однако же, пока так и не начался. «У людей возникает недоверие, вопросы – куда эти деньги идут? Для чего собираются? Ответить нам нечего», – говорят чиновники из администрации Черемхова. В итоге энтузиазм населения пропадает: чем дольше откладывается капремонт, тем меньше взносов собирается. Из практики прошлых лет, когда территории самостоятельно занимались капремонтом в рамках ФЗ №185, подрядчиков они выбирали оперативно, чтобы не упустить сезон и закончить мероприятия до начала холодов.

Тем временем охота платить за кап-ремонт отпала не только у населения. Муниципалитеты тоже обязаны делать взносы на капремонт, но делают это нерегулярно даже так называемые пилотные территории, которые в капремонт включились с 2008 года. Те же представители черемховской администрации признались – они сами в 2015 году ещё не сдали ни одного взноса на капремонт. Выкраивать деньги из без того «сложного бюджета» они не видят смысла: «В 2014 году удалось насобирать 7,5 млн рублей, сегодня деньги просто лежат без движения». «Несмотря на высокий дефицит бюджета, мы выделяли деньги, но суммы эти заморожены и не работают», – поддерживает Свирск.

Но министерство ЖКХ Иркутской области и региональный оператор опасения мэров не разделяют. Даже если не всё идёт по плану, это не означает, что сам план в итоге не удастся реализовать, убеждают региональные чиновники. «Шесть договоров с подрядчиками заключено. В трёх муниципалитетах работы начинаются. Да, не в начале сезона, не с 20 мая вышли на работы, а немного позже. Но крыши в домах, например, можно и зимой делать, а до начала отопительного сезона надо успеть отремонтировать инженерные системы», – говорят руководители Фонда.

– Всегда есть возможность не принимать объект, если он вас не устраивает, – подсказал мэрам министр ЖКХ Иркутской области Иван Носков.

– Есть ещё такой инструмент – можно штрафовать подрядчиков за невыполнение работ в срок. Фонд уже принял решение направлять вам копии договоров с подрядными организациями, где прописан график мероприятий. Поэтому вы сможете следить за ним. Если же местную власть не будут пускать с проверками на объект, то обращайтесь к нам – будем разбираться, – дал совет Микуляк.

Реплика всё равно прозвучала неубедительно для мэров и глав. Подписывать акты о выполненных работах в многоквартирных домах они готовы лишь при определённых условиях. В частности, выходом из сложившейся ситуации, по мнению представителей городских администраций, может стать передача полномочий технического заказчика от Фонда муниципалитетам. «Мы не претендуем на отбор подрядчиков – пусть это делает региональный Фонд. Так всегда и было в рамках ФЗ №185. Зато города готовы самостоятельно формировать краткосрочный план, предлагать первоочередные объекты и вести эти проекты до конца – до подписания актов», – говорят ангарчане. Свои аргументы за передачу полномочий технического заказчика привели и власти Свирска: участие в федеральной программе капремонта позволило территориям накопить за семь прошедших лет большой опыт – по процедурам оформления смет, документов по подрядным организациям, по исполнению работ и отчётности за неё. «Нас всех неоднократно проверял Фонд поддержки реформы ЖКХ, прокуратура. И мы получили положительные оценки», – сообщил Орноев.

Депутат от Усолья Александр Стародубцев, возглавляющий местную УК «УсольеЖилсервис», заметил, что муниципалитетам надо будет передать функции Стройнадзора, чтобы они смогли осуществлять контроль за подрядчиками. У территорий для этого есть ГУПСы, лицензии на осуществление строительного надзора, говорит Стародубцев.

Предложение муниципалитетов вы­звало бурные эмоции у министра ЖКХ и руководителя Фонда – расставаться с полномочиями по размещению заказов на капремонт в их планы не входило. «Какие ещё вам нужны полномочия? Чего вам ещё не хватает?!» – удивился Микуляк. «У меня есть очень положительный опыт, когда работа ведётся именно так – функции заказчика и того, кто принимает работы, разделены», – объяснил Иван Носков, но не конкретизировал, о каком именно опыте идёт речь. Правда, как выяснилось, и в самой Ассоциации согласия по спорному вопросу о полномочиях нет. Киренский район, к примеру, не готов принимать роль технического заказчика – территория никогда не занималась подобными проектами по капремонту, и поэтому не имеет ни опыта, ни специалистов.

Назревающий конфликт попробовал урегулировать мэр Свирска, заметив, что территории не пытаются «устроить революцию», а лишь хотят «подставить плечо»: «Мы каждый день с жителями общаемся, в отличие от Фонда, поэтому задаём вопросы не просто так. А Фонд создан, чтобы слышать территории и помогать им, а не сам ради себя».

Но истине в этом споре родиться не удалось. Ирина Гладышева, замдиректора Фонда, пояснила – о передаче полномочий технического заказчика муниципалитетам сейчас говорить преждевременно. Сначала потребуется внести соответствующие изменения в областной закон «О капитальном ремонте», который ещё должны поддержать и принять депутаты Заксобрания. А если такая норма когда-нибудь будет установлена в региональном законе, то получат полномочия только те муниципалитеты, которые сами проявят инициативу, пояснила эксперт.

Такой поворот событий неожиданным для Ангарска, Иркутска, Свирска и Черемхова не стал. Они планируют подготовить свои предложения к региональному закону и от лица Ассоциации муниципальных образований направить их в Фонд капремонта. Среди прочих предложений, которые будут включены в обращение, – создание нормативной базы, регулирующей отношения между собственником, Фондом и муниципалитетом. «Сегодня вместо этого только общие фразы», – заметили представители городов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры