издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«На всё есть объяснение»

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Экономика Иркутской области движется вперёд по инерционно-инновационному сценарию. Такой интересный вывод сделали в министерстве экономического развития региона, проанализировав исполнение Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011–2015 годы. В преддверии очередной сессии депутаты Законодательного Собрания изучали отчёт министерства о достижениях и провалах программы. Последних, похоже, оказалось больше.

Программа социально-экономического развития на 2011–2015 годы была принята в Приангарье в 2010 году. Власти региона планировали его будущее с оптимизмом: из трёх сценариев в качестве целевого был выбран инновационный, «опирающийся на наиболее полное использование конкурентных преимуществ местной экономики». Кроме него в документе рассматривались инерционный (продолжение сложившихся тенденций социально-экономического развития) и энергосырьевой («новая индустриализация») пути. Программа, по словам занимавшей тогда пост председателя Законодательного Собрания Людмилы Берлиной, была призвана «ответить на вопросы бизнес-сообщества, в том числе малого бизнеса, как мы будем развиваться». Документу осталось работать полгода, и сейчас уже можно сделать вывод: ответ получился неоднозначным. 

Основных целей у программы четыре, напомнила и.о. заместителя министра экономического развития региона Оксана Тетерина, выступая на комитетах Заксобрания: повысить качество человеческого капитала, создать условия для экономического роста, обеспечить развитие инфраструктуры, повысить устойчивость системы госуправления. Их достижение оценивается по 142 показателям, 44% из них выполнены или перевыполнены по инновационному варианту, 11% – выполнены либо перевыполнены по инерционному. В 37% область не дотянула даже до инерционного варианта. «В целом программа реали­зуется по смешанному варианту – инвестиционно-инерционному», – резюмировала Оксана Тетерина. 

Хуже всего дело обстоит с выполнением показателей социальной политики, особенно в здравоохранении и образовании, – по 18 результат не соответствует даже инерционному варианту. Такая же история с 15 экономическими показателями (подвели ЖКХ и строительство). 

Существенно отстаёт от программы инфраструктурное развитие. Достичь «инфраструктурные» цели программы на практике – задача трудная, если не невозможная. «У нас 39% дорог соответствуют требованиям, а сколько денег надо на это? – поинтересовался на заседании комитета депутат Геннадий Нестерович. – Коммунальная инфраструктура на 41% требует замены. Это сколько бюджетов области надо, чтобы привести её в порядок?» Только на одно жилищно-коммунальное хозяйство, по оценочным данным, потребовалось бы около трети бюджета, ответила Оксана Тетерина. Бюджет, более 70% расходов которого социальные, не позволяет такой роскоши. «И здесь ещё нас, наверное, подкосили «майские указы» по заработной плате и переселению из ветхого и аварийного жилья», – призналась замминистра. Здесь область даже перевыполнила все свои планы: среднемесячная зарплата в регионе по итогам прошлого года составила 31,4 тыс. рублей, введено в строй 35 детских садов, ликвидировано 103 тыс. кв. м аварийного жилья – более 18% от общего объёма, в новые квартиры переселились 6400 человек. 

Несмотря на эти усилия, за прошедшие годы область не смогла добиться повышения качества человеческого потенциала – одной из основных целей программы. «В 2010 году мы планировали, что как минимум 2,5 миллиона жителей на территории области сохранятся, но с 2012 года нам этой задачи достигнуть не удалось», – констатировала Тетерина. Население региона продолжает уменьшаться. За прошлый год Приангарье покинули более 70 тыс. человек, а приехали более 63 тыс. Согласно отчёту правительства, миграционный отток из региона не только не снизился, а если говорить о молодёжи, то и вовсе увеличился. Смерт­ность людей трудоспособного возраста и младенческая остались выше плановых показателей, выросла печальная статистика по сер­-

дечно-сосудистым заболеваниям и онкологии. Следует отметить, что снизить материнскую смертность и долю летальных исходов при туберкулёзе всё же удалось. 

На этом фоне и экономические показатели оставляют желать лучшего. Инвестиции в основной капитал за прошлый год сократились на 7,1% в сравнении с 2013-м, экспорт (в денежном выражении) упал на 18,2%, а импорт вырос на 37,6%. 

Однако есть и хорошее: по абсолютному объёму инвестиций в 2014 году Приангарье занимает второе место в СФО после Красноярского края, по показателю на душу населения – четвёртое, уступая тому же Красноярскому краю, Томской и Кемеровской областям. «Благодаря системной работе по повышению инвестиционной привлекательности территорий позитивная динамика инвестиций на душу населения отмечена в 40% муниципалитетов области, – сообщил и.о. замминистра экономического развития области Максим Абрамов. – Таких результатов удалось достигнуть благодаря эффективной работе правительства, предоставлению региональных мер поддержки инвестиционных проектов, в том числе налоговых преференций». О состоянии региональной экономики свидетельствует её отдача в федеральный бюджет, отмечает чиновник: в 2014 году на каждый рубль федеральных бюджетных трансфертов области удалось мобилизовать 6,7 рубля налогов и занять 18-е место по России. «А с учётом таможенных и лесных платежей налоговая отдача составила 17,5 рубля доходов федерального бюджета на рубль межбюджетных трансфертов. Ещё в 2010 году по данному показателю область была убыточной для федерального бюджета», – напомнил Максим Абрамов.

Тем не менее роста двух главных показателей состояния экономики – ВРП и индекса промпроизводства – области не хватило и до инерционного сценария. По плану валовый региональный продукт должен был увеличиться на 3,5–5%, однако прибавил только 1,9% и составил более 830 млрд рублей. На вопрос депутата Александра Вепрева, за счёт чего вырос ВРП – увеличилась ли производительность труда, появились ли новые предприятия или индекс отражает инфляционные процессы и рост цен, – Максим Абрамов однозначно не ответил, но обещал подготовиться к сессии, где будет рассматриваться отчёт правительства о выполнении программы. 

Промпроизводство попало в золотую середину между инерционным и инвестиционным вариантом – индекс, основной движущей силой которого остаётся добыча углеводородов, поднялся на 3%. Наибольший вклад в ВРП внесли: добывающие предприятия – 142 млрд рублей, обрабатывающие производства заработали более 117 млрд, транспорт и связь – более 143 млрд. Однако депутаты попросили представителей минэкономразвития подготовить информацию не только о денежных, но и о физических объёмах производства, поскольку сегодня это более объективный показатель. 

Не особенно радуют и бюджетные маркеры: динамика роста доходов отстаёт от планов, зато объём госдолга, напротив, их сильно опережает. 

Цели программы не корректировались с 2010 года, а внешние условия изменились, объясняют в мин­экономразвития. «Иметь результаты 2011-2012 годов в принципе невозможно, – говорит Оксана Тете­рина. – В целом положительная динамика есть. На всё есть объяснение». 

Какой объём средств истрачен на выполнение программы за прошлый год, в отчёте правительства не говорится. Однако известно, что всего на развитие области за пять лет планировалось направить почти 518 млрд рублей. Причём основная часть денег – 429,2 млрд – должна была поступить из внебюджетных источников (это собственные средства компаний, привлечённые инвестиции), вклад федеральной казны оценивался в 40,9 млрд рублей, областной – в 38,7 млрд, местных бюджетов – в 8,9 млрд. 

Основные инвестиции были запланированы на 2011–2013 годы, а на 2014 и 2015 годы по программе осталось 70 млрд и 60,3 млрд рублей соответственно. 

Что делать дальше и как область всё-таки будет (или не будет) достигать поставленных высоких целей – такой вопрос задал депутат Александр Вепрев, – представители мин­экономразвития не ответили. Впрочем, в своём докладе Максим Абрамов упомянул, что в правительстве рассчитывают на развитие высокотехнологичных отраслей, диверсификацию экономики и импортозамещение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры