издательская группа
Восточно-Сибирская правда

По пластиковому счёту

В Иркутской области с начала года количество пластиковых банковских карт за первое полугодие увеличилось на 3,8% – в основном люди приобретают расчётные карты. А спрос на кредитки, по данным Центробанка, у жителей региона упал – число используемых кредитных карт за этот период уменьшилось на 4,6 %. Количество банкоматов и электронных терминалов тоже пошло на убыль – на 293 и 840 устройств соответственно.

Полторы карты на одного жителя

По данным Центробанка, на 1 июля 2015 года количество платёжных карт, выпущенных филиалами кредитных организаций на территории Иркутской области, превысило  3,8 млн и выросло за первое полугодие на 3,8%. В среднем на одного жителя области приходится 1,58 карты.

«В течение первого полугодия 2015 года активно использовались 2,4 миллиона карт. С 58 до 63% увеличилась доля таких карт за это время. 85% выпущенных в регионе карт являются расчётными (дебетовыми), значительная их часть распространяется в рамках зарплатных проектов, а также в виде социальных карт», – сообщает управляющий отделением по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации Сергей Андреев.

Лидером по выпуску пластиковых карт остаётся Сбербанк. В регионе сейчас насчитывается 2203 тыс. действующих банковских карт Сбербанка всех видов, из них неактивных карт около 10%. В Иркутской области всего 1830 тыс. действующих некредитных банковских карт Сбербанка, из них 634 тыс. зарплатных, 503 тыс. социальных банковских, 693 тыс. личных карт. По данным пресс-службы Байкальского банка Сбербанка, без учёта карт перевыпуска прирост новых карт с начала 2015 года составил более 243 тыс. 

Не так широко представленные в регионе банки тоже говорят о приросте выпуска банковских карт. Так, у клиентов Райффайзенбанка в Иркутской области, по данным на 1 июля, в пользовании находилось 11 698 карт, из них 7744 в Иркутске, утверждает директор регионального центра «Сибирский» АО «Райффайзенбанк» Анна Тихонова. Доля активных пользователей карт в 2014 году была практически такая же, как и в 2015 году, при этом количество карт за 2015 год выросло на 10%.

Одновременно в первом полугодии 2015 года Центробанк отмечает снижение количества используемых кредитных карт в регионе на 4,6%. На 1 июля 2015 года жители Иркутской области использовали 553,5 тыс. кредитных карт.

Сокращение рынка кредитных карт характерно не только для нашего региона, тенденцию наблюдают по всей стране. По отчётам Национального бюро кредитных историй, масштабы падения рынка розничного кредитования во втором квартале 2015 года снизились относительно первого квартала. Тогда финансовые организации сократили выдачу кредитов населению практически вдвое по сравнению с октябрём–декабрём прошлого года. В сегменте кредитных карт снижение количества выданных в годовом исчислении карт составило 50,53% , а в январе–марте 2015 года – 57,7%. Вместе с этим, согласно отчётам Национального бюро кредитных историй, наметилось улучшение качества действующих кредитов. 

Кредитные карты по-прежнему остаются одним из самых удобных средств получения банковских займов, признают наши собеседники. Многие иркутяне продолжают пользоваться полученными ранее картами. Сорокалетняя иркутянка Наталья рассказывает, что вспомнила о существовании выданной ранее кредитной карты как раз в нынешнем году, когда на предприятии, где она работает, задержали заработную плату. «Беспроцентный период пользования кредитными средствами помог пережить неприятное время безденежья с минимальными издержками, – заметила женщина. – Хотя в целом в этом году я стала осторожнее расходовать средства, в том числе и при безналичных расчётах дебетовой картой». 

Банки, имеющие офисы в Иркутской области, несмотря на данные Центробанка о снижении количества используемых кредиток, отмечают прирост выпуска таких карт. К примеру, на начало сентября портфель кредитных карт ВТБ24 в Иркутской области составил 58,14 тыс.  (с овердрафтом и без него). Размер портфеля средств на кредитных картах равен 2,6 млрд рублей. На начало года банк выпустил 45,16 тыс. кредиток, а размер портфеля на указанную дату составил 1,9 млрд рублей, отметил управляющий ВТБ24 в Иркутске Владимир Чернышев. Таким образом, за восемь месяцев текущего года портфель карт вырос на 12,98 тыс. карт и на сумму 650 млн рублей.

В пресс-центре Байкальского банка Сбербанка сообщили, что всего в регионе насчитывается более 373 тыс. действующих кредитных карт. При этом в течение года банком эмитировано 65,47 тыс. новых кредитных банковских карт. В Альфа-Банке 24 164 клиента пользуются кредитными картами, прирост в течение восьми месяцев составил 1,1 тыс. карт. В Сибирском филиале Райффайзенбанка точные цифры не называют, но говорят об увеличении количества кредитных карт в течение первого полугодия на 13%.

Александра, менеджер среднего звена крупной компании, в разговоре с «Конкурентом» заметила, что в этом году начала интенсивнее пользоваться кредитной картой. «Мы поняли, что реальные проценты по потребительскому кредиту превышают стоимость использования средств с кредитной карты, поэтому часть сделки по приобретению земельного участка предпочла оплатить кредиткой», – рассказала она. Сегодня пользователи кредитных карт даже находят способы бесплатного «обналичивания» средств с кредиток, оплачивая коллективные покупки в интернет-магазинах или совместные обеды и получая в качестве расчётов внутри группы наличные. 

Аптека со встроенным банкоматом

Интересна статистика по числу банкоматов и электронных терминалов в Иркутской области – количество таких устройств идёт на убыль. Так, по сведениям Центробанка, 1 января 2015 года в регионе насчитывалось 3842 банкомата, а 1 августа – 3549. В начале года в области было 36 046 электронных терминалов, а к августу стало 35 206.

При этом наши спикеры говорят об увеличении количества банкоматов их банковских сетей. К примеру, в конце 2014 года в области насчитывалось 349 банкоматов ВТБ, а на текущий момент их 390. В декабре 2014 года в регионе было 87 банкоматов Альфа-Банка и 187 устройств партнёрской сети, в которых держатели пластиковых карт могут снимать наличные без взимания процентов за обслуживание. Сейчас в Иркутской области 88 банкоматов Альфа-Банка и 221 банкомат партнёрской сети.

Безусловный лидер по количеству банкоматов – Сбербанк. Число банкоматов без учёта устройств самообслуживания в регионе составляет 1177 штук. При этом в офисах банка размещено 450 устройств, остальные в торговых центрах, на территориях предприятий-участников зарплатных проектов, в супермаркетах, в остановочных павильонах и отдельно стоящих модулях. 

При выборе мест локации банкоматов, как правило, учитываются потребности клиентов, проходимость объекта, безопасность и экономическая целесообразность. В ряде случаев банки могут установить устройства по просьбе граждан. В сентябре Сбербанк установил четыре устройства в отдалённых районах Иркутска, отметили в пресс-службе. ВТБ24 по просьбе клиентов в 2014 и 2015 годах в Иркутске и других населённых пунктах области установил всего три банкомата. «Кажется, что количество откликов на просьбы клиента невысоко, но это лишь потому, что ВТБ24 самостоятельно анализирует рынок и потребности клиентов по размещению банкоматов», – прокомментировал управляющий ВТБ24 в Иркутске Владимир Чернышев.

Однако иногда случается, что иркутяне недосчитываются терминалов в ставших уже привычными местах. Перемещение банкомата не всегда связано просто с желанием банка. «В большинстве случаев перемещаемое устройство, установленное в той или иной точке, является неэффективным. Это значит, что через устройство проводится менее 3500 операций в месяц», – сообщили в Байкальском банке Сбербанка. Переносы банкоматов ВТБ24 связаны с возможностью установить их в том же районе, но в месте с более расширенным графиком доступа или в более безопасном с точки зрения обслуживания месте. Бывают случаи, когда собственники помещений закрывают бизнес и сохранение банкомата на старых площадях становится невозможным.

В Альфа-Банке почти все перемещения банкоматов связаны с просьбами клиентов. «В 2014 году мы перемещали технику около 40 раз, а в 2015 году – 22 раза. Связано это с тем, что в 2015 году мы более эффективно распределяем ресурсы банкоматной сети. Соответственно смогли уменьшить этот показатель. Мы постоянно следим за транзакционной активностью наших банкоматов и при снижении значений этого показателя анализируем все возможные влияющие факторы. Например, при объединении банкоматных сетей с новым банком-партнёром некоторые устройства оказываются в одной точке. В этом случае вместе с партнёром мы переносим тот или иной банкомат для обеспечения эффективности и легкодоступности, – комментируют в пресс-службе банка. – Прежде чем переместить банкомат, мы собираем мнение экспертов, создаём социально-экономическую модель новой точки и на её основании просчитываем последствия такого перемещения с учётом меняющихся внешних факторов».

Хотя банки стремятся угодить клиентам и обеспечить их банкоматами и терминалами в шаговой доступности, в Иркутской области существуют места, где банкоматов нет совсем. В редакцию обратилось много читателей, которые жаловались на отсутствие банкоматов на острове Ольхон и в районе Малого Моря, где летом проводят отпуска как жители региона, так и другие российские и зарубежные туристы. 

«Летом мы с подругой отдыхали на Ольхоне. У неё закончились деньги, и она попросила родителей перевести ей средства на карточку. Деньги поступили, но их негде было снять – на острове отсутствуют банкоматы, – рассказывает студент­ка одного из иркутских вузов Юлия. – Другие отдыхающие рассказали нам, что выход есть – деньги можно получить в аптеке». Как оказалось, сотрудники местной аптеки приноровились выполнять функцию банкомата. В аптеке есть устройство для безналичного расчёта. На него с карты люди переводят сумму, которую хотят снять, отчисляя при этом 5% на аптечный счёт. Последовав совету знающих туристов, Юлия с подругой обратились в аптеку и сняли необходимую сумму.

Размещение банкоматов на Ольхоне и в районе Малого Моря пока не планируется. Дело в том, что для установки устройств самообслуживания необходима охрана и связь. «Связь нужна, чтобы соблюдались требования безопасности – время реагирования сотрудников охранного агентства на чрезвычайную ситуацию не должно превышать 15 минут. Связь необходима для качественной работы устройства. Поэтому ещё одно условие установки – хороший сигнал сотового оператора или проводная телефонная линия», – пояснили в Байкальском банке Сбербанка. В районе Малого Моря и на острове Ольхон нет охранного агентства, и в связи с этим установка затруднена.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры