издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Из бутылки в гранулу

«СЭ» побывал на единственной в Иркутске площадке по переработке пластика

Пока сибиряки далеки от того, чтобы волноваться по поводу проблем экологии и сортировки отходов – таков неутешительный вывод по итогам недавней акции по сбору мусора и бумаги, прошедшей в Иркутске. Всего с 13 контейнеров, каждый из которых вмещает около полуцентнера пластиковых отходов, было собрано от 50 до 125 килограммов вторсырья. При этом многие жители города утверждают: они были бы рады сортировать отходы при условии, что избавиться от них будет проще, чем сейчас. Какие перспективы ждут отрасль переработки выброшенного пластика, выяснял «Сибирский энергетик».

Сегодня в Иркутске работает лишь одна площадка по первичной переработке пластиковых отходов. Филиал екатеринбургской фирмы ООО «ЭКО-процессинг» расположен на задворках города в районе подъезда к посёлку Истра. Там в гаражах бывшей автобазы пластиковый мусор проходит первую стадию переработки – измельчение. В таком виде он будет отправлен в Екатеринбург, где пройдёт этап промывки,  сортировки на разные виды, а затем будет переработан в гранулы. Из них уже потом и будут созданы продукты вторпереработки. 

– Речь идёт не только о полностью пластиковых предметах, – говорит представитель «ЭКО-процессинга» в Иркутске Иван Скляров. – Из гранул, например, тянут нить, которая используется во всех синтетических тканях. Получается, что в любой вещи с добавлением искусственных волокон  есть составляющие ПЭТ-бутылки. 

«Наши люди странные»

«У нас пока нет крупных переработчиков, готовых принимать вторсырьё в промышленных масштабах, – подтверждает Скляров. –  Есть один частник в Ангарске, но он работает для собственных нужд и не заинтересован организовывать сбор пластика в объёмах больших, чем ему необходимо на производство строп-ленты». Так оказалось, что «ЭКО-процессинг» – единственное предприятие, которое готово принимать пластиковые отходы в любом количестве.

Найти тех, кто согласен отдавать предприятию свой мусор, оказалось не так просто. Сейчас одними из не­многих поставщиков пластика для компании, чья местная площадка  потенциально может принять около 200 тонн пластиковых отходов в месяц, оказались иркутский и ангарский мусорные полигоны. Однако и они пока не могут организовать постоянные поставки.

 «На ангарском полигоне из-за временного отъезда бригады в Узбекистан пока поставки прекратились, вроде бы скоро рабочие должны вернуться, и тогда поставки возобновятся, – рассказывает Скляров. – Когда работает один полигон, к нам на переработку попадает около тонны пластика в день. Хотя потенциал того же иркутского полигона куда выше – ежесуточно они могут присылать около трёх тонн, примерно 100 тонн отходов в месяц». 

«ЭКО-процессинг» не только покупает у полигонов мусор, но и перевозку вторсырья от места сортировки на свою промплощадку осуществляет самостоятельно. Однако заинтересованности у владельцев полигонов к расширению сотрудничества в компании не видят. «Исходя из потенциала поставок и нашего расчёта – мы готовы покупать пластик по цене до 15 рублей за килограмм –  они могут делать около 1,5 млн рублей в год практически из ничего, – отмечает собеседник «СЭ». – Но мотивации у людей нет абсолютно никакой. Сейчас из 200 тонн, которые можем переработать в месяц, мы дробим около 60 – это поставки полигонов и местных заводов по розливу напитков, использующих пластиковую тару. Часто поставщиками становятся транс­портные компании, у которых скапливается обёрточная лента и картон».

Человеческий фактор

Принимать пластиковые отходы «ЭКО-процессинг» готов у всех желающих независимо от объёмов, говорит Иван Скляров

Не особо заинтересовано в том, чтобы отдавать мусор на переработку,  и население. Многие горожане годами собирают дома бутылки, чтобы потом вынести их на мусорку. В немногих иркутских дворах стоят сегодня  контейнеры, куда можно сбрасывать одно­временно пластик, стекло и жестяную тару. Принадлежат они одному из местных предпринимателей, который занимается не переработкой, а скупкой и перепродажей таких отходов. «Занимается он в основном стеклом, а сбор пластика для него скорее побочный бизнес. Всё потому, что иркутяне не приучены к тому, что в бак для стекла можно выкидывать только стеклянные банки и бутылки, туда скидывают и пластик, и остальные отходы». Подтвердила это мнение и акция, проведённая городской администрацией в сотрудничестве с «ЭКО-процессингом» в октябре. Тогда из 13 контейнеров, расставленных в Иркутске, по подсчётам компании, насобирать удалось лишь 50 килограммов пластика. При этом вместе с пластиком вынимать из них пришлось и обычные бытовые отходы. 

– Конечно, с одной стороны, людей нужно воспитывать, – размышляет Иван Скляров. – Но, с другой стороны, им нужны условия для того, чтобы заниматься сортировкой мусора: нужно сделать так, чтобы от него было легко избавиться, а каждый житель знал, где находится площадка для селективного сбора отходов, а если не знает, то мог легко её найти. 

Сейчас в сотрудничестве с мэрией «ЭКО-процессинг» расставил в 27 школах Иркутска контейнеры для сборки мусора, но эффект пока тоже скорее нулевой, признают в компании. «Буквально день назад мы проехали по пяти школам – всего удалось собрать не более 100 кг пластика. Хотя есть, например, вторая гимназия – они передовики, за раз у них мы можем собрать до 90 кг». Несмотря на это, в ближайшем будущем число школ с контейнерами для сбора пластика планируется увеличить – тогда пункты сбора пластика появятся во всех средних учебных заведениях Иркутска. «Это будут прозрачные контейнеры объёмом от одного до полутора кубометров, чтобы людям было видно,  для чего он нужен. Кроме школ по заявкам мы готовы установить их в детских садах и на мусорных площадках. В процессе этой работы станет понятно, будем ли мы работать с управляющими компаниями и ТСЖ – хотя мы надеемся на их сотрудничество».

Налаживать контакт с коммунальщиками переработчики готовы и прямо сейчас, не дожидаясь будущего года. «Насколько я понимаю,  люди платят за услугу вывоза мусора, – говорит собеседник «СЭ». – Получается, что им должно быть выгодно, если определённую долю мусора они будут  скидывать  в контейнер, который я буду вывозить самостоятельно. Это уже не говоря о том, что все люди должны думать об экологии. По идее, коммерческий интерес должен восторжествовать – но случится ли это, я не понимаю».

Готовы принять всё

В таком мешке помещается лишь 20 кг пластика – микроскопическая часть ежедневных поставок

Для приёмки пластика у «ЭКО-процесснига» нет особых требований, даже мыть тару необязательно – нужно лишь выпустить из ёмкостей воздух. «Это мы просим для того, чтобы они занимали меньший объём. Что касается мытья пластика, то этого делать не нужно – этап промывки он пройдёт в Екатеринбурге», – сказал Иван Скляров. 

Также переработчики просят смотреть за тем, чтобы внутри ёмкостей выдува и плёнки, которую они принимают на переработку, не было металла. Железный болт или подшипник может застрять в дробилке, испортив установку. «Чтобы этого избежать, внутри аппарата мы установили магнитную оболочку, – говорят на производстве. – Но всё равно какой-нибудь гвоздик может попасть».

Несмотря на то что екатеринбургская компания специализируется в основном на ПЭТ-пластике, они готовы принять все виды полимеров, включая те, которые не подходят для производства на екатеринбургском заводе. «Если даже для нас принесённый людьми пластик  непригоден, мы завели партнёров, которые  смогут его переработать. Это люди в Ангарске, Красноярске, Улан-Удэ, – перечисляет Иван Скляров. –  Ангарск  – вообще яркий пример, небольшой город, но по производству лучше Иркутска раз в 10, там есть целые производственные склады, где занимаются переработкой вторсырья начиная от пакетов и заканчивая подошвами обу­ви». 

Тем не менее даже там, где процесс переработки поставлен на широкую ногу, всё может оказаться под угрозой, признают специалисты.

– В Екатеринбурге столкнулись с проблемой. На первый взгляд она смешная, но на самом деле очень серьёзная. Дело в том, что пластик разных видов, пригодный и непригодный для переработки, отделяется в процессе промывки. Частицы непригодного пластика всплывают. Но есть полистерол, вторичная продукция, которая так же оседает на дне, как и пригодные для переработки виды пластика. Так вот один новосибирский производитель в стремлении сэкономить начал делать кольца, крышки и ручки для пивных бутылей из полистерола, а потом отправлять его на переработку. В итоге смешанный пластик в гранулах начали отправлять производителям вторичной продукции, а они начали возвращать обратно бракованные партии. Вот эта мелочь под угрозу поставила всю переработку ПЭТ-пластика, – отмечает Скляров.  

Правда, в большинстве случаев крест на перспективах переработки ставит отнюдь не технологический процесс, а банальная глупость и жадность. «Конечно, нужно, чтобы у каждого была возможность селективного сбора отходов, но нужно сделать так, чтобы от них можно было избавиться окончательно, – говорит собеседник «СЭ». –  В Улан-Удэ была курьёзная ситуация: у них на остановках и в общественных местах поставили чуть ли не евроконтейнеры, очень дорогие, для пластика… Но в итоге оказалось, что весь собранный отсортированный мусор вывозился на свалку, где и смешивался с остальными отходами. Люди об этом узнали, и, конечно,  поинтересовались, зачем тогда проявлять заботу?»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры