издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Успеть помочь

В Иркутской области в 2015 году зафиксировано 28 случаев суицида среди несовершеннолетних

По данным Следственного комитета Иркутской области, попытки несовершеннолетними свести счёты с жизнью имеют регулярность: раз в три дня. С 1 января по 27 октября в регионе совершено 28 законченных и 50 попыток детских суицидов. Группу риска составляют подростки 14–17 лет.

 «Попытка 1: нанесла себе резаную рану левого предплечья. Причина: ссора с мамой. Работа: мед. помощь, психиатр, комиссия по делам несовершеннолетних, опека, СОШ. За год 3 попытки покончить с собой. Состоит на учёте  в психоневрологическом диспансере. Под контролем, продолжается сопровождение несовершеннолетней, т.к. девочка периодически привлекает к себе внимание, манипулируя взрослыми, имитируя попытки  суицида», – страшные строки работники Службы межведомственного взаимодействия и психологической службы ОГАОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (далее – Центр сопровождения) набирают ежедневно. Такая работа. Каждый случай фиксируется. Здесь работают психологи, имеющие непосредственное отношение к детям, совершившим попытку суицида, и их семьям. Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы – предвестники.

– Не застрахован никто, – рассказывает Людмила Левина, руководитель психологической службы Центра сопровождения. – Нет семьи, о которой с абсолютной уверенностью можно говорить: «Здесь ребёнок никогда не совершит суицид». Психика подвижна у каждого ребёнка, в особенности у подростка. Ключевую роль в успешном переживании пубертатного периода играет семья. Несовершеннолетний принимает окончательное решение уйти из жизни именно тогда, когда он оказывается не принят в семье, не понят родителями. Мы привыкли говорить ребёнку фразу: «Нашёл из-за чего переживать, у тебя таких мальчиков/девочек ещё 10 будет», а у ребёнка настоящая трагедия. У нас был случай: ребёнок совершил уже повторную попытку суицида, а мать даже на второй раз не воспринимала эти явления всерьёз. Мол, всё это понарошку, подумаешь. А на самом деле на кону жизнь. Всё более чем серьёзно. Ребёнка нужно выслушать и понять его боль. Нужно помнить: несерьёзных проблем для подростка не существует. Любая крохотная неурядица может перерасти в причину суицида.

По данным Центра сопровождения, статистика причин детского суицида за последние три года (начиная с 2013-го) выглядит так. Семейные конфликты (физическое, эмоциональное или сексуальное насилие со стороны членов семьи, развод, смерть одного из родителей, эмоциональное отвержение подростка членами семьи) –  49,4%, любовно-сексуальные конфликты (неразделённая любовь, нежелательная беременность, заражение венерическим заболеванием) – 21,2%, конфликты со сверстниками (жестокие отношения в подростковых группах, оскорбление и насмешки со стороны сверстников, угрозы и вымогательство со стороны сверстников) – 18,5%, криминальные конфликты (боязнь уголовного наказания, положение жертвы криминальных действий, принуждение подростка к криминальным действиям) – 4,9%, школьные конфликты (жестокое отношение со стороны преподавателей, публичное унижение подростка преподавателем, конфликты на почве плохой успеваемости (ЕГЭ) или нарушения дисциплины подростком) – 3,6%, состояние здоровья (постановка диагноза психического заболевания, тяжёлые соматические заболевания, реальный или мнимый дефект внешности) – 2,4%. 

Специалисты также отмечают, что суицид в Иркутской области молодеет. Так, за последние три года стали совершаться случаи добровольного ухода из жизни детьми 9-10 лет (по 2,3 %). Напротив, наибольшее количество суицидов пришлось на 16-летних детей – 38,5%. В остальном процентное соотношение по возрасту следующее: 17 лет – 26,1%; 15 лет – 7,1%; 14 лет – 19,1%; 13 лет – 2,3%; 12 лет – 2,3%.

– Каждый человек, вынашивающий решение покинуть этот мир, обязательно сообщит о своём намерении окружающим, – продолжает Людмила Левина. – Сообщение это может быть выражено разными способами, например, прямыми фразами: «Я не хочу жить», «Мне очень тяжело здесь, хочу умереть», «На том свете всё будет проще». Любая подобная фраза из уст подростка должна заставить родителей моментально среагировать. Все эти слова – не миф и не пустые жалобы. Подросток напрямую говорит, что не справляется сам, кричит: «Помоги мне! Заметь!» Если не справляетесь сами – отправляйтесь вместе к психологу.   

Тут же в списке детских суицидов мы находим пример: «Попытка демонстративная, н/л, стоя на крыше, звонила знакомым и говорила, что хочет покончить с собой. Причина: неразделённая любовь». Эту девочку услышали и её успели спасти. Таких, как она, спасённых, в Иркутской области в 2013 году оказалось 38, в 2014 – 87, а в 2015 уже 50 человек. Но так происходит не со всеми. В 2013 году не смогли вовремя услышать крик о помощи и потеряли 32 детских жизни. В 2014-м – 28. Эта же цифра, по данным Центра сопровождения на 27 октября, уже зарегистрирована в 2015-м.  

Именно в Центр сопровождения сообщают обо всех случаях детских суицидов по Иркутской области. Здесь анализируют каждое конкретное дело начиная от звонка родителей, учителей или передачи данных Следственным комитетом после попытки или совершения суицида и заканчивая выходом ребёнка (в случае попыток самоубийства) из группы риска. Главная задача Центра в случае попытки суицида – организовать ребёнку полное сопровождение (последующую работу с психологом, родителями, учителем), установить верную причину этой попытки и не дать беде повториться.   

– Каждый случай индивидуален, – говорит о своей работе директор Центра Валентина Михайлов. – На реабилитацию ребёнка после попытки суицида уходит от года до нескольких лет. Если случай связан с психиатрией, то иногда человек наблюдается пожизненно. Прежде всего мы должны помнить, что перед нами не просто подросток, а раненая душа. И относиться к ней нужно соответствующе. Иногда только на то, чтобы выслушать человека, уходит 5-6 часов. 

Далеко не все идут на такую работу. На сегодняшний день Иркутская область имеет большой дефицит квалифицированных кадров. Психологов выпускается много, в школу же идут работать единицы. Очень много школ, особенно на периферии,  где вообще нет психолога. Такая же ситуация и с профильными учителями, которые участвуют в жизни подростков далеко не косвенно. Педагогам просто необходимо знать о суицидах больше, уметь правильно себя вести, не провоцировать ученика. В Министерстве образования о данной проблеме знают, пытаются её решать. Но пока всё это не приносит желаемых результатов.

Об этой же проблеме в рамках конференции «Профилактика суицида среди студентов и школьников в Иркутской области» рассказала и председатель общественного совета Следственного комитета РФ по Иркутской области, руководитель Байкальского регионального союза женщин «Ангара» Альбина Широбокова.  «Наш Институт готов проводить переподготовку учителей, чтобы педагоги умели вовремя увидеть признаки склонности к суицидам у учеников и студентов», – говорит Широбокова.

Высказалась специалист и относительно причин детского суицида. По мнению Широкобовой, наряду с уже названными нами выше традиционными причинами детских суицидов стали компьютерные игры.  Дети теряют ощущение реальности, уходя в компьютерный мир. Думают, что жизнь бесконечна, её можно обновить, как очередную игру. Но на деле всё не так. 

На конференции присутствовали также представители министерства по физической культуре, спорту и молодёжной политике Иркутской области, представители уполномоченного по правам ребёнка, министерства образования, здравоохранения, преподаватели, студенты и школьники Иркутских образовательных организаций. Организаторами конференции выступили Общественная палата Иркутской области, Общественный совет при Следственном Управлении Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области, Общественный совет при министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Иркутский национальный исследовательский технический университет. Итогом мероприятия стало решение о создании единого интернет-портала для помощи детям, родителям, педагогам. В рамках этого сервиса будет действовать постоянная обратная связь, оказываться онлайн-консультации психологов; размещена информация с методиками, рекомендациями, памятками по выявлению и предотвращению социальных угроз для школьников и молодёжи Иркутской области. Работа портала, согласно намерениям участников конференции, должна быть запущена в срок до 1 января 2017 года.

Телефон доверия Центра психолого-медико-социального сопровождения: 700-940, 700-037.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры