издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Программа-минимум

В Счётной палате РФ недовольны ходом выполнения ФЦП по охране озера Байкал

Охрана Байкала не удалась, пришли к выводу аудиторы Счётной палаты РФ. В одних случаях деньги на охранные мероприятия просто не осваивались: 1,2 млрд рублей на ликвидацию отходов БЦБК и 527 млн на строительство очистных сооружений. В других случаях федеральные средства осваивались, но работы не выполнялись. Так, минприроды Бурятии перечислило деньги подрядчику за ликвидацию отходов Джидинского комбината, опередив само исполнение этого контракта.

Реализацию программы «Охрана озера Байкал» в 2013–2015 годах проверила Счётная палата РФ. Итоги проверки обсуждались на заседании неделю назад. Объём финансирования по программе за три года составил почти 7 млрд рублей, из которых израсходовано 4,9 млрд – 70%. 

По состоянию на октябрь 2015 года из планируемых девяти объектов (очистные сооружения, полигоны для отходов) в эксплуатацию введены только три. Ещё три имеют готовность не более 10%. Связано это с поздним перечислением федеральных средств в регионы, считают аудиторы. Всего на девять объектов было выделено 576 млн рублей, но Минстрой России только в декабре 2014 года довёл деньги до  регионов – в Бурятию, Забайкалье, Иркутскую область. Таким образом, освоено было только 18,6 млн рублей – 3,3%. Оставшиеся 527 млн пришлось вернуть в федеральный бюджет.

«Такое затягивание строительства чревато дальнейшим усугублением ситуации с загрязнением Байкала», – предупреждает председатель Счётной палаты РФ Татьяна Голикова в сообщении, опубликованном на официальном сайте СП.

Не введена в эксплуатацию ни одна из трёх запланированных пожарных станций в Тункинском и Забайкальском нацпарках, что серьёзно осложнило борьбу с возникающими пожарами. «Летом 2015 года по Забайкальскому нацпарку площадь территории, пройденной пожарами, увеличилась в 28 раз по сравнению с 2014 годом», – говорит Голикова.

Проверили аудиторы также расходование средств, предусмотренных на ликвидацию отходов, накопленных в результате хозяйственной деятельности Байкальского ЦБК. «По этому направлению не освоено 1,2 миллиарда. При этом вся проектная документация на ликвидацию отходов уже была готова, пройдена и госэкспертиза», – поделился информацией аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Получателем бюджетных субсидий по этому направлению был Байкальский филиал ФГБУ «Центр развития водохозяйственного комплекса».

Претензии возникли и к другому бюджетополучателю – Забайкальскому управлению Росгидромета, которому было выделено 298 млн рублей на модернизацию наблюдательной сети. «Но освоение этих денег не повлияло на количество и качество наблюдений за состоянием поверхностных вод», – пришли к выводу ревизоры.

За минприроды Бурятии, по итогам проверки, аудиторы усмотрели «признаки неправомерного расходования бюджетных денег» при выполнении госконтракта с ЗАО «Закаменск». Компания-подрядчик должна была заниматься ликвидацией экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Но минприроды Бурятии оплатило фактически ещё не выполненные работы, а также завысило на 322,6 млн рублей стоимость одного из видов услуги – перемещение техногенных песков и рекультивацию земель. Материалы по данной проверке будут направлены в Генпрокуратуру, сообщила Голикова.

Предъявляют претензии аудиторы в такой охране Байкала федеральному ведомству – Минприроды РФ. «Фактически контроль Минприроды сводится к получению отчётных форм от государственных заказчиков и направлению сводной отчётности в Минэкономразвития, Минфин, Минобрнауки и Росстат. При этом достоверность представленных отчётов не проверяется. Документы, подтверждающие выполнение мероприятий, не запрашиваются», – констатировала Татьяна Голикова.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры