издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На примере ГАЗа

Предприятия «БазЭла» перенимают у нижегородских коллег опыт создания добровольных народных дружин (ДНД)

Почти четыре года назад Горьковский автозавод «Группы ГАЗ» стал первым среди предприятий Нижегородской области, где создали народную дружину из числа своих сотрудников. Формат оказался успешным: за время существования ДНД ГАЗа пресекла более 10 тыс. правонарушений и возглавила региональный реестр народных дружин и общественных организаций правоохранительной направленности. В результате отряды дружинников было решено организовать при содействии сотрудников ДНД ГАЗа и на других предприятиях промышленной группы «Базовый Элемент»: Красноярском металлургическом заводе, Братском, Красноярском и Саяногорском алюминиевых заводах, а также Усть-Илимской ТЭЦ.

Сегодня «Спас», именно так называется усть-илимская добровольная народная дружина, включает в себя 58 человек. Больше двух десятков из них – сотрудники местной ТЭЦ. Дружинниками энергетики начали становиться в мае прошлого года. Тогда на уровне промышленной группы «Базовый Элемент» было принято решение о создании ДНД для охраны спокойствия в районах, где живут сотрудники предприятия. 

– Первопроходцем в этой сфере действительно стал Нижний Новгород, – подтверждает заместитель директора по общим вопросам и непромышленной деятельности Усть-Илимской ТЭЦ Пётр Ракитин. – В крупнейшем районе города – Автозаводском, где компактно проживают сотрудники Горьковского автозавода, возродили систему ДНД. В итоге там, по официальной статистике, значительно снизился уровень преступности. Учитывая этот опыт и произведённый эффект, было принято решение и в других городах присутствия «Базового Элемента» организовать такие дружины.

Между тем в Усть-Илимске добровольная народная дружина была собрана ещё в 2012 году по инициативе городской администрации. В число дружинников ДНД «Спас» тогда в основном вошли представители местного казачества и студенты. Однако в мае прошлого года существование организации оказалось под угрозой: в муниципальном бюджете не нашлось средств для обязательного страхования волонтёров «Спаса».

– Тогда на общем собрании было принято решение приостановить работу ДНД, – вспоминает начальник штаба  ДНД «Спас» Юрий Кукин. – Однако практически одновременно с этим стало известно об инициативе «Базового Элемента». Так на Усть-Илимской ТЭЦ был создан свой отряд кандидатов в дружинники, которые плавно влились в ряды уже существующей дружины.

Во многом такое решение было принято из-за законодательства, согласно которому в одном муниципалитете можно организовать только одну ДНД. Несмотря на эти формальности, сегодня сотрудники ТЭЦ вместе с другими волонтёрами и полицейскими охраняют спокойствие в Усть-Илимске. «Кроме обязательного страхования у нас предусмотрены мотивационные выплаты работникам ТЭЦ. Так заведено на всех предприятиях группы «Базовый Элемент». Это, без сомнения, стимулирует сотрудников вступать в добровольную дружину, – отмечает Пётр Ракитин. – Но ведь за добросовестное выполнение своей работы любой человек должен получать вознаграждение. Кроме этого по квартальным итогам вклад наших сотрудников в успешное функционирование ДНД отмечается на уровне предприятия, городской администрации и полиции». 

К нынешнему моменту коллектив «Спаса», который почти наполовину состоит из сотрудников Усть-Илимской ТЭЦ, практически устоялся. «Хотя текучка, конечно, есть, однако она в целом не влияет на работу: последний раз новых дружинников мы приняли совсем недавно – в феврале, – рассказывает Юрий Кукин. – Люди приходят, некоторые уходят. В основном по личным мотивам и в силу бытовых причин: нехватка времени».

Всего в дружине из 58 человек четыре женщины. Причём две из них сотрудницы Усть-Илимской ТЭЦ. Однако, несмотря на цифры, утверждают в «Спасе», гендерных и возрастных стереотипов среди дружинников нет: главное – умение общаться и работать в коллективе. «Перед тем как получить удостоверение, каждый кандидат на зачисление в добровольную дружину заступает на тренировочное патрулирование, чтобы понять, способен ли он быть дружинником и как будет вести себя на посту, – говорит координатор работы усть-илимской ДНД. – Для этого мы проводим инструктажи, где рассказывается всё вплоть до того,  как работать в паре с полицейским при проверке документов, с какой стороны стоять и как действовать в случае возникновения конфликта».

– Нет разделения и по должностным обязанностям – все в одинаковых условиях. Если говорить про энергетиков, то в «Спасе» можно встретить всех: начиная с машиниста обходчика и заканчивая начальниками цеха и смены, – добавляет Пётр Ракитин. 

Эффективность работы ДНД подтверждается и статистикой, которую ведут на Усть-Илимской ТЭЦ. «Летом отряды дружинников вместе с полицейскими отдельной постовой службы ППС дежурят с 19.00 до 23.00, зимой – с 18.00 до 22.00, – продолжает заместитель директора Усть-Илимской ТЭЦ по общим вопросам. – Ежемесячно составляется отчёт, который мы представляем в «Базовый Элемент»: какое правонарушение было пресечено и какие меры были приняты к нарушителю». В основном речь идёт о борьбе с уличным пьянством и нарушением общественного спокойствия. К счастью, серьёзных преступлений за почти четыре года работы «Спаса» зарегистрировано не было.

– Возможно, кто-то со стороны поглядит и скажет: «А что толку ходить просто так по улице?» – но я считаю, что даже появление человека в отличительной накидке с надписью «дружинник» влияет на поведение людей, – продолжает бывший милиционер Юрий Куклин. – Я выезжаю, иногда со стороны смотрю, как работают наши дружинники. Уже заметно, как пацаны, которые прежде вели себя довольно разнузданно, теперь изменили поведение. Думаю, дело в том, что к ним подходит и разговаривает не полицейский, а  такой же гражданский. Поэтому и реакция другая. И если разобраться, патрулирование улицы – это защита людей не только от опасности, но и от совершения ими нарушений».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры