издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Исторический некрополь: Иерусалимское кладбище

  • Записал : Андрей Александров

В Музее истории города Иркутска на днях состоялась презентация книги «Иркутский исторический некрополь: Иерусалимское кладбище». О том, как создавалась эта книга, нашему корреспонденту рассказал автор издания – историк Алексей Гаращенко.

«Кладбища являются ценнейшей частью историко-культурного наследия любого города. Иркутск лишился многих погостов. Но одновременно с утратой кладбищ как таковых он потерял большее. Писатель Анатолий Калинин как-то заметил: «О нравственности живущих можно судить по отношению к умершим. А состояние кладбищ и захоронений в той или иной степени определяет и состояние общества». Темой истории главного иркутского некрополя я занимаюсь давно, ещё в 1996 году вышла моя статья «Мир праху твоему, иркутянин». Так сложилось, что с предложением написать эту книгу как составную часть проекта реконструкции кладбища ко мне обратился организатор и руководитель Иркутского регионального общественного объединения «Иркутский исторический некрополь» Алексей Дорошенко. Участником проекта выступил и Музей истории города Иркутска, директор которого Сергей Дубровин с заинтересованностью и пониманием воспринял идею. На мой взгляд, получился очень хороший тандем общественной организации и муниципального музея в объединении усилий по возрождению у наших земляков исторической памяти о своих потомках, которые нашли упокоение в этой земле.

Уже имевшийся наработанный материал позволил за год создать книгу, которая и была представлена на суд читателей. В издании, которое вы держите в своих руках, мы рассмотрели историю создания, содержания, управления, гибели кладбища, отношение к нему со стороны горожан и местных властей.

Указав в наименовании своей книги слово «некрополь», которым в научной литературе одновременно называют и «свод сведений о захоронениях», в последней главе мы представили некоторые материалы к будущему общегородскому списку погребённых в иркутской земле. Но ограничились лишь представлением отдельных захоронений, определяя их как наиболее исторически важные, обусловливающие собой историко-культурную значимость данного места. В целом же составление списка – это самостоятельная исследовательская работа, которая может длиться долго и к выполнению которой нужно привлекать большой коллектив авторов.

Наше исследование основано на архивных изысканиях в фондах Государственного архива Иркутской области и Российского государственного исторического архива, анализе летописей Иркутска, материалов периодической печати XIX–XX вв., а также городских планов. Большое внимание мы уделили наследию наших предшественников – исследователей кладбища Н. Романова и В. Манассеина. Первый из них в начале XX века самостоятельно взял на себя труд по составлению списков с надгробий, опубликовал одну статью и собирал материал для другой (данные сохранились в Государ­ственном  архиве Иркутской области). Второй – историк, краевед, библиограф, директор (последовательно) ряда библиотек иркутских вузов – провёл большую работу в плане фиксации могил и некоторых надписей. В 1931 году, когда решался вопрос о сломе Иерусалимского кладбища, он по просьбе городских властей, внимательно обследовав всю территорию некрополя, составил список с указанием мест расположения отдельных захоронений, которые следовало бы сберечь.

На сегодняшний день в России уже вышло много публикаций аналогичной тематики, а также репринтно воспроизведены дореволюционные издания. 

Важность создания такой книги трудно переоценить. Известный российский историк, академик С. Шмидт писал: «Всякий мемориал в момент его создания – свидетельство понимания вза­имосвязи настоящего с прошлым людьми определённого времени и социального (точнее – социокультурного) положения. Память – основа не только культуры, но и мировосприятия, и именно сбережённая социальная память обеспечивает культурную преемственность поколений… Поэтому кладбище (и его состояние) становится для историка источником понимания общественного (и религиозного) сознания и системы символов культуры не только тех лет, когда жили похороненные там люди, но и времени жизни их потомков». Надгробные памятники и эпитафии отражают различные реалии повседневной жизни, так или иначе связанные с кончиной человека: его социальное положение, основные деяния и достижения на служебном, общественном и других поприщах, наличие родственников и т.д. 

Но всё вышесказанное имеет силу, если кладбище не утратило своего исторического облика. Намного сложнее обстоит дело в том случае, если оно уничтожено, отсутствуют надгробия, как это произошло в Иркутске. Тем не менее, нужно отметить, сохранилась, и это важно, его историческая территория, в земле которой, как показывают проведённые археологические исследования, находятся останки погребённых. Тогда перед исследователями стоит задача установить историко-культурную ценность этой территории: через выявление захороненных лиц и закрепление в сознании живущих значимости данного памятного места в структуре городской среды.

Тот же Шмидт отмечал: «Проблема “исторический некрополь”, конечно, не может ограничиваться задачами научного характера. Это – сфера нравственной культуры. Забвение памяти об ушедших из жизни и местах их упокоения не может не тревожить тех, кто думает о будущем нашего общества, о возрождении нашего духа… Воспитание почтения к кладбищам должно входить необходимейшим элементом в воспитание историей. С малых лет!»

Перед презентацией книги Алексей Дорошенко рассказал о проекте реконструкции кладбища, планируемом благоустройстве, установлении памятных знаков, знакомящих с личностями захороненных. Он отметил, что такой большой проект возможно претворить в жизнь только совместными усилиями общественности и муниципальных властей.

На презентации присутствовали представители всех конфессий, общественных организаций, сотрудники музеев, библиотек, государственного архива.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры