издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Полоса отчуждения

Сотрудники Аграрного университета могут лишиться жилья

Десять лет назад Иркутский аграрный вуз выделил своим сотрудникам земельные участки под жилищную застройку. С тех пор много воды утекло, на бывшем пустыре выросли две улицы преподавательских домов. Однако земельные участки под ними по вине администрации вуза так и остались неоформленными. Сегодня это может привести к роковым последствиям. 7 июня состоится заседание Иркутского районного суда, на котором может быть вынесено решение о сносе первого дома. Парадокс заключается в том, что государство, которое сегодня выступает с иском против хозяина дома Сергея Музыки, ещё недавно выделило ему субсидию на строительство. И не спрашивайте, где в этой истории хоть какая-то логика, здравый смысл или справедливость.

Мой адрес – не дом и не улица

Хозяин злополучного дома, заведующий кафедрой прикладной экологии и туризма Иркутского государственного аграрного университета (ИрГАУ) Сергей Музыка начинает рассказ о своих злоключениях с экскурсии по окрестностям. Участок земли, который в 2005 году руководство вуза решило передать для улучшения жилищных условий сотрудников, находится в границах посёлка Молодёжный. Когда-то давно здесь располагалась ферма и теплицы вуза, которые использовались в учебных целях. В 1990-е годы строения перестали использоваться по назначению, пришли в упадок и начали разрушаться. Постепенно территория превращалась в свалку. Тогда и было принято хорошее решение нарезать здесь участки и передать их под жилищную застройку сотрудникам. 

С одной стороны, это была форма поощрения перспективных сотрудников и попытка помочь в решении жилищного вопроса, с другой – способ закрепить у себя перспективные кадры, которые и будут двигать вперёд сельскохозяйственную науку. Поэтому кандидатуры «счастливчиков» рассматривались и утверждались на учёном совете вуза. Далеко не каждому выпала удача получить земельный участок в Молодёжном.

Но вуз не остановился на выделении земли, а построил восемь двухквартирных домов из бруса для самых заслуженных и уважаемых сотрудников. Всё сделали честь по чести: провели конкурс, выбрали подрядчика и заключили с ним договор на строительство. В качестве оплаты подрядной организации предложили… пять земельных участков. Эти участки и сейчас стоят пустые, на одном из них высится недостроенный брусовой дом, уже почерневший от времени. Ни дом, ни землю продать нельзя. 

В общем, всё было сделано хорошо. Упустили только один момент – оформление земельных участков. Прежде чем начать строительство, земельные участки нужно было разграничить и поставить на кадастровый учёт. Однако учреждение не провело предусмотренную законом процедуру отчуждения земли, не было изменено и целевое назначение земельных угодий. Участок по-прежнему находится в бессрочном пользовании ИрГАУ. Вот только жилищное строительство вовсе не преду­смотрено на учебных землях вуза. 

Сегодня рядом с заброшенной фермой выросли уже две улицы из 47 домов – Болотная и Академическая. Если Болотная хотя бы отмечена на картах, то Академической вы на них не найдёте. Начиная строительство собственного дома, никто из сотрудников вуза и предположить не мог, какие проблемы им придётся решать в скором будущем. 

Сергей Музыка получил участок несколько лет назад, а до этого 20 лет прожил в общежитии Аграрного университета. Собственного жилья у семьи не было, и руководство выделило земельный участок перспективному сотруднику. Благодаря федеральной программе «Развитие сельских территорий» учёный получил субсидию в размере 800 тысяч рублей на строительство не очень большого, но вполне комфортного двухэтажного домика. Сегодня это единственное жилище у семьи с двумя маленькими детьми и бабушкой 87 лет. 

– После выделения земельных участков администрация вуза очень торопила нас покинуть общежитие, буквально засыпая предписаниями, – говорит Сергей. – Некоторые коллеги не хотели начинать стройку, пока не оформлены документы на землю. Однако администрация нас торопила, обещая в противном случае лишить участка.

Некоторые семьи живут в построенных домах уже по пять лет и больше. Но прописаны они всё равно в общежитии, потому что прописаться у себя дома нельзя, ведь по документам никакого дома не существует. А другого жилья у людей нет, потому они и попали в программу по улучшению жилищных условий. 

«Ваша проблема понятна»

Не стоит думать, что десять лет домовладельцы с двух улиц без определённого адреса сидели сложа руки и ни о чём не беспокоясь. Грамотные люди прекрасно отдавали себе отчёт в том, что положение их шатко и непрочно. Вопрос о правовом статусе своих участков преподаватели поднимали неоднократно. Иван Силкин, который получил участок как самый молодой доктор наук ИрГАУ, вытаскивает из шкафа внушительную стопку документов. Это история взаимоотношений преподавателей и различных ведомств в письмах. 

Среди множества бумаг Иван Иванович быстро находит один листок. Это ответ Министерства сельского хозяйства, в котором сообщается, что департамент земельной политики Минсельхоза РФ рассмотрел обращение преподавателя по вопросу оформления прав на земельные участки в районе Молодёжного. «В течение 

I квартала 2012 года будет завершена работа по их постановке на кадастровый учёт в целях дальнейшей возможности передачи в собственность сотрудников академии», – сообщается в ответе Минсельхоза. Стоит обратить внимание, что письмо было подписано четыре года назад. 

Нынешней осенью семья Силкиных добралась до приёмной заместителя министра сельского хозяйства РФ. «Ваша проблема известна и понятна», – ответили им в министерстве и пообещали всестороннюю помощь и поддержку. В папке имеются ответы других ведомств, также вселяющие надежду. Однако, как можно догадаться, ни одно обещание выполнено не было. Земля Российской Федерации по-прежнему пребывает в бессрочном пользовании ИрГАУ, а преподаватели сживаются с непривычной для себя ролью захватчиков государственной собственности. В общем, ничего удивительного не было в том, что год назад участком с нехорошей репутацией заинтересовался земельный надзор. 

Вскоре жители 47 домов уже держали в руках постановление о назначении административного наказания. Государство обвинило сотрудников вуза в умышленном захвате земель Российской Федерации и для начала обложило их штрафом в пять тысяч рублей. По делам большинства «захватчиков» были приняты заочные решения, и деньги просто списали с их банковских счетов без особых разговоров. 

– Если следовать процедуре, сначала Росреестр штрафует владельца самовольного строения на 5 тысяч рублей и выносит предписание об освобождении земельного участка и возвращении его в исходное состояние, – говорит адвокат Валентина Мурашова, представляющая интересы преподавателей. – Если предписание не выполняется, нарушитель штрафуется ещё дважды, причём сумма штрафа возрастает от 5 до 30 тысяч рублей. Затем дело передаётся в суд. 

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день

Поняв, что теперь штрафы будут сыпаться на семью как из рога изобилия, Сергей Музыка сам обратился в территориальное управление Рос­имущества за помощью и консультацией. Нужно учесть, что в вузе по­стоянно задерживают зарплату, и в такой ситуации каждая копейка на счету. А дальше события начали разви­ваться стремительно и неотвратимо, приближая всех участников земельной драмы к закономерному финалу.

Написав заявление и приложив к нему пакет документов, Сергей Музыка со спокойной душой стал ждать ответа Росимущества. Но он даже предположить не мог, что ответом на его просьбу о помощи станет… возбуждение против него иска, который был инициирован руководителем территориального управления Рос­имущества. Два заседания уже прошло, 7 июня состоится третье, и есть большая вероятность, что на нём будет вынесено решение о сносе дома Сергея Музыки. 

– Получается, государство хочет, чтобы я снёс дом, на строительство которого оно само предоставило мне субсидию, – говорит Сергей Музыка. – При этом землю я должен вернуть в исходное состояние, то есть пре­вратить в свалку. Но это же абсурд. Это никому не выгодно, никому не нужно. Я понимаю, что закон неумолим. Но правда всё равно на нашей стороне.

По словам Валентины Мурашовой, сегодня у суда нет оснований вынести приговор в пользу ответчика или хотя бы дать ему отсрочку. Поэтому, если за неделю не появятся какие-то новые обстоятельства в этом деле, суд вынужден будет принять решение о сносе дома. Если это про­изойдёт, будет создан прецедент, и следом будут возбуждены дела против хозяев остальных 46 домов. Похоже, изменить ситуацию может только администрация вуза и лишь в том случае, если немедленно начнёт процесс оформления земли.

И.о. ректора ИрГАУ Олег Шваенко считает, что эта процедура понятна, хотя и очень сложна. Прежде всего нужно сформировать земельный участок, провести на нём геодезические работы, подготовить схему, 

утвердить её и поставить на кадастровый учёт. Затем учреждение должно обосновывать нецелесообразность использования этой земли для уставных целей и убедить в этом учредителя. Наконец, заручившись согласованием Минсельхоза, вуз должен с тем же самым вопросом обратиться в Росимущество. После этого подписывается трёхсторонний акт, который фиксирует изъятие земельного участка из бессрочного пользования у ИрГАУ и передачу его муниципалитету. Муниципалитет в свою очередь должен подтвердить принятие земельного участка и затем провести процедуру передачи участков в собственность граждан. 

– Что мешало руководству вуза в течение 9 лет всё-таки собраться и разрешить эту проблему, не доводя до крайней стадии? Вот главный вопрос, который нам ставит Минсельхоз, – говорит и.о. ректора ИрГАУ Олег Шваенко. – Я не могу ответить на этот вопрос. Теперь мы фактически пытаемся догнать вчерашний день. Процесс трудный, тяжёлый, и уже есть на выходе судебное решение по сносу. Это не только отягощает ситуацию, но и добавляет социального напряжения в среде преподавателей. Сейчас мы активно ведём переговоры с территориальным управлением Росимущества, проводим кадастровый учёт, формируем земельный участок. Мною подготовлено и отправлено письмо в Министерство сельского хозяйства по вопросу согласования и выделения данного участка для строительства жилых домов. При этом существуют процедурные моменты, которые нельзя провести за день или даже за месяц. В принципе, на любом этапе можно поставить барьер, можно процедуру не согласовать. Тем не менее мы настроены оптимистично и намерены довести её до конца. 

В начале прошлой недели руководство вуза подготовило письмо в адрес Министерства сельского хозяйства по вопросу о запуске процедуры согласования передачи земельного участка в муниципальную собственность. Однако сам земельный участок ещё не сформирован и не поставлен на кадастровый учёт. 

– Единственное, что мы можем сейчас сделать – предоставить суду ходатайство, которое я также подписал и в котором вуз обязуется и гарантирует провести необходимую работу. Мы просим предоставить отсрочку в принятии решения, чтобы уладить процедурные вопросы, – заявил Олег Шваенко в телефонном разговоре. 

Вряд ли такое ходатайство сможет повлиять на решение суда, поскольку в нём не содержатся указания на проведение конкретных действий. А пока решаются процедурные вопросы, суд вполне может вынести решение о сносе дома. И тогда это станет первым прецедентом, за которым потянутся и другие аналогичные решения. И никого, похоже, особенно не волнует, что закон в данном случае больше всего похож на слепую машину, потерявшую управление. Она давит того, кого создана защищать – законопослушного гражданина. И исполнение процедурных вопросов, «которые нельзя решить за один день», не может служить оправданием ни руководству вуза, ни чиновникам, ни судьям.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры