издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не надеясь на область

Муниципалитеты вынуждены брать на себя функции правительства Левченко

  • Автор: Татьяна Макарова

Очевидный парадокс наблюдается в инновационном развитии Иркутской области. Предприниматели из нашего региона становятся победителями федеральных конкурсов. Приангарье лидирует по количеству проектов, заявленных на международных площадках. Иркутск выбран одной из территорий, где пройдут мероприятия крупнейшего в России и Восточной Европе акселератора технологических проектов. При этом губернатор региона Сергей Левченко предпочитает держаться в стороне от мейнстрима в инновационной экономике. Те функции, которые в других субъектах обычно исполняет регион, у нас вынуждены брать на себя местные власти и частные инвесторы.

По итогам рейтинга инновационного развития регионов России, который в последних числах июля представил Институт стратегических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, Иркутская область находится на 33-м месте. Из 83 регионов, участвующих в рейтинге, Приангарье занимает верхнюю строчку третьей группы из четырёх, на позицию ниже Волгоградской области, но выше Кировской. Авторы доклада отмечают, что на итоговый результат рейтинга повлияли социально-экономические условия регионов, научно-технический потенциал, инновационная деятельность и качество инновационной политики. Если учитывать условия жёсткой конкуренции, в которых сейчас находятся продвинутые в сфере инноваций регионы, позиция Иркутской области в верхней части списка – неплохой показатель. 

Регионы на «качелях»

Рейтинг инновационного развития регионов возглавили Татарстан, Москва и Санкт-Петербург. Примечательно, что  впервые за последние восемь лет Москва потеряла лидерство. В топ-10 также вошли Мордовия, Калужская, Нижегородская, Пензенская, Томская области, Чувашия, Хабаровский край.

Одним из основных факторов, которые не позволили Москве удержать первенство, стало то, что в столичном регионе перестала действовать концепция инновационной политики. По индексу качества инновационной политики Москва с третьей строчки переместилась аж на 11-е место. Место столицы заняла Мордовия, взлетевшая сразу на 17 позиций. Такой рост объясняется тем, что регион сумел получить 380 миллионов рублей федеральной субсидии на строительство инжинирингового центра волоконной оптики. 

В Санкт-Петербурге заработала «Стратегия экономического и социального развития» с отдельным инновационным блоком. Результат — перемещение с 41-го на 23-е место. Принятие региональных программ вывело в ряды лучших (13 место) Тверскую область, позволило подняться на десять ступеней Кузбассу (29 место). А 19 «шагов» вверх Тывы (17 место) обеспечены за счёт увеличения бюджетных затрат на науку и инновации.

Стратегия: мифы и реальность

Похоже, у губернатора Иркутской области нет особых амбиций на этот счёт. В «Стратегии социально-экономического развития области до 2030 года», которую разработало профильное министерство, об инновациях упоминается лишь четыре раза. В первом случае экономисты предпринимают попытку анализа негативных факторов, которые на протяжении последних лет влияли на развитие инноваций. По мнению авторов «Стратегии», тормозом для отрасли стала нехватка законов и актов, регулирующих и стимулирующих предпринимателей. Примечательно, что власти ни одного из регионов, которым удаётся привлекать многомиллионные федеральные ресурсы, строить технопарки и центры инжиниринга, не пожаловались на законодательные несовершенства. 

Несколько странно выглядит и довод о неразвитости инновационной инфраструктуры. Точнее, расшифровка того, что авторы «Стратегии» понимают под инфраструктурой для развития инноваций. Цитируем перечень: «посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги». Люди в минрегионразвития должны знать, что банковские услуги с большой натяжкой можно отнести к элементам инновационной инфраструктуры. Для финансирования инновационных проектов существуют специальные институты. Кроме федеральных венчурных фондов, куда могут обратиться авторы разработок, в других регионах действуют ещё и региональные фонды. 

И наконец, чтобы изготовить опытный образец своей продукции, предпринимателю нужно какое-то помещение и оборудование. Обычно автору или коллективу вместе с грантом предоставляют место для работы в технопарке. Например, в Казани действует конкурс, в рамках которого ежегодно отбирают 100 лучших инновационных проектов. Победителям дают по миллиону рублей и возможность работать в технопарке. Татарстан охотно принимает предпринимателей из других регионов, если человек согласен переехать. Фонды, технопарки, бизнес-акселераторы – вот основные части системы поддержки инноваций.  

К слову, некоторые элементы инфраструктуры в области присутствуют, но они в основном ведомственные или частные. Надежды на то, что в скором будущем появятся региональные институты, мало, поскольку в нынешнем варианте «Стратегии» нет ни малейшего намёка на то, каким же образом регион будет развивать инновации. 

Среди факторов, негативно влияющих на развитие отрасли, авторы документы называют неопределённость экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности. Возможно, для кого-то это будет открытием, но неопределённость экономической выгоды никак не может быть негативным фактором. Это сама суть инноваций. На начальной стадии, когда есть только идея, просчитать её коммерческие перспективы практически невозможно. Специально для финансирования таких проектов и создаются фонды «посевных» инвестиций. То есть инвесторы дают деньги, делают «посев», не зная заранее, какая из идей будет выигрышной. Фонды, которые берут в работу разработки на более поздних стадиях, называются венчурными. 

Сформировалась мировая статистика, которая подтверждается отечественным опытом. Инвестор отбирает примерно один проект из тысячи. Три проекта из десяти, в которые были вложены деньги, прого-

рают. В следующих трёх возвращается примерно та сумма, которая была вложена. По трём остальным инвестор получает среднерыночный доход. И лишь один проект из десяти оправдывает все предыдущие потери. Удачное вложение в идею может принести инвестору сотни и тысячи процентов годовых. Высокие проценты – это награда за риск. 

В заданной тональности продолжился рассказ о развитии отрасли в следующих главах стратегии. Так, в рамках тактической задачи 3.1.2. «Создание новых и развитие действующих институтов поддержки и развития промышленности и инноваций» обозначены направления: предоставление налоговых преференций и финансовой поддержки в отношении производственной и инновационной инфраструктуры; расширение участия региона и привлечение грантовой поддержки в рамках всероссийских и межрегиональных конкурсов инновационных проектов; развитие инфраструктуры инновационной деятельности. 

После прочтения столь широких формулировок возникает мучительное желание спросить чиновников областного правительства, насколько широко планируется расширить и насколько глубоко – углубить. 

Продолжим мысль о конкурсах. Один такой, причём международный, состоялся нынешним летом. Жители нашего региона в нём стали лидерами по количеству заявленных проектов. Приём работ в крупнейший акселератор технологических проектов на территории России и Восточной Европы GenerationS продолжается. При этом известно, что наибольшее число проектов на конкурс прислали участники из Иркутской области (200 заявок), Томска (129 заявок) и Уфы (100 заявок). Организаторы отметили, что из первой тысячи заявок 192 предпринимателя не являются выпускниками региональных центров поддержки инноваций, 169 прошли подготовку в школе «Тайга» (Иркутск) и 123 коллектива посещали интенсивы Российской венчурной компании.

Кроме того, наш регион на ближайший год станет одной из восьми площадок конкурса GenerationS. В Приангарье пройдут мероприятия направления Power&Energy. Индустриальным партнёром проекта выступила Иркутская электросетевая компания. Принимать такой конкурс – настоящее событие, тем более что Иркутская область является самым восточным оператором отбора. Для предпринимателей участие в акселераторе привлекательно тем, что победители треков получают деньги на реализацию своего проекта и гарантированные заказы от индустриального партнёра. 

Вопреки декларациям, заявленным в «Стратегии», глава региона и правительство предпочли держаться в стороне от этого значимого для всего региона мероприятия. Губернатор саботирует на территории региона федеральную политику развития инноваций.

Продолжив вчитываться в региональную «Стратегию», далее упоминания об инновациях встречаем лишь в приложениях. В таблице, посвящённой анализу факторов развития, находим сильные стороны научно-технического потенциала: наличие большого числа профильных институтов и достаточно стабильное – научных центров и вузов из федерального центра. С этим трудно спорить. Действительно, наука и вузы – это фундамент, который пока ещё держит отрасль на должном уровне. 

Слабых сторон гораздо больше. Это и высокая стоимость, и риски, и длительная окупаемость нововведений (об этом уже говорили выше). И сложность выхода на внешний рынок, отсутствие механизма защиты инноваций (для начала – нужно, чтобы их было достаточное количество). И высокая конкуренция со стороны импортных товаров (как же по-другому – свободный рынок).

Вопреки ожиданиям региональных экспертов, «Стратегия» не дала ответа на главный вопрос, для чего, в общем-то, она и готовилась: будем ли мы вообще развивать инновации? Если да, то какими способами, каким инструментарием намерена пользоваться областная власть? Документ дал стойкое ощущение, что развивать будем всё и понемногу.  

Кому будем помогать?

Тем временем губернатор определился с приоритетами в поддержке предпринимателей. Помогать областная власть, по большей части за счёт федеральных денег, решила бизнесменам моногородов. В Иркутской области к таким отнесены восемь территорий: Усолье-Сибирское, Тулун, Байкальск, Шелехов, Саянск, Усть-Илимск, Черемхово, Железногорск-Илимский. В нынешнем году на  поддержку малого и  среднего предпринимательства Иркутской области будет направлено 207 миллионов рублей, из  них 147 миллионов рублей выделяет федеральный бюджет, 60  миллионов даёт  региональная казна.

Около 40 миллионов рублей пойдут на прямые выплаты предпринимателям названных муниципалитетов. За счёт государственных денег они смогут компенсировать затраты на покупку оборудования, а также получат гранты на создание бизнеса. Между всеми остальными муниципалитетами область разделит чуть более 56 миллионов рублей. Средства предприниматели получат в виде субсидий на покупку оборудования. На  развитие поддержки инфраструктуры предпринимательства Иркутской области запланировано 111,6  миллионов рублей.

В начале августа минэкономразвития сообщило, что в Байкальске открылся первый в Иркутске многофункциональный центр для бизнеса. В нём действующие бизнесмены и люди, которые только собираются заняться собственным делом, смогут оформить все бумаги и получить консультации. Вопрос в том, много ли этих самых бизнесменов в Байкальске, и насколько целесо­образно именно в этом месте открывать подобный центр.  

Нет ничего плохого в том, что правительство стимулирует предпринимательство в экономически малоактивных территориях. Беда, что практически мимо государственных средств «пролетают» муниципалитеты, в которых сконцентрирован основной инновационный потенциал: Иркутск, Ангарск, Братск. 

Поддержка инноваций только тогда эффективна, если она применяется не «отдельными мазками», а имеет массовый характер. Если учесть, что в Иркутской области зарегистрированы примерно 80–85 тысяч предпринимателей, а субсидию получат в лучшем случае несколько десятков организаций, и, к примеру, несколько сотен побывают в многофункциональном центре в Байкальске, о какой доступности и массовости может идти речь? 

Продвинутые в сфере инноваций регионы от прямых видов поддержки переходят на более эффективные механизмы помощи. Вместо того чтобы давать деньги, создают ту самую инфраструктуру. Так, в Новосибирской области при активном содействии региональной власти достраивается огромный технопарк. Количество проектов, реализуемых резидентами, приближается к 900. В рамках технопарка работает региональный бизнес-инкубатор. Действует целая сеть кластеров, в том числе медицинский технопарк, который уже поставляет на рынок готовую продукцию, в том числе экзо– и эндопротезы. У нас такого пока нет даже в планах. 

Не рассчитывая на помощь губернатора, и в нашем регионе муниципалитеты пытаются создавать собственные модели поддержки инноваций. Напрямую, минуя областной уровень, выходят на федеральные институты. 

Например, в Иркутске заявку на участие в акселераторе GenerationS подготовила частная компания ООО «Лермонтов – инновации». Активное участие в подготовке документов принимали сотрудники администрации города Иркутска. Как уже говорилось, большинство участников федерального конкурса, заявленных от Иркутской области, – выпускники стартап-школы «Тайга». По сути это региональная площадка, хотя область к ней не имеет никакого отношения. 

«Мы создаём условия для местного бизнеса. Будем это делать в любом случае, поддержат наши начинания региональные власти или нет, – говорит начальник департамента развития предпринимательства и потребительского рынка администрации Иркутска Евгений Семёнов. – Другое дело, что возможности муниципалитета не безграничны. Мы не сможем компенсировать предпринимателям отсутствие региональной поддержки». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры