издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Проектов раз, два и обчёлся

Депутаты готовы инициировать закрытие «Корпорации развития Иркутской области»

  • Автор: Фёдор ТКАЧУК

Новый список инвестпроектов, которые претендуют на софинансирование от АО «Корпорация развития Иркутской области», представил зампред регионального правительства Антон Логашов. По его словам, из 10 этих проектов одобрены лишь два. Остальные отправлены на доработку. Примечательно, что сформирован список был экстренно – в июне–июле 2016 года, сразу после того, как «Корпорацию» за бездействие публично раскритиковали депутаты Законодательного Собрания и общественники. И на этот раз они сомневаются в успехе. Развеять сомнения некому – директор КРИО по-прежнему избегает публичного общения.

Деятельность АО «Корпорация развития Иркутской области» – предприятия, находящегося в собственности регионального правительства и уже заработавшего репутацию «неэффективного», сегодня, 27 сентября, вновь будет в центре внимания Заксобрания. Этот вопрос – единственный в повестке заседания комитета по собственности и экономической политике.

Напомним, на 1 июня 2016 года активы КРИО (создана в 2013 году) составляют 2,14 млрд рублей. Из них 1,9 млрд выделено из бюджета Приангарья в качестве взноса в уставной капитал АО на момент его учреждения. Деньги эти планировалось использовать в качестве помощи инвесторам; предполагалось, что в будущем вложения вернутся в качестве налогов от новых производств. Но поддержка стартаперов не задалась. Зато в КРИО успело смениться шесть гендиректоров, а 2 млрд бюджетных рублей «Корпорация» вложила не в инвестпроекты, а в банки под проценты. Проценты от вкладов идут на зарплаты и содержание сотрудников «дочки» областного правительства (см. номер от 5 июля 2016 года).

Рассмотреть вопрос о КРИО на минувшей неделей в профильном комитете Заксобрания не удалось: гендиректор КРИО Владимир Перетолчин в очередной (как минимум, в третий) раз не отреагировал на приглашение депутатов, опять сославшись на срочную командировку. Глава минэконома Иркутской области Оксана Тетерина, курирующая деятельность КРИО, тоже не появилась. Таким образом, ситуация на прошедшем 22 сентября заседании комитета развивалась по уже классическому сценарию: отчитываться за всех пришёл замгендиректора «Корпорации» Анатолий Коляда. Но слушать его уже никому не хотелось: собравшиеся хотели говорить с первым лицом компании и зампредом правительства Антоном Логашовым.

– Уже как-то не смешно, – заметила председатель комитета по собственности Ольга Носенко. – Мы же формируем свою повестку заранее, согласовываем её с «Корпорацией»!

Противоположные чувства переполнили депутата Геннадия Истомина:

– Вообще, это даже смешно. Что, Логашов или минэконом настолько заняты? Руководитель «Корпорации» плюёт на нас. Мы не можем, я извиняюсь, давать опускать себя ниже плинтуса. Надо себя уважать. Поэтому я предлагаю не рассматривать сейчас вопрос.

Буря на время утихла с появлением Антона Логашова – он опоздал из-за другого совещания. Однако собравшуюся аудиторию быстро постигло разочарование: зампред правительства тут же признался, что ему сказать нечего. Он сам не отказался бы послушать директора КРИО Владимира Перетолчина. 

Однако удивили своим появлением другие визитёры. Вместо руководства КРИО и минэконома пришли на заседание комитета инвесторы – те, кто всё ещё надеется получить хоть какую-то финансовую помощь от «Корпорации».

– Люди прождали здесь два с половиной часа. Что с ними делать? Ведь у нас была задача изучать не перспективы проектов, а эффективность работы КРИО, – недоумевала Носенко.

Антон Логашов пояснил, что всего в новый список попало за подписью губернатора десять проектов. Из них пять после изучения в КРИО были вынесены на рассмотрение в отраслевое ведомство Оксаны Тетериной. «Положительное решение получили два проекта. Остальные необходимо доработать, собрать недостающие документы», – сообщил зампред.

Судя по документам, которые КРИО направила в преддверии заседания комитета в Заксобрание, список инвестпроектов был сформирован совсем недавно и в достаточно короткие сроки – июнь–июль 2016 года. Сразу после того, как деятельность областного предприятия была раскритикована и признана неэффективной. Так, среди заявителей оказались: Иркутский диагностический центр, который предлагает построить в Братске свой филиал (стоимость проекта 680 млн, из них средства, необходимые от КРИО, – 330 млн), «КиренскТеплоРесурс» предлагает реконструировать системы теплоснабжения в Новой Игирме (85 млн необходимо, из них от КРИО – 65 млн). Фонд развития молодёжной организации ИркАЗа намерен построить жилой комплекс в Шелехове, для чего ему требуется 870 млн рублей, от «Корпорации» он рассчитывает получить 100 млн. ГК «Старатель» заявляет о своих планах организовать завод по выпуску базальтового утеплителя. Три сельхозпредприятия – агрофирма «Ангара», «Искра» (Иркутск) и «Тепличное» (Ангарск) – рассчитывают на новые тепличные комбинаты. Ещё одно предприятие из Ангарска – «Реактив» – надеется за счёт поддержки КРИО расширить существующие мощности.

– Проектов раз, два и обчёлся, – без энтузиазма заметила Носенко.

– И все они появились после мая 2016 года. Получается, до этого «Корпорация» не работала. Но мы не имеем «Стратегии развития Иркутской области» (минэконом обещал осенью представить документ на утверждение в Заксобрание. – Прим.), здесь нет представителя минэконома. Как мы можем рассматривать проекты, если даже не знаем, укладываются ли они в рамки «Стратегии» минэконома? – добавил Истомин.

И всё же один из одобренных проектов решено было заслушать. Гендиректор ООО НПВФ «Брайнсиб» Сергей Беляев рассказал, что его компания является оператором Знаменского месторождения гидроминерального сырья (Жигаловский район). Стоимость всего инвестпроекта 650 млн рублей. Из них у КРИО «Брайнсиб» просит 320–450 млн рублей. 

Инвестор предлагает инновационное решение по производству гипохлорита кальция – вещества, активно используемого для нейтрализации цианидовых стоков в золоторудной промышленности: «Мы придумали, как делать гипохлорит, не используя известь. Таким образом, мы выходим на готовый продукт всего за один передел, наша себестоимость в два раза меньше, чем у остальных производителей. Из одного кубического метра добываемого солевого раствора мы можем делать 700 кг гипохлорита кальция и сопутствующие виды товаров. Мы можем в итоге конкурировать с китайцами, которые сегодня поставляют свою продукцию на наш рынок».

Потребность в  сырье с развитием золотодобычи постоянно растёт. Беляев полагает, что при поддержке КРИО он сможет выпускать и поставлять на рынок в золотоносный Бодайбинский район как минимум 3,8 тыс. тонн гипохлорита в год.

– Сегодня там объём потребления составляет 3-4 тысячи тонн (цифра сформировалась в последние три года), но ещё лет через пять, как только проблема с обеспечением золотопромышленников энергией будет решена, вырастет и потребность в гипохлорите, – уверен Беляев.

– Гипохлорит нужен, правильно говорит инвестор. Но для того, чтобы запустить проект, нам нужны руководители «Корпорации» и минэконома. А их нет, – подвели итог заседания депутаты и решили предоставить отсутствующим последний шанс выступить на внеочередном заседании комитета 26 сентября. 

В противном случае пригрозили вынести вопрос об уменьшении уставного капитала и ликвидации «Корпорации» на ближайшую сессию. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры