издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Слово о Евтихии Коневе

  • Автор: Владимир Ходий

Редкий дар – одновременно владеть кистью и пером, писать картины и рассказы, быть художником и литератором. И вот таким даром обладал живший в прошлом веке в Иркутске многолетний автор «Восточно-Сибирской правды» Евтихий Александрович Конев.

Он родился в первый год первой мировой войны в семье служащего железной дороги. Детство и юность провёл на небольших станциях и в деревнях Забайкалья. После окончания семилетки поступил в ФЗУ при депо станции Шилка, получил квалификацию слесаря по ремонту паровозов и потом здесь же работал инструктором в учебно-производственных мастерских. Постепенно тянуло к творчеству, увлёкся живописью и в 1936 году переехал в Иркутск, где поступил в художественное училище и занимался у Александра Вологдина и Алексея Жибинова. Затем служба в армии, участие в Великой Отечественной войне, о чём свидетельствовали награды – медали «За боевые заслуги» и «За победу над Японией». С 1947 года – член Союза художников СССР.

Конев считался одним из самых талантливых иркутских художников-реалистов, много ездил по области, оставаясь верным своей главной теме – теме труда простого человека. Его полотна, о чём говорят сами названия – «Мать», «Дом для внука», «Бамовские девчонки», «Сплавка леса», «Портрет тракториста», «Сибирские хлеборобы», всегда отличали ясность, доступность восприятия, искренность. Как свидетельствовала дочь живописца Наталья, «он очень любил простые, открытые лица, особенно писал деревню, потому что деревня – правда жизни…»

Евтихий Александрович активно участвовал в выставках – областных и межобластных (ещё с довоенных лет), зональных (включая знаменитую «Сибирь социалистическую»), республиканских, всесоюзных, зарубежных, персональных. Его картины охотно приобретали многие художественные музеи и картинные галереи страны.

Мастер живописи вспоминал:

«Однажды у нас в правлении зашла речь о моей персональной выставке, издании каталога и о том, кому можно поручить вступительную статью к каталогу.

Анатолий Алексеев, наш председатель, и говорит:

– А ты напиши сам. Ты же можешь…»

Намёк был ясен. Ведь Конев, кроме кисти, уверенно владел пером – время от времени публиковал в газетах свои стихи, статьи, очерки. А в 1969 году в Восточно-Сибирском книжном издательстве вышел сборник рассказов художника, названный, как и одна из лучших картин, «Дом для внуков». Потом увидел свет большой коллективный сборник, посвящённый строителям БАМа, «Сквозь вековую тайгу» с его рассказом «Оранжевая палатка»…

И вот, следуя совету коллеги, хотя сразу было удивление: «Да как же я могу писать о себе и своих картинах, ведь сам себя не похвалишь и ругать не сможешь?» – Евтихий Александрович пишет вступительную статью к каталогу. Приведу её исключительно исповедальное начало:

«Я прожил на земле шестьдесят лет. Это не так уж много. Но и не так уж мало. Я, по правде сказать, не так уж опечален своим возрастом. Мне по-прежнему охота жить и, главным образом, работать в деле любимом. Оно даёт мне много огорчений, но и много радостей самых наилучших, оно бодрит мой дух, живётся мне не скучно. Время летит стремительно, и кажется, что всё ещё впереди. Самое главное впереди. Это так сердце чует. А рассудок – мужик трезвый и иронический – усмехается едко и говорит: «Не надейси. Так не буват». И этот спор между сердцем и рассудком происходит вечно, каждодневно, как между двумя старыми холостяками, которые, любя друг друга, издеваются незлобно над собой».

* * *

…Как-то, листая старые страницы «Восточки», наткнулся на ранний очерк Евтихия Конева с непритязательным, на первый взгляд, заголовком – «Весна на полях». Прочитал и был очарован. Советую и вам прочитать. Как ни крути, а очерк о самом главном для художника – о его творческих муках и их счастливом преодолении.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры