издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорога в «облака»

Дискеты когда-то пришли на смену перфокартам и кассетам, их сменили флеш-накопители, постепенно сдающие позиции облачным сервисам. Скорость передачи данных в современном мире растёт скачками, а количество обрабатываемой цифровой информации удваивается через каждые два года. О том, как это изменило привычную нам действительность и как трансформирует мир в перспективе, рассказывали участники прошедшей в Иркутске сессии «Энергии будущего» – образовательного проекта En+ Group.

Телефоны-раскладушки, планшетные компьютеры, видеосвязь, беспроводная передача данных. Пятьдесят лет назад это казалось создателям сериала «Звёздный путь» (да простят фанаты дословный перевод названия) фантастическими технологиями, которые будут использоваться в XXIII веке наравне с варп-двигателями. До космических полётов на сверхсветовых скоростях человечество не дошло и вряд ли дойдёт, но идеи фантастов в области телекоммуникаций уже воплощены в устройствах, как минимум ставших наскучившей повседневностью, а то и постепенно уходящих в прошлое.

«Сейчас весь мир стоит на пороге технической революции, – констатирует заместитель директора департамента по работе с ключевыми клиентами Huawei Technologies Co Вэнь Хай во время сессии образовательного проекта «Энергия будущего». – Её стратегические направления – это развитие телекоммуникаций и переход на облачные вычисления. Это то, что реально присутствует в нашей жизни и оказывает очень существенное влияние на неё». Реальность диктует такие правила: объём обрабатываемой информации растёт огромными скачками, так что стационарные компьютеры и одиночные серверы уже не в состоянии его переварить. Ежегодно он удваивается. А к 2020 году объём цифровой информации в мире достигнет 40 триллионов гигабайтов. «Ужас! – резюмирует ведущий сессии Илья Кабанов, главный редактор научно-популярного альманаха metkere.com. – И половина из них – наши селфи».

«Высокие технологии внедряются повсеместно»

На деле, конечно, на долю содержимого социальных сетей приходится лишь малая часть данных, хранящихся в центрах обработки и передаваемых по оптоволоконным сетям, опутавшим весь мир. Значительная их часть приходится всё-таки на деловую информацию. Или научную: Европейская организация по ядерным исследователям – тот самый ЦЕРН, который управляет Большим адронным коллайдером, – перевёла часть услуг на публичное «облако» Open Telekom Cloud, созданное немецким оператором связи Deutche Telekom в сотрудничестве с Huawei.

Теперь у исследователя практически из любой точки земного шара появилась возможность за отдельно взятую плату «заказать» эксперимент на знаменитом ускорителе заряженных частиц. И если раньше для его организации требовалось полтора месяца, то теперь уходит всего 15 дней. При этом затраты на проведение самого эксперимента сократились на 30%. А расходы на обслуживание информационной инфраструктуры снизились на две трети – большую часть услуг в сфере IT выполняет оператор связи. «Эксперименты требуют передачи петабайтов (1024 терабайта. – «ВСП») данных, – подчёркивает заместитель генерального директора по развитию регионов ООО «Техкомпания «Хуавэй» Дмитрий Алфёров. – Облачная платформа это позволяет. Она использует распределённую структуру мощностей и в зависимости от количества задач может задействовать любые центры обработки данных, которые находятся в Европе».

Подобных примеров использования облачных технологий немало. Среди них – умные парковки в Европе, аккумулирующие информацию более чем с 2 миллионов сенсоров на 10 тысячах парковочных мест. Или сеть ByStudy в китайском Даляне. В «облаках» находятся и виртуальные рабочие столы компании PetroChina на нефтяном месторождении Даган, использование которых позволило снизить затраты электроэнергии. Их используют и китайские платёжные системы – в КНР только 11% расчётов производится наличными деньгами, ещё 20% приходится на долю пластиковых карт, а более 50% выполняется с помощью приложений для смартфонов.

«Мы – отрасль, наверное, самая консервативная, в хорошем смысле слова традиционалистская, – продолжает генеральный директор ООО «Компания «Востсибуголь» Евгений Мастернак. – И у нас высокие технологии внедряются повсеместно. На примере последних пяти лет я вспоминаю, как мы подходили к внедрению автоматической системы диспетчеризации «Карьер» и изучали мировой опыт, казавшийся нам игрушкой, которую сложно будет монетизировать. Сегодня любая горнодобывающая техника оснащена большим количеством датчиков, что позволяет нам отслеживать основные производственные процессы в любой точке нашего присутствия, сводить эти данные и анализировать потери». Дистанционное управление горными работами, не так давно казавшееся фантастикой, и вовсе позволяет убрать человека из зоны повышенной опасности – эффект, который невозможно недооценить. Это лишь один пример того, как информационные технологии меняют целую отрасль. И традиционному бизнесу остаётся только активнее их использовать, чтобы в гонке за экономической эффективностью не проиграть компаниям нового образца.

От игр до деловых задач

Кто-то, впрочем, уже оседлал «облачную» волну или старается это сделать. Как En+ Group, создавшая первый в Восточной Сибири центр обработки данных. Точнее, разместившийся в сорокафутовом контейнере модуль, созданный «под ключ» компанией Huawei. В части энергоснабжения её обеспечивает не только расположенный рядом крупный источник электричества – Ново-Иркутская ТЭЦ, но и резервная дизель-генераторная установка. К слову, наличие дешёвой генерации и стало одним из решающих факторов при выборе площадки для размещения центра обработки данных, названного «Облаками Сибири». Ведь половину себестоимости услуг таких объектов составляет цена электричества.

«Наши модули «Облаков Сибири» – это суперкомпьютеры, на которых будут проводиться вычисления параметров окружающей нас реальности, – рассказывает руководитель департамента информационных технологии ООО «Учётно-сервисный центр «ЕвроСибЭнерго» Дмитрий Шевченко, который одновременно является ИТ-менеджером центра обработки данных. – Начиная с компьютерных игр и заканчивая сложнейшими бизнес-задачами вплоть до подачи электроэнергии в дома и офисы». Конечная цель проекта, шутит он, состоит в том, чтобы «захватить мир ЦОДами». Вернее, занять свою нишу на рынке высокотехнологичных услуг, развивающемся огромными темпами. Поспособствовав при этом распространению современных разработок в России с соблюдением всех существующих стандартов безопасности.

«Всё, что писал Оруэлл, сбывается»

Безопасность, к слову, – едва ли не главное требование бизнеса при переходе на цифровые платформы. Речь не о физической защищённости – с этим проблем нет, что доказывает тот же модуль «Облаков Сибири», расположенный на огороженной площадке на территории режимного предприятия. Дело в кибербезопасности – возможности успешно противостоять хакерским атакам и краже данных. «Другой момент – это контроль и использование стандартных приложений, которые будут иметь распространение на всей территории присутствия организации, – добавляет Алфёров. – Эта грань разделяет новые компании, появившиеся после создания облачных сервисов, и существующие, которым ещё предстоит пройти путь модернизации. Трансформация последних будет происходить следующим образом: критичные для бизнеса приложения будут оставаться в частном облаке, пока уровень безопасности публичных облаков не достигнет той грани, при которой организации психологически будут готовы передавать данные».

В злоупотреблении практически неограниченными возможностями доступа к информации кроется главная уязвимость цифрового общества, которое возникает на наших глазах. «Всё, что писал Оруэлл, сбывается с поразительной скоростью, – полагает генеральный директор компании Biolink Technologies Евгений Черешнев. – Сегодня несколько компаний – «Эппл», «Гугл», «Майкрософт», «Амазон» – знают о нас с вами больше, чем наши семьи, друзья и родственники вместе взятые. Когда вы имеете данные о сотнях миллионов людей, вы неизбежно начинаете влиять на поведение человечества».

С тем же успехом можно доказать правоту Уильяма Гибсона: созданная человеком цифровая личность, включающая не только информацию из социальных сетей, но и данные паспорта и пластиковых карт, запросто может быть украдена. У правоохранительных органов, в свою очередь, может возникнуть соблазн «превентивно» пресекать преступления, делая прогноз на основе записей в соцсетях или запросов конкретного пользователя в поисковых системах. Тотальная автоматизация ведёт к росту безработицы, что негативно сказывается на криминогенной обстановке.

Подобные риски – оборотная сторона тех благ, которые несёт технический прогресс. То, как распорядиться ими, зависит исключительно от воли человека. Того, кто сам способен прогрессировать в лучшую сторону. «Когда я учился в школе, в 1998 году на экраны вышел фильм «Армагеддон», в котором мир спасают нефтяники, – говорит Кабанов. – В прошлом году на экраны вышел фильм «Прибытие», в котором мир спасали уже учёные – лингвисты и математики. Вы задумывались о том, как сильно мы изменились за двадцать лет? Мне очень нравится этот прогресс, мне нравится жить в мире, который спасают лингвисты и математики. И это мир, в котором всем нам придётся жить».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры