издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Высокая температура

Медицинский законопроект вызвал в регионе жаркие споры

Законопроект со скучным названием «О внесении изменений в Закон Иркутской области об отдельных вопросах здравоохранения» вызвал совсем не скучную дискуссию на круглом столе региональной Общественной палаты. Законодательная инициатива принята в первом чтении, но уже имеет как горячих сторонников, так и не менее горячих противников. К числу последних, например, относятся министерство здравоохранения и губернатор. За принятие поправок выступают многие мэры и, наверное, большая часть населения. Просто потому, что эти поправки дают хоть какую-то надежду на изменение ситуации в медицине, которая, по грубому, но честному выражению одного из участников дискуссии, сейчас находится «извините, в заднице».

Суть поправок, которые депутаты пытаются внести в региональный закон о здравоохранении, сводится к тому, чтобы снять с муниципалитетов обязанность создавать условия для привлечения врачей на места и переложить её на региональную власть. При этом местные власти сохранят своё священное право помогать медикам. Сегодня большая часть муниципалитетов имеет глубоко дотационные бюджеты и просто не в состоянии обеспечивать врачей жильём и другими бонусами. А без этого никто не рвётся ехать в глубинку и даже в районные центры. Дефицит кадров настолько велик, что приближается к катастрофическому в некоторых районах.

– Закон создаёт благоприятную правовую базу для объединения усилий местной и региональной властей, – уверен один из инициаторов законопроекта депутат Артём Лобков. – Если до принятия поправок созданием условий занималось только местное самоуправление, новый законопроект нацелен на то, чтобы привлечь к решению проблемы и региональное правительство.

Однако министру здравоохранения Олегу Ярошенко не понравилось в законопроекте всё – начиная со сроков внесения в правительство и заканчивая общей концепцией. Губернатор также дал отрицательное заключение на законопроект, «как не соответствующий федеральному законодательству». А в конце мая появилось открытое письмо за подписями 30 главных врачей, которые также выступили против принятия законопроекта.

– Основной тезис законодателей состоит в том, что большинство муниципалитетов имеет дотационные бюджеты и не в состоянии исполнять свои обязательства, – пояснил свою позицию Олег Ярошенко. – Но федеральным законодательством указаны их прямые обязанности на этот счёт. Если эти полномочия одномоментно будут переложены на регион, привлечение недостающих врачей и медсестер обойдётся нам в 19 миллиардов рублей. Хочу напомнить, что дефицит областного бюджета в 2017 году составил более 9%. Только для того, чтобы обеспечить всех врачей жильём, понадобится очень много лет: разработка законов и подзаконных актов, программ, поиски финансирования и само строительство жилья.

По оценке Олега Ярошенко, существующая система даёт хорошие результаты, ведь в 31 из 42 территорий разработаны программы поддержки медицинских работников, и в большей или меньшей степени они финансируются. Так хорошо финансируются, что даже удалось приостановить отток медицинских работников и нарастить кадровый потенциал на 3,2% за пять лет. Если в 2013-2014 годах уровень укомплектованности врачами в области составлял 53%, то в 2016 году показатель вырос до 56,2%.

– В репликах инициаторов законопроекта часто звучит ссылка на отсутствие основного субъекта, ответственного за медицинские кадры. В переводе с парламентского это означает «найти стрелочника», – не стал стесняться в выражениях министр. – А лучше его назначить с помощью закона и привести в исполнение заветный приговор – «Виновен». Особенно это актуально в канун выборной кампании.

– Если министр здравоохранения выступает и делает акцент на слове «политика», зачем мы вообще тут присутствуем, – возмутился мэр Черемхова, председатель Ассоциации муниципальных образований Вадим Семёнов. – Предложен прекрасный законопроект, который продиктован только одним – желанием помочь области и болью за людей. Замечательные цифры привёл министр. За пять лет обеспеченность кадрами выросла на 3%, то есть на 77 человек. Если разделить это на 42 муниципальных образования второго уровня, получится, что каждое из них привлекло 1,6 врача. То есть каждое муниципальное образование получило человечка и ещё чуть-чуть.

Но даже 56,2% – это, что называется, средняя температура по больнице. Например, в Черемхове обеспеченность кадрами составляет 38%. Усомнился Семёнов и в том, что для обеспечения всех врачей региона жильём потребуется 19 млрд рублей.

– Мы же не малые дети и понимаем, что, если мы примем закон, это ещё не значит, что завтра к нам пойдут специалисты и мы не будем успевать строить им дома. К закону придётся приложить массу усилий, программ, дорожных карт. Из-за одной квартиры в Тулуне или Черемхове молодой специалист из Иркутска не убежит. Это длительный процесс, и вовсе не такие огромные деньги. У нас есть масса объектов, которыми просто нужно эффективно управлять, и не потребуется строить новое жильё в большинстве случаев. Откуда взялась такая фантастическая цифра – 19 миллиардов, я не понимаю.

Тот факт, что в большинстве муниципалитетов приняты программы поддержки здравоохранения, мало о чём говорит. На сегодняшний день муниципалитеты не могут сделать главное – предоставить молодым специалистам жильё в собственность. Каждый мэр имеет около четырёх десятков первоочередных полномочий, на исполнение которых обязан тратить каждую копейку. Если первоочередные обязанности не исполнены, а мэр решил потратить средства на жильё для врача или учителя, это уже нецелевое использование средств и прямая дорога на скамью подсудимых.

– Вот вы говорите о том, что дефицит областного бюджета 9%, так в большинстве муниципальных образований дефицит 100%, – заметил Семёнов. – Новое жильё мы не строим, у нас даже формального права нет обеспечивать врачей жильём. За счёт фонда вторичного жилья предоставляем квартиры в служебный наём. Но человек отработал 3–5 лет, хочет получить жильё в собственность. А у муниципалитета законных оснований для этого нет, потому что у меня 4 тысячи малоимущих в очереди на жильё, и я прежде всего их должен обеспечить.

Лариса Павлова, председатель Думы Братска, ещё два года назад была заместителем главного врача самой крупной поликлиники в Братске.

– Когда утром я шла на работу, сложно было пройти по коридору больницы, потому что огромные очереди. Население из района тоже едет в Братск. В Иркутске ситуация проще, но, чем дальше в глубинку, тем хуже. Там медицинской помощи можно вообще не дождаться.

Два года назад в братской поликлинике было 38 терапевтических участков, но только на восьми работали врачи, и семь из них уже вошли в пенсионный возраст. Ещё на 22-х участках функции врачей исполняли фельдшеры, остальные ставки оставались вакантными. Сегодня ситуация мало изменилась. Но даже если она улучшилась на 3–5%, это уже не играет никакой роли.

При этом нужно понимать, что Братск – крупный город, северная столица области. Здесь работает программа «Здоровье» с объёмом финансирования 69 млн рублей. Начиная с 2013 года в город прибыло 235 врачей, и вроде бы это немало. Вот только за те же годы из здравоохранения ушло 209 врачей. «Вы не думайте, они не уехали из города, – добавила Лариса Павлова. – Они просто ушли на пенсию». То есть по факту прирост составил 26 человек с 2013 года.

– Внесение изменений абсолютно правильно расставляет права и обязанности муниципалитетов и субъекта, – уверена Лариса Павлова. – Если есть опасения, что муниципалитеты самоустранятся от проблемы, давайте специально сделаем пункт «с сохранением мер социальной поддержки, предусмотренных муниципальными актами по состоянию на момент принятия закона».

Мэр Саянска Олег Боровский посетовал на то, что у него на столе лежит 16 ходатайств о выделении служебного жилья для врачей. А жилья в муниципалитете нет. èèè

При этом регион выкупил у частной структуры медсанчасть за 100 млн рублей, не обследовав её, как положено. В итоге найдено множество нарушений, и сегодня из 3,5 тысячи квадратных метров площади используется только 80 квадратов, на которых открыто 4 кабинета. В городе не хватает 55 врачей, и даже больница не укомплектована кадрами, не говоря уже о купленной медсанчасти.

– Сегодня в Саянске вообще беспредел творится, – говорит Олег Боровский. – Городская больница за счёт платных услуг ремонтирует эту медсанчасть, потому что минздрав не даёт денег. Так неужели мы будем отказываться от помощи области, которую нам гарантирует этот законопроект? В любом муниципалитете до 80% бюджета уходит на зарплаты. У меня сегодня не хватает денег оплатить медосмотры для педагогов. А какие деньги я могу дать врачам? Я вам просто скажу: сами мы не выживем. Медицина будет в такой же, извините, заднице, в которой она находится сейчас.

Председатель Думы Иркутского района Александр Менг отметил, что из района уехали почти все молодые специалисты, которых привлекли в своё время по программе «Земский доктор». А ведь люди получали хорошие деньги, миллион рублей. Но это мало кого останавливает. Сегодня район не даёт жильё врачам, поскольку попросту не имеет его.

– Мы тоже долго смотрели на законопроект и решили его поддержать, – отметил Менг. – Мало того, этот законопроект своевременный. Проблема зреет давно, а обсуждать её никто не брался, она всё замалчивалась. Спасибо, что вынесли тему на обсуждение. Есть же второе и третье чтения, во время которых все вопросы можно решить. А то, что говорят, что муниципальные власти уйдут и не будут помогать, неправда. Никуда они не уйдут, потому что население как было у нас, так у нас и останется.

Общие сомнения выразила Надежда Глызина, председатель Думы Усольского района.

– Проблемы здравоохранения очень серьёзные, – отметила она. – Но я боюсь, что лучшее – враг хорошего. Мне проще найти специалиста, если я могу решить финансовый вопрос и проблему выделения жилья. Когда мы меняем что-то в лучшую сторону, очень часто получаем тот же результат, который был. Поэтому, если мы уйдём от обязанности муниципалитетов к праву, уже по-другому будем пересматривать бюджет. Если основная обязанность ляжет на область, я буду ходить и требовать то, что мне причитается из областных структур. Но времени на это тратится очень много, и его жалко. Боюсь, мы потеряем то, что имеем, и получим новые проблемы.

Александр Федосеев, главный врач Качугской ЦРБ, входит в число трёх десятков главных врачей, назначенных Олегом Ярошенко. Его подпись также стоит под письмом, написанным в поддержку позиции минздрава, и в этом «нет никакого раболепия», по выражению самого главного врача. Просто он искренне убеждён, что изменение закона усложнит жизнь главным врачам в глубинке, а главы районов охладеют к проблемам здравоохранения.

– Сейчас у меня сложились хорошие отношения с мэром Качугского района, благодаря чему мы проектируем поликлинику. Уважаемые члены Заксобрания провалились в ней под пол, потому что прежний главный врач не удосужился подумать, как бы что там сделать.

Правда, у «уважаемых членов Заксобрания» был свой вариант этой истории. А некоторые журналисты даже помнят выступление главного врача на встрече с нынешним депутатом Госудмы Николаем Николаевым, когда тот приезжал в Качугский район. Александр Федосеев рассказывал тогда, в каком ужасающем положении находится поликлиника, а он сам не может достучаться до властных структур.

В октябре прошлого года в поликлинике побывали депутаты ЗС, у одного из них в самом деле нога провалилась в дыру в половице. Лишь после этого на уровне правительства было принято решение о проектировании нового здания поликлиники. И вряд ли тут сыграли хоть какую-то роль хорошие отношения между главным врачом и мэром района.

Александр Федосеев рассказал, что в его больнице обеспеченность врачами составляет 57%, то есть больше, чем в области. «Привлекаем дежурствами, экстренностью, которые могут поднять заработную плату до 50–100 тысяч, – добавил Федосеев. – У медсестёр с 4-го квартала зарплата будет 26 тысяч рублей. А меньше чем за 50 тысяч никто не поедет в район». На сегодняшний день врачам в Качуге предоставляется гостиница, проживание в которой оплачивается за счёт всё тех же платных услуг.

– Если вы проплачиваете из платных услуг гостиницу для своих врачей, платите им по сто тысяч за интенсификацию труда, глава-то здесь при чём? – поинтересовался Олег Боровский. – Всё это сохранится, и дополнительно вы получите региональную поддержку. Почему же вы против?

Владимир Зарубин, главный врач иркутской ЦРБ, также высказался против поправок. Но в своём выступлении убедительно доказал, что менять что-то нужно. В Иркутском районе не хватает даже фельдшеров в ФАПах. Бюджет районной больницы скуден. Заключено два договора с выпускниками медицинского вуза, из средств больницы им будет оплачиваться ординатура. Больница из собственных средств готова оплачивать обучение студентов, если только они вернутся работать в район.

– Я увидел в этой инициативе только одно – всё передвигается на уровень министерства здравоохранения, у которого нет денег, но оно должно обеспечить жильём моих докторов, – отметил Зарубин. – Сейчас муниципальные образования нам всё-таки помогают, а потом скажут: извините, вы не наши.

Первый заместитель губернатора Владимир Дорофеев, который представлял на круглом столе правительство региона, отметил, что сейчас ничто не мешает добавлять денег на финансирование региональных программ по развитию здравоохранения. И довёл до присутствующих, что губернатор получил письмо из ФСБ, в котором органы тоже выразили свою позицию. По оценке серьёзных экспертов из органов, изъятие у муниципалитетов полномочий может значительно снизить эффективность деятельности местных администраций, привести к сокращению финансирования муниципальных программ и дестабилизировать обстановку. Видимо, сейчас они оценивают обстановку как стабильную.

– Нагрузки на региональный бюджет нам не избежать, если мы хотим исправить ситуацию, – отметил Владимир Дорофеев. – Другое дело, что политику в этом определяет министерство здравоохранения. Ему и карты в руки, пусть составляет программы, заключает соглашения с муниципалитетами.

Однако ждать инициативы от министерства здравоохранения можно ещё очень долго. А лечиться людям нужно уже сейчас. И придавать этой теме политическую окраску – значит откладывать решение проблемы.

«Политике здесь нет места, выбросите это из головы, – заявил спикер Законодательного Собрания Сергей Брилка, который взял слово последним. – Здесь реальная озабоченность тем, что происходит в области. Вы поезжайте в Киренский район, Казачинско-Ленский район и посмотрите. Люди плачут, когда рассказывают о том, как им приходится лечиться. И когда мэр принимает неправовые решения, чтобы удержать кадры, над главными врачами не каплет, это над мэром каплет. Нельзя ставить мэров в такие условия, которые вынуждают принимать неправомерные решения. Не надо будоражить людей, устраивать противостояния. Нужно сесть и подумать, как нам решить проблему. Для этого у нас есть ещё второе и третье чтения. Это дорога со встречным движением, и нужно по ней двигаться размеренно».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры