издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Народное творчество» Герды

Из Дома народного творчества, который почти год возглавляет новый директор, сотрудники уходят целыми отделами

Больше двадцати работников Дома народного творчества уволились из областного учреждения за последние месяцы. Свои должности покинули в том числе три заслуженных работника культуры России. В итоге без поддержки оказались самодеятельные театральные и цирковые коллективы – ушли ведущие специалисты по этим направлениям. Сложно будет найти человека на должность ведущего специалиста по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. C Домом народного творчества расстаются уникальные специалисты, заменить их просто некем. С молчаливого одобрения регионального министерства культуры нынешнее руководство учреждения разваливает то, что создавалось годами и десятилетиями.

Отправной точкой, началом неприятностей, которые происходят в Доме народного творчества, можно считать увольнение прежнего директора учреждения Елены Дмитриевой. Распоряжение о прекращении контракта министр культуры и архивов Ольга Стасюлевич подписала 21 ноября 2016 года. В этот день Елена Дмитриева на своей странице в социальной сети сообщила, что была уволена без объяснения причин. Этим же днём датирован пресс-релиз, в котором министр всё-таки назвала причины кадрового решения. Одно из оснований прекращения контракта – за год руководства областным учреждением Елена Игоревна не создала школу режиссёров массовых мероприятий.

«Часть планов, намеченных к реализации на базе Иркутского дома народного творчества, в частности, создание школы режиссёров массовых мероприятий будет воплощена в жизнь уже новым руководителем, имеющим опыт управления учреждениями культуры, назначение которого состоится в ближайшее время», – цитирует пресс-служба областного правительства министра культуры (пунктуация первоисточника сохранена. – Ред.). Кто-то думал, что несмешные анекдоты про невежество министерства культуры остались в прошлом. Реальность оказалась суровее анекдотов: официальный пресс-релиз регионального министерства культуры содержит ошибки.

Теперь о сути заявления, сделанного министром. Как профессионал, Ольга Стасюлевич обязана знать, что образовательная деятельность находится вне компетенции Дома народного творчества, по Уставу это областное учреждение должно заниматься исследовательской, организационной и методической работой. Обучение режиссёров – задача учреждений образования, например, областного колледжа культуры.

Елена Дмитриева была уволена, несмотря на объективные показатели качества управления. По итогам независимой оценки качества оказания услуг Дом народного творчества получил 81,5 из 95 баллов, или 85,7%. Это одна из самых высоких оценок среди областных учреждений культуры. Наибольшие баллы эксперты присудили по таким критериям, как доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации культуры (97,1%), время ожидания предоставления услуги (95,7%), открытость и доступность информации об учреждении культуры (90,5%). Можно по-разному относиться к результатам независимой оценки качества услуг. Но это официальные данные, опубликованные на сайте областного правительства. По логике на них должно было опираться министерство, принимая решения.

Недоумение в культурной среде вызвала кандидатура нового руководителя учреждения. Иркутский областной Дом народного творчества возглавила начальник отдела культуры города Свирска Людмила Герда. Нельзя сказать, что это муниципальное образование особо выделялось в культурной работе. Скорее, наоборот. В рейтинге территорий региона Свирск занимал «почётное» 41 место из 42 возможных. Эти данные также находятся в открытом доступе, рейтинг отделов культуры муниципалитетов опубликован на сайте правительства Иркутской области.

Попав в начальники, этот молодой руководитель начала с увольнения опытных и авторитетных сотрудников. За неполный год из Дома народного творчества уволились 24 специалиста: от заместителей директора до водителя. Юриста или бухгалтера можно относительно легко заменить. Специфика деятельности ведущих специалистов по жанрам такова, что каждый из них занимает отдельную нишу. Например, в ведении специалиста по театральному жанру находится около 680 самодеятельных коллективов – детских и взрослых. У ведущего специалиста по хоровому жанру и того больше – 2,5 тысячи коллективов.

В Иркутской области вряд ли найдутся люди, которые знают все творческие коллективы, владеют ситуацией в каждом муниципальном образовании. Ушёл специалист по цирковому жанру, его некем заменить. Без поддержки остаются театральные коллективы Иркутской области. Сложно будет найти человека на должность ведущего специалиста по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Формально все сотрудники покидают свои должности по собственному желанию. Однако фактически их вынуждают уволиться. Некоторые специалисты с работы попали на больничные койки. Так было с заместителем директора (теперь уже бывшим) Татьяной Анатольевной Кочневой, заслуженным работником культуры РФ.

«До назначения нового руководителя в Доме народного творчества я проработала две-три недели. Начинала с воодушевлением, были творческие замыслы, планы, например, готовились к встрече Деда Мороза, – вспоминает бывший сотрудник. – Потом произошла резкая смена руководства. Уже в течение первой недели мы почувствовали, что никакой продуктивной работы, никакого альянса с новым руководством быть не может. Рабочие предложения директор воспринимала неадекватно. Людмила Анатольевна позволяла себе унижать подчинённых в присутствии коллектива, использовала нецензурные слова, ругательства. Меня, например, могла назвать дурой, говорила, что меня надо гнать в три шеи. Она придиралась по пустякам, давала бессмысленные задания, доходило до того, что требовала фотоотчёты о каждом дне работы. На фоне длительного стресса у меня случился гипертонический криз, в четыре раза поднялся уровень сахара в крови, хотя до этого таких проблем со здоровьем никогда не было. Я уволилась в один день, безо всяких отработок. Жаль, конечно, задумок было много, было и желание работать… Она выжила из Дома народного творчества всех нормальных людей. Я считаю, это такой психотип человека – окружить себя приближёнными, которые будут смотреть «снизу вверх», «заглядывать в рот». Герде некомфортно работать со специалистами, которые компетентнее и грамотнее неё».

В распоряжении редакции есть приказы руководителя областного учреждения, в которых заместителю директора по проектной деятельности предлагается подготовить методические рекомендации для учреждений культуры по проведению торгов и выбору подрядчика. Очевидно, что заместитель по проектам не должен заниматься подобной работой, это задача скорее юристов или технических служб.

По словам бывших сотрудников, публичное унижение подчинённых, издание приказов о выполнении обязанностей, не входящих в должностные, – классика бурной деятельности своенравной Герды по «выдавливанию» неугодных.

Бывшие заместитель директора Вячеслав Кожевников и ведущий специалист по театральному жанру Валерий Кирюнин, заслуженные работники культуры, не захотели поделиться с читателями газеты подробностями своего ухода из Дома народного творчества.

«Я бы сказал, это уникальная особенность Людмилы Анатольевны – создать работникам невыносимые условия труда. Я не встречал больше таких руководителей в культуре, хотя работал в Доме народного творчества при четырёх директорах, – рассказывает бывший заведующий отделом народного творчества и культурно-массовой деятельности Евгений Зеленцов. – Отдел народного творчества всегда был сердцем учреждения, на нём лежала максимальная нагрузка – методическая помощь творческим коллективам, организация и проведение международных, всероссийских и областных фестивалей и конкурсов. Так вышло, что из прежних работников осталось двое. Они тоже находятся под постоянным прессингом».

Евгений Зеленцов уволился в августе нынешнего года. «Схема моего ухода была такой. Издание приказа о выполнении поручения к определённому сроку – вплоть до указания часа. Объёмное поручение невозможно было выполнить за несколько часов. Результат директора не устроил – с меня потребовали письменное объяснение. Объяснение тоже не устроило – назначен новый срок выполнения, опять объяснение, потому что не угадал, что она (директор) имела в виду. Наказать не получилось – стимулирующие выплаты и так снижены до минимума. Иногда поручение не имело смысла или не относилось к моим обязанностям. Например, от меня, как от начальника отдела, мой руководитель требовала заниматься приглашением на международный фестиваль «Ангинский хоровод» (торжества в честь юбилея Святителя Иннокентия) гостей из дальнего зарубежья, из тех мест, где святой вёл миссионерскую деятельность. Я не отказываюсь от заданий, которые входят в мои обязанности, уверен, что могу их выполнить хорошо. Но это не уровень заведующего отделом областного учреждения – приглашать вип-персон из других государств. На мои возражения Людмила Герда осыпала меня бранью при всём коллективе. Я был вынужден покинуть совещание, так как счёл, что в подобном тоне общаться с работниками непозволительно. После этого начался тотальный контроль: когда ушёл, когда пришёл, объяснение, взыскание, как итог – моё увольнение».

По словам Евгения Зеленцова, при схожих обстоятельствах произошло увольнение бывшего заведующего отделом информационных технологий Сергея Санникова. «Он получил приказ работать за звукорежиссёра на 9 Мая. При ознакомлении с приказом он так и написал, что эта работа не входит в его должностные обязанности. Результат – увольнение Санникова», – констатирует Зеленцов.

При этом нельзя сказать, что новые люди не приходят. Например, должность звукорежиссёра заняла девушка Ксения, как и Людмила Герда, уроженка города Свирска. Наверняка хороший человек, но диплом ПТУ по специальности «Портной 4 разряда» вряд ли отвечает требованиям к должности «звукорежиссёр», которую по сей день благополучно занимает Ксения. Справедливости ради стоит сказать: в личном деле нового сотрудника имеется бумага, что Ксения целых три дня повышала квалификацию по программе «Совершенствование навыков работы со световым и звуковым оборудованием в учреждениях культуры клубного типа». Проблема в том, что совершенствовать можно только те навыки, которые уже есть.

Как раз Ксению и должен был «прикрывать» Сергей Санников на праздновании 9 Мая. То есть, имея в штате звукорежиссёра, который за свою работу получает деньги, руководитель издаёт приказ о том, что его обязанности должен выполнять специалист по другому направлению. Резонный вопрос – зачем тогда нужна девушка Ксения? (Приказ, предписывающий Санникову работать за звукорежиссёра, также находится в распоряжении редакции.)

Процессы, происходящие в Доме народного творчества, председатель социально-культурного комитета Законодательного Собрания Ирина Синцова считает новым видением того, как должно работать областное учреждение. «Я не могу давать оценку, правильную ли кадровую политику ведёт директор Людмила Герда. Вижу, что достаточно квалифицированные специалисты, работавшие на своих местах, имевшие большой опыт в Доме народного творчества, расстались с должностями. Большинство из них ушли в никуда. Меня волнует эта ситуация, тем более процесс продолжается. Из старых работников в Доме народного творчества осталось немного людей, – говорит Ирина Синцова. – Мне сложно сказать, насколько изменилось качество проведения плановых мероприятий. Если раньше депутаты регулярно бывали на мероприятиях, которые проводит областной Дом народного творчества, то сейчас мы приглашений как таковых не получаем. Я знаю, что мероприятия проводятся, особенно связанные с 80-летием Иркутской области. Я сожалею о многих людях, которые раньше там работали, людях уважаемых, которым пришлось уйти из учреждения: о Вячеславе Яковлевиче Кожевникове, Сергее Викторовиче Санникове, Татьяне Анатольевне Кочневой. Напоминаю, моё мнение – взгляд человека со стороны. Руководитель учреждения несёт ответственность за ту политику, которую он проводит. В следующем году я думаю ближе познакомиться с работой учреждения в рамках мониторинга реализации программ, направленных на развитие культуры. Пристальное внимание планируем обратить на деятельность Дома народного творчества».

Хотелось бы также напомнить о своеобразном рубеже в работе директора Людмилы Герды. В нынешнем месяце исполняется год с момента назначения её руководителем учреждения. «Новый руководитель, имеющий опыт управления учреждениями культуры», за весь период работы так и не создала школу режиссёров массовых мероприятий. Даже речи не велось о её создании. Однако своей ставленнице министр Ольга Стасюлевич не высказывает никаких претензий, во всяком случае, публично. Хотя именно отсутствие школы режиссёров при Доме народного творчества послужило одним из основных поводов для увольнения предыдущего директора.

Редакция обратилась к руководителю отдела Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова Анатолию Цепу. Представителя курирующей организации мы попросили прокомментировать ситуацию в Иркутске. Чтобы федеральные эксперты могли иметь полное представление о происходящем, Анатолий Иванович предложил направить письменное обращение к руководству Российского Дома народного творчества и посоветовал подкрепить его копиями документов. Аналогичное послание он порекомендовал направить в Департамент поддержки искусства и народного творчества федерального Министерства культуры.

Если бы процессы, которые происходят в Иркутском Доме народного творчества, касались только коллектива учреждения, не стоило бы говорить об этом так подробно. Но это опорное учреждение, оно курирует учреждения культуры и заведующих отделами культуры, творческие коллективы муниципалитетов.

Культура – достаточно инертная отрасль. Из-за того, что сегодня «в никуда» ушли профессионалы, немедленной катастрофы не случится. Совсем без поддержки остались цирковые и театральные коллективы области. В них участвуют люди, для которых творчество – не обязанность, а отдых. Мастер-классы, методическая поддержка областных специалистов были для этих артистов-любителей дополнительными «крючочками», связывающими с миром искусства. Сейчас, когда работа с самодеятельными артистами не ведётся, вполне возможно, что кто-то из них чаще будет выбирать другой отдых – дома у телевизора или в баре с друзьями. Невидимая миссия методистов заключалась в том, чтобы у простого человека было больше причин выбрать культурное учреждение, а не бар.

Бывшие работники предпринимали попытки обсудить ситуацию с министром культуры. По их словам, никакой проблемы в том, что из учреждения уходят лучшие специалисты, Ольга Стасюлевич не видит. Единственный выход, по мнению уволившихся, – вынести дискуссию в общественное пространство.

От редакции. С темы массовых увольнений работников мы начинаем разговор об областном Доме народного творчества. В следующих номерах мы познакомим читателей с любопытными фактами, связанными с размещением государственных контрактов на проведение массовых мероприятий. Обещаем, будет интересно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры