издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пиковая нагрузка

Жители областного центра и ещё восьми территорий получили декабрьские квитанции за коммунальные услуги, в которых сумма за отопление была рассчитана по новому областному закону, принятому в октябре. Каковы первые итоги эксперимента, рассказал в прямом эфире радио «КП» заместитель директора по сбыту ООО «Иркутская энергосбытовая компания» Андрей Харитонов.

На новую систему оплаты за отопление перешли девять территорий – Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Балаганский, Боханский, Куйтунский, Нижнеилимский, Усть-Удинский районы и Шестаковское городское поселение. Теперь жители этих муниципалитетов начали рассчитываться за тепло не ежемесячно равными долями (1/12), а только в отопительный период по факту. Последнее предполагает, что летом оплата за услугу составляет ноль рублей, а с сентября цифры в платёжках постепенно увеличиваются, достигая пика в самые холодные месяцы – в декабре и январе.

С октября в городах и посёлках Приангарья, которые перешли на новую систему, начали выставлять оплату по факту. Но в ноябре по согласованию со Службой госжилнадзора региона был сделан перерасчёт за сентябрь. Соответственно, декабрь и стал первым месяцем, за который потребители получили полновесную квитанцию за тепло по показаниям счётчиков. Сумма в квитанциях за декабрь увеличилась в 2–2,5 раза по сравнению с той, которую оплачивали ежемесячно. По прогнозу, за январь счёт будет ещё больше.

– Если у потребителей нет средств сразу оплатить такой счёт, мы готовы предоставить рассрочку, – отметил Андрей Харитонов. – Для того, чтобы не копить долги, необходимо обратиться в отделение «Энергосбыта» и заключить соответствующее соглашение. При этом потребители, получающие социальные льготы, продолжат пользоваться субсидиями при условии своевременной стопроцентной оплаты ресурсов. У них проблем по оплате услуг ЖКХ не должно быть. По крайней мере, органы соцзащиты это подтвердили. Хочу отметить ещё одну особенность. С января по август 2017-го жителям Иркутска, Ангарска и других населённых пунктов, перешедших на новую систему, начисления производились по старой схеме. Соответственно, за этот период в феврале мы сделаем корректировку со знаком «минус». Так жители увидят уже снижение сумм оплаты за отопление. А в марте, апреле и мае цифры уже из-за погоды будут постепенно снижаться.

Нововведение касается только домов, оснащённых общедомовыми приборами учёта. Жители многоквартирных домов, где приборы учёта вышли из строя либо не прошли поверку, продолжат получать квитанции, суммы в которых будут начислены, исходя из нормативов потребления.

Раньше, когда мы получали квитанции по старой схеме, многие не понимали, что такое годовая корректировка по итогам прошлого года. Откуда взялись доплаты в январе 2017-го за 2016-й, как их рассчитывают. Новая система, по мнению специалистов, прозрачнее и понятнее: сколько тепла получил, столько за него и заплатил. Что касается сумм доплат, ответ простой: двух абсолютно одинаковых домов не бывает. Они могут быть из одной серии, быть похожими, словно братья-близнецы, но только снаружи, а внутри совсем разными. В одном хороший ремонт, настроенный тепловой узел, окна и двери в подъездах без щелей, а в другом – забитые окна и батареи топят улицу, теплоузел заброшен. Поэтому многоэтажки одинаковые только по техпаспорту, а по теплопотреблению значительно различаются. И это результат работы жильцов со своей управляющей компанией и самой управляющей компании по вопросу энергосбережения.

Ещё одна особенность, которую отмечают эксперты, – установка поквартирных приборов учёта тепла. Сейчас ими оборудуются некоторые новостройки. Если в вашей квартире установлен такой счётчик, он опломбирован и принят, то вам необходимо ежемесячно передавать показания, тогда расчёт будет производиться, исходя из ваших данных, но с одной поправкой. «Обращаю ваше внимание, что главным мерилом остаётся общедомовый прибор учёта, – поясняет Андрей Харитонов. – Допустим, кто-то в вашем доме отключил батареи, а сосед из-за этого увеличивает нагрузку своих батарей и тем самым отапливает и себя, и того парня. В результате к показаниям вашего индивидуального прибора учёта плюсуется доля расходов по показаниям общедомового».

Как показывает практика, значительно снизить расходы жильцов за тепло позволяет установка погодоведомого оборудования. Ни одна управляющая компания не может в режиме реального времени в зависимости от температуры за окном вручную регулировать температуру батарей в каждом из своих домов в отличие от автоматики. Эффективность такой системы подтвердили и специалисты Энергосбытовой компании во время недавнего общения с жильцами. «Мы проезжали по некоторым домам, чтобы посмотреть, как работает система погодоведомого оборудования, – рассказывает Харитонов. – Выяснилось, что все жильцы довольны, потому что они действительно экономят на «коммуналке». Конечно, такое оборудование стоит недёшево – более 100 тысяч рублей вместе с монтажом и наладочными работами, однако срок его окупаемости – всего 1,5 года».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры