издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Уголь: начало

«Сибирский энергетик» решил проследить, как топливо для ТЭЦ превращается в энергию

  • Автор: Георгий Борисов

ТЭЦ «Иркутскэнерго» ежегодно производят более 11 млрд кВт-ч электричества и 18 млн гигакалорий тепла. Для этого они сжигают почти 10 млн тонн топлива – угля. Их стабильную работу обеспечивает надёжный «тыл» – разрезы ООО «Компания «Востсибуголь», расположенные в Иркутской области и Красноярском крае. Стремясь рассказать читателям о прочной взаимосвязи между ними, «Сибирский энергетик» запускает новую рубрику. В течение года мы будем писать о том, как производятся поступающие в ваши дома тепло и электричество, начиная с добычи топлива для их выработки и заканчивая поступлением энергии в сети и трубопроводы.

– Об Иркутской угленосной формации мои наблюдения дозволяют сообщить следующее: иркутские угленосные пласты составляют по возрасту самую новую формацию из числа ныне известных в южной половине губернии, – докладывал Сибирскому отделу Императорского Русского географического общества польский исследователь Александр Чекановский в далёком 1871 году. – Пласты эти залегают полосой, юго-восточный конец которой касается Байкала, образуя берег озера между рекой Котом и мысом Кадильный, отсюда формация тянется на северо-запад и в этом направлении может быть мною прослежена до деревни Верхне-Зиминская, близ которой она, впрочем, не оканчивается, но, кажется, тянется значительно дальше вверх по реке Зиме.

И Чекановский, и геолог Сергей Обручев, уже в XX веке открывший Тунгусский бассейн, не ошиблись: Иркутская область богата углём. Если точнее, в её недрах скрываются две, как говорили ранее, формации. Первая из них – Иркутский угольный бассейн – тянется вдоль Восточного Саяна и простирается на 520–540 км на северо-запад от берега Байкала до Нижнеудинска. Её ширина достигает 80 км. А толщина пластов – геологи используют термин «мощность» – колеблется от 1 до 10 метров, иногда достигая больших значений. Число их варьируется от 1-2 под Черемховом до 25 в Заларинском районе.

Общие балансовые запасы угля Иркутской области оцениваются в 14,7 млрд тонн, из них 7,8 млрд тонн пригодно для открытой добычи. К освоению подготовлено и разрабатывается 3,4 млрд тонн . Это всего 42 процента от балансовых запасов. В границах Иркутского угольного бассейна открыто 20 больших месторождений. Разработку части из них ведут два филиала «Востсибугля», поставляющего топливо на станции «Иркутскэнерго». Это разрез «Черемховуголь», в который входят Черемховский и Головинский участки с Касьяновской обогатительной фабрикой, и разрез «Тулунуголь», объединяющий Азейский и Мугунский производственные участки с железнодорожным участком. Именно они лидируют по объёмам добычи. Например, в 2017 году «Тулунуголь» дал 6 миллионов 841 тысячу 44 тонны угля. На счету «Черемховугля» 3 миллиона 717 тысяч 686 тонн.

Показатели Жеронского разреза, самого северного на территории Иркутской области, скромнее – 725 тысяч 292 тонны угля. Но значимость предприятия нельзя недооценивать – оно поставляет топливо для Усть-Илимской ТЭЦ и других потребителей «северов». Жеронское месторождение, «на борту» которого создан разрез, является частью огромного Тунгусского бассейна. В основном он залегает под территорией Якутии, а в Иркутскую область заходит лишь его часть, на геологических картах вытянувшаяся характерным «языком». Плюс небольшой выступ в недрах Красноярского края. Когда-то считалось, что никакого бассейна нет, а есть лишь отдельные угленосные площади. Но Обручев доказал обратное. Правда, находящийся в труднодоступной местности бассейн изучен слабо, однако его балансовые запасы – те, которые целесообразно использовать, – составляют более 1,7 триллиона тонн. Чтобы оценить масштабы Тунгусского бассейна, к этим цифрам следует прибавить почти 3,6 трлн тонн неразведанных запасов.

Кстати, об использовании запасов месторождений. Прежде чем добраться до пластов угля, необходимо убрать горную породу, которая их скрывает. То есть, говоря языком угольщиков, провести вскрышные работы. На разрезах применяется транспортная вскрыша (как, например, на разрезе «Ирбейский»), также используется бестранспортный вариант (разрезы «Тулунуголь» и «Черемховуголь»). Комбинированная система разработки используется на разрезах «Тулунуголь», «Черемховуголь» и «Жеронский».

Для вскрышных работ используются шагающие экскаваторы. В отличие от гусеничных экскаваторов шагающий работает со значительно сниженным давлением на грунтовые слои.

В основании этой техники имеется опорная платформа, «база» – металлический «блин» диаметром более 10 метров и толщиной в метр с лишним, по бокам которой размещаются два опорных башмака – «лыжи» – сопоставимой длины, ширина которых достигает нескольких метров. Перемещение всей конструкции происходит следующим образом: экскаватор поднимается над грунтовым слоем, делает переместительное движение по направлению вперёд и снова производит опорное опускание на основу. Так и происходит передвижение шагающего экскаватора.

Скорость данной техники не является высокой, однако при таком весе, который может достигать даже нескольких тысяч тонн, это является нормой. Скорость экскаватора шагающего типа может составлять в среднем восемьдесят метров в час, хотя в паспорте устройства указывается максимальная скорость, которая может равняться двумстам метрам в час. Ёмкость гидравлической системы шагающей техники может вместить порядка восемнадцати тонн масла.

За год самый мощный «шагарь» в парке «Востсибугля» способен переместить в отвал более 4 миллионов тонн породы – как мягких грунтов, которые его ковш способен взломать без посторонней помощи, так и твёрдой скалы, которую предварительно взрывают. Машина эта называется ЭШ 40/100, что расшифровывается просто: экскаватор шагающий с вместимостью ковша 40 кубометров и длиной стрелы 100 метров. Она работает на Мугунском участке разреза «Тулунуголь», её младший брат ЭШ 40/85 трудится на Азейском участке. На разрезах компании также действуют экскаваторы ЭШ 11/70 и ЭШ 20/90. Они обеспечивают так называемую бестранспортную схему разработки, которую также именуют бестранспортной вскрышей. Это подразумевает, что «пустую» породу, под которой скрывается ценное сырьё, экскаваторы перемещают и сбрасывают в пределах досягаемости стрелы. А уголь грузят в карьерные самосвалы более мелкие и маневренные гусеничные машины.

Такая схема действует на всех предприятиях «Востсибугля» в Иркутской области. Однако на Ирбейском разрезе, который расположен в Красноярском крае и относится к Канско-Ачинскому бассейну, вскрышную породу в отвалы доставляет автотранспорт. Перемещают её уже не шагающие экскаваторы, а механические лопаты серии ЭКГ – экскаваторы карьерные на гусеничном ходу.

Уголь на разрезах добывают с помощью разных технологий. Объединяет их одно – открытый способ добычи, при котором нет необходимости строить шахты. При нём, как уже было сказано, снимают верхний слой земли и породы, под которым скрываются угленосные пласты. Залежи сырья, в свою очередь, отбивают и увозят для дальнейшей переработки или отправки потребителю – самосвалами до железной дороги, затем товарными поездами. Когда уголь заканчивается, карьер заполняют отработанной породой, чтобы восстановить первоначальный ландшафт. Скажем, под Черемховом на месте старых горных выработок, прошедших рекультивацию (именно так называется восстановление нарушенного природного пейзажа), простираются луга.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры