издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Это был ещё не нокаут»

О борьбе в финале конкурса «Лидеры России» рассказывают его участники из Иркутской области

  • Автор: Георгий Борисов, Фото: Георгий Борисов

Решить задачу из области бизнеса, рассказать старшеклассникам о лидерстве, собрать скворечник. Это не жизненный план на ближайшие несколько лет, а часть испытаний, через которые прошли финалисты всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России». Среди них были три представителя Приангарья, в том числе начальник управления по стратегии ПАО «Иркутскэнерго» Тимофей Бенедюк. Своими эмоциями и воспоминаниями они поделились на пресс-конференции.

Официально конкурс «Лидеры России» является частью системы социальных лифтов, которую пытаются создать по инициативе президента страны. Его цель – сформировать управленческую элиту, сообщество «высоко мотивированных» менеджеров, «связывающих своё будущее с Россией». Для этого был предусмотрен многоступенчатый отбор. Заявки на участие в конкурсе подали 199 076 человек. Успешно завершили регистрацию – для этого нужно было среди прочего записать короткое видеоинтервью – 89 094 из них. Тесты на общие знания, числовые и вербальные способности прошли 78 170 человек, из которых 12 500 стали участниками теста на управленческий потенциал. Полуфиналистов во всех восьми федеральных округах оказалось 2691 человек. Три сотни вышли в финал, из них выбрали 103 победителя, которые получили право на образовательные гранты в размере 1 млн рублей. В «золотую сотню» попали и представители Иркутской области.

Каждый из тройки – начальник управления по стратегии ПАО «Иркутскэнерго» Тимофей Бенедюк, начальник отдела лицензирования и аккредитации Братского государственного университета Анна Ефимова, менеджер по управлению проектами Ольга Иванова – точно получил ценный профессиональный и житейский опыт. «Это как определённая точка контроля на жизненном пути, – говорит директор по развитию КФХ Дроздюк Шамиль Султанов, участвовавший в полуфинале в Сибирском федеральном округе. – Точка отсчёта, от которой можно что-то отмерить, оглянуться и сказать: «Два месяца или полгода назад я был вот таким».

Есть два кейса

Финал проходил с 6 по 11 февраля в технопарке науки и искусства «Сириус» в Сочи. Первый день фактически был свободным, но 7 февраля отвели под мастер-классы пятёрки наставников – председателя правления ПАО «Сбербанк России» Германа Грефа, председателя совета Центра стратегических разработок Алексея Кудрина, министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, министра экономического развития РФ Максима Орешкина, мэра Москвы Сергея Собянина. Перед финалистами также выступил директор по развитию проектов Института PEMANDU при аппарате премьер-министра Малайзии Кристофер Датук Тан. Завершила программу вечерняя встречас губернаторами отдельных регионов на тему «Роль лидера в развитии системы государственного управления на региональном уровне: ключевые вызовы и решения».

Во второй день, 8 февраля, финалистов ждали задания для оценки их управленческого потенциала. 9 февраля их разбили на группы, которым предстояло решать кейсы из реальной жизни. Команде, в которой оказались Бенедюк с Ивановой, задачу сформулировал предприниматель Сергей Неустроев. «Мы все собрались, сидим и смотрим на один стул, остающийся пустым, – вспоминает начальник управления по стратегии «Иркутскэнерго». – Входит Неустроев, садится и говорит: «Ребята, у меня для вас на выбор два кейса. Один тяжёлый и сложный, но решается понятными способами. Второй… Я даже не уверен, что вы его решите. Он из моей прошлой жизни, когда я работал в аэропорту «Шереметьево». Конечно, мы выбрали второй».

Задача, на первый взгляд, лежала в области психологии: нужно сделать так, чтобы пограничник, который встречает прилетающих иностранцев на паспортном контроле и фактически является «вторым я» России, вёл себя дружелюбно и приветливо. Несмотря на все сомнения наставника, Иванова через три минуты предложила решение, которое сработало в реальной жизни. «Проблема в том, что пограничники в аэропортах работают на краткосрочной службе, – рассказывает она. – И в большинстве своём, закончив её года через полтора, остаются ни с чем. Непонятно, как сложится их дальнейшая судьба. Мысль была в том, что людей, которые проявляют себя в работе по максимуму, можно потом трудоустраивать в аэропорту. Это мотивация на будущее». Звучали и другие идеи. Например, сделать так, чтобы сотрудники аэропорта улыбались пограничнику, пока он идёт по коридорам на свой пост.

Президент-перевёртыш

После того, как финалисты решили кейсы, им нужно было в паре с другим участником конкурса (с кем именно, до последнего момента было неизвестно) утром 10 февраля провести открытый урок перед старшеклассниками из сочинских школ, рассказав им о лидерстве как таковом. По его итогам школьники заполняли анкету, на основе которой выставляли оценки обоим «учителям». Главными критериями было то, насколько интересным и полезным оказался урок для «целевой аудитории». «Мне досталась школа имени атамана Белого, – говорит Ефимова. – У них очень интересный музей казачества на первом этаже, нас встречали казаки, у меня был девятый класс – ребятишки, одетые в казачью форму. Показалось, что у них достаточно жёсткий классный руководитель: она их так настроила, что они поднимали руку, вставали навытяжку, отвечали и садились. Для меня, как работника вуза, это было очень непривычно – у нас всё-таки открытая среда».

При этом главе отдела лицензирования и аккредитации БГУ нужно было во что бы то ни стало расшевелить школьников. Для этого она предложила им сначала поделиться идеями о том, каким должен быть лидер, а затем с помощью мозгового штурма составить его психологический портрет. Дальше следовала игровая часть: детей разделили на две команды, каждой из которых дали мячик и попросили найти самый быстрый способ передать его через руки всех участников. Среди них сразу определилось несколько групп: те, кто предлагал идеи, те, кто их критически оценивал, и те, кто спокойно ждал готовое решение. После этого каждый нарисовал «колесо баланса» – конструкцию с восемью спицами, символизирующими те или иные качества лидера. Школьникам нужно было определить, в какой степени эти качества у них развиты. Общий вывод: колесо может катиться только тогда, когда имеет форму окружности, так что нужно развивать все умения.

«Я так понял, что у девчонок были самые крутые уроки», – замечает Бенедюк. Сам он решил сыграть на эмоциях детей. Для этого договорился с художником Валентином Дубининым из Калуги о том, чтобы использовать в качестве наглядных пособий его рисунки-перевёртыши. «Мы пытались выбрать президента мира, – объясняет энергетик. – Ребята выбрали Берию, потому что я про него красиво рассказал. Когда я говорил, что нужно не поддаваться первому впечатлению, а смотреть на вещи широко, изучать их под разными углами, мой коллега переворачивал картинки». Осмелимся предположить, что этот ход придал интереса уроку. О том, насколько он был полезным, свидетельствует одна деталь: после выступления к начальнику управления по стратегии «Иркутскэнерго» подошёл один из девятиклассников – «хулиган в хорошем смысле слова, который по-доброму троллит молодых учителей», – и спросил совета о том, куда ему стоит поступать после школы. «Мы минут пятнадцать поговорили, собрались ещё ребята, – заканчивает повествование Бенедюк. – Действительно, человек тридцать скоро приедут поступать в Иркутский национальный исследовательский технический университет».

Собрать за 180 секунд

В продолжение «Социального дня» нужно было выполнить задание, ориентированное на общественную выгоду. Его сформулировал директор природного орнитологического парка в Имеретинской низменности Даниил Поморов. На территории заповедника когда-то вырубили часть леса, из-за чего возник дефицит дуплистых деревьев, в которых гнездятся скворцы и другие мелкие птицы. Сохранить их популяцию пытаются самым простым способом: развешивают скворечники. Их-то и нужно было изготовить финалистам конкурса. Задание может показаться простым, если не учитывать, что у жилища для птиц есть свои «строительные нормы и правила»: использовать следует древесину лиственных пород, высота корпуса и размеры дна определены.

Участникам конкурса выдали заготовки. Для начала нужно было в одиночку собрать скворечник за 24 минуты. С этим не справился никто – в такие сжатые сроки справиться с этим может только команда. Ей и дали то же самое задание на следующем этапе. «Каждая команда придумала, что нужно сделать конвейер, оптимизировать рабочее место, – продолжает начальник управления по стратегии «Иркутскэнерго». – Тут на сцену вывели молодых людей из Росатома, представили их как профессионалов, но не в сборке скворечников, а в организации работ. Не знаю, как другие команды, но мы на них посмотрели и подумали: «Они младше нас, что они нам могут рассказать? Мы же сами – крупные управленцы».

За 24 минуты команда из восьми менеджеров собрала два скворечника и оставила множество незаконченных заготовок. Последовал перерыв, во время которого нужно было решить, как ещё оптимизировать рабочий процесс, чтобы повысить производительность труда и собрать больше скворечников. О том, что можно прибегнуть к помощи специалистов из Росатома, как-то забыли – обсуждались чисто производственные идеи. Например, сделать шаблон с уже вкрученными строго по разметке саморезами, чтобы с его помощью кернить другие заготовки – достаточно просто прикладывать к ним трафарет и ударять по нему молотком. Процесс пошёл быстрее, но максимально возможного результата добиться всё же не удалось. «В конце произошло, наверное, самое интересное и поучительное, – заключает Бенедюк. – Нам показали ролик, где эти парни втроём за три минуты собирают скворечник. Дело в правильно организованной ритмичной работе без криков и суеты. Но это был ещё не нокаут, а нокдаун. Нокаут был следующим ходом: они рассказали, что придумали, как оптимизировать работу, пока летели из Москвы в Сочи. И в отдельном кабинете параллельно вдвоём за три минуты собирали скворечник».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры