издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Самое начало ТЭЦ»

«Сибирский энергетик» продолжает рассказывать о превращении угля в энергию

Доставкой с разрезов путь угля в котлы тепловых электростанций не ограничивается. Вагоны с ним ещё нужно подать на ТЭС или ТЭЦ, принять и выгрузить. Топливу после этого ещё предстоит преодолеть несколько сотен метров по конвейерам, причём эта дорога не всегда заканчивается бункерами котлов. Рассказывая о выработке тепла и электричества из угля, «Сибирский энергетик» переходит к следующему этапу – топливоподаче. И старается узнать всё о работе тех, кто за неё отвечает.

Люди, сведущие в географии жилого района Синюшина гора, без особых проблем найдут рельсы, ведущие в сторону Ново-Иркутской ТЭЦ. Подобным путём – по железной дороге – бурый уголь с разрезов попадает на большинство станций «Иркутскэнерго». Есть, конечно, единственное исключение, когда топливо доставляют самосвалами. Однако оно лишь подтверждает общее правило.

На своих путях

– Мы – самое начало нашей ТЭЦ, мы принимаем уголь, – рассказывает и.о. заместителя начальника топливно-транспортного цеха Ново-Иркутской ТЭЦ по железнодорожному хозяйству Максим Калашников. – Его привозит железная дорога и подаёт по нашим путям необщего пользования. Они начинаются за поворотом от железнодорожной станции Кая, где стоит маневровый сигнал М-61.

Их общая протяжённость составляет 11,7 км. Доставка угля с разрезов до Каи по железнодорожным путям общего пользования – Транссибирской магистрали, иными словами, – в официальной терминологии называется перевозкой. Топливо поступает не только с разрезов компании «Востсибуголь» – некоторую его часть закупают в Красноярском крае. Транспортировка со станции назначения непосредственно на ТЭЦ называется подачей вагонов. В Иркутске за это отвечает компания «Российские железные дороги». Но на ТЭЦ-9 в Ангарске и Галачинскую котельную в Братске уголь подают сами энергетики. Три своих локомотива есть и на Ново-Иркутской ТЭЦ, но это маневровые тепловозы, которые используются только для перемещения вагонов непосредственно на её территории.

Тем не менее на ней работают бригады монтёров пути, локомотивная бригада и дежурные по станции – в общей сложности 24 человека. Получается железная дорога в миниатюре. Небольшими группами – 11–13 вагонов с одним локомотивом или 25 с двумя – на неё поступает и уголь. На «большую» станцию Кая, для сравнения, приходят составы, которые в среднем состоят из 64 вагонов. Хотя использовать слово «состав» в этом случае не совсем корректно – энергетики говорят «маршрут». Уголь на ТЭЦ подают постоянно. Заявка, согласно которой его отгружают разрезы, утверждена на год вперёд. Добывающие предприятия при этом указывают на месяц вперёд количество маршрутов, которые должны прийти с их стороны.

Закрепить, опрокинуть, ссыпать

Уголь, поступивший к энергетикам, в обязательном порядке проходит приёмку. «Мы осматриваем вагоны, – поясняет начальник топливно-транспортного цеха Ново-Иркутской ТЭЦ Дмитрий Тутурин. – Принимаем на предмет исправности – можно ли подавать их на выгрузку угля. Далее эти вагоны зацепляет наш тепловоз и тянет на вагоноопрокидыватель». Помимо этого отбираются пробы угля, которые анализируют на долю влаги, содержание золы, серы и калорийность – показатели, крайне важные при получении тепла и электричества за счёт сжигания топлива.

Между тем вагоны от приёмки до выгрузки проходят по небольшому прямому участку железнодорожного полотна. Это так называемые пути выгрузки, которые проходят через вагоноопрокидыватель. Последний представляет собой специальную конструкцию. Ротор вагоноопрокидывателя при помощи электропривода поворачивается на 170 градусов вместе с вагоном. При этом весь уголь, находящийся в вагоне, ссыпается в приёмные бункеры. Затем ротор возвращается в исходное положение, в него выставляется новый вагон, и цикл повторяется до тех пор, пока все вагоны не будут выгружены.

На каких-то станциях вагоны в опрокидыватель – этот процесс обозначают термином «надвиг» с ударением на первый слог – подают с помощью тепловозов. На Ново-Иркутской ТЭЦ для этой цели используют вагонотолкатели. По-журналистски хочется сказать, что каждый из них фактически представляет собой небольшой локомотив, но это будет не совсем верно. Скорее, вагонотолкатель – это небольшая железнодорожная платформа с двигателем, напоминающая дрезину. Управляется он, в отличие от тепловоза или электровоза, дистанционно.

Механизмами вагоноопрокидывателя также управляет оператор с пульта. «Здесь тоже работают наши люди, – продолжает объяснять Тутурин. – Помимо самого вагоноопрокидывателя машинист управляет ещё дробильно-фрезерными машинами. Они необходимы для того, чтобы раздробить особо крупные или смёрзшиеся куски угля. На этом участок разгрузки заканчивается».

Два пути угля

Топливо ещё нужно подготовить к сжиганию. Дело в том, что уголь поступает на ТЭЦ кусками разного размера. Их «габариты» колеблются от нескольких миллиметров до 30 сантиметров. А в мельницы, которые стоят в котельном цехе и перемалывают топливо для котлоагрегатов в пыль, должна попадать фракция не крупнее 25 мм, или 2,5 см. «Теоретически можно дробить большие-большие куски в пыль, но это нецелесообразно ни технически, ни экономически, – замечает начальник топливно-транспортного цеха Ново-Иркутской ТЭЦ. – Если переделать мельницы, то это приведёт к существенному удорожанию и усложнению процесса. Проще и удобнее приготовить уголь здесь, на топливоподаче. Поэтому мы его предварительно дробим и очищаем от посторонних примесей».

Следующий шаг – поставка сырого угля в бункеры котлов или на угольный склад. Для этого используется система из 17 ленточных конвейеров, которые тянутся в общем на 2,9 км. На склад идёт одна технологическая линия, по которой подаётся уголь, в котельный цех – две. Резервирование необходимо, поскольку подача угля в котлоагрегаты должна идти непрерывно. Поэтому, пока работает одна линия, вторую можно ремонтировать.

Для того, чтобы оценить объём угля, который проходит через цех топливоподачи, достаточно сказать, что у семи агрегатов Ново-Иркутской ТЭЦ по четыре бункера. На восьмом – котле БКЗ-820-140-1, который способен выдавать до 820 тонн пара в час, – их восемь. Вместимость каждого номинально составляет 180 тонн. Все бункеры должны постоянно наполняться углём так, чтобы ТЭЦ без проблем несла свою нагрузку и летом, когда она так невелика, и зимой, когда она достигает максимума.

Вместимость угольного склада Ново-Иркутской ТЭЦ составляет 430 тысяч тонн. Поэтому сообщим несколько фактов о нём из другой области. Например, на складе с 2009 года работает укладчик-заборщик УЗР 1100/1100 – роторный экскаватор на рельсовом ходу. Машина со стрелой на 40 метров, которую венчает роторное колесо диаметром 5,6 м, весит 330 тонн. Её производительность по укладке и забору составляет 1100 м в час, на Ново-Иркутской ТЭЦ она движется вдоль ленточного конвейера длиной 317 м. Там, куда её стрела дотянуться не может, уголь укладывают бульдозерами.

Плюс качество

«Топливо на складе храним, потому что всё время подавать его «с колёс» напрямую на сжигание невозможно нигде в принципе, – Тутурин предупреждает вопрос, который уже сформулирован, но ещё не задан. – Чтобы обеспечить стабильность подачи угля в котлоагрегаты, нужен буфер, который позволит компенсировать неравномерность поставки топлива. На Ново-Иркутской ТЭЦ ситуация осложняется ещё и тем, что в зимний период, когда нагрузки очень большие, угля сжигается больше, чем возможно его принять и выгрузить. В последние годы склад стал нужен ещё и для решения задачи, которая стоит перед всем цехом, – по управлению качеством топлива. Уголь для энергетики должен соответствовать довольно строгим требованиям. Одно из них – доля серы в нём. Верхняя граница содержания приведённой серы в топливе не должна превышать 0,4%, а доля в сухом состоянии – 1,7%. Объясним: первый показатель рассчитывают, исходя из того количества угля, которое необходимо для получения 1000 гигакалорий энергии. Второй – это количество серы в топливе, из которого удалили всю влагу.

Чем глубже залегает уголь, тем больше серы он обычно содержит. Поэтому её доля чаще всего растёт по мере освоения того или иного месторождения. На Мугунском разрезе под Тулуном, который работает прежде всего на нужды энергетики Иркутской области, содержание серы в угле, добываемом в настоящее время, составляет порядка 2% в расчёте на сухое состояние. С другой стороны, местное сырьё обладает хорошей теплотворной способностью. Чтобы использовать его сильную сторону и нивелировать слабую, мугунский уголь подают на сжигание в смеси с менее сернистыми углями.

«Получается, что нам поставляют ещё не полностью пригодное к сжиганию топливо, а сырьё, из которого мы делаем готовый продукт», – резюмирует Тутурин. За то, чтобы он соответствовал требованиям энергетиков, отвечает топливно-транспортный цех. Каждый этап его работы контролируют с центрального пульта, который расположен в здании ТЭЦ. Здесь на двух мониторах видны все процессы – от приёмки угля до его поступления в бункеры котлов. А информацию, оставшуюся за полем зрения камер, передают многочисленные индикаторы на щитах управления.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры